Валентина Дмитриевна Бахматова – человек необычайно скромный. Вот сидим мы с ней на кухне, пьем кофе и говорим о житье-бытье, и я хоть и знаю, что пришла в гости к художнице, пока даже не догадываюсь, что мне предстоит увидеть.

В старинном русском городе Владимир есть художественная мастерская «Русский наличник», которая ранее называлась «Внуки Сварога», занимающаяся изготовлением наличников со смысловым содержанием. Помимо производства авторских наличников художники этой студии стараются изучать древнерусскую культуру (мифы, верования, традиции, и пр), чтобы уметь правильным образом скомпоновать узоры (знаки) на наличнике, дабы они несли в себе не только эстетическую красоту, но и глубокий духовный подтекст.

У него была мечта: увидеть, как рисует художник. Ему казалось, что таинство рождения образа, пейзажа можно постигнуть простым наблюдением за работой живописца. Но где найти, как отыскать художника? Или хотя бы человека, умеющего рисовать. В школе из–за хронического отсутствия учителя уроки рисования не проводились. У деревни же, как известно, свое понятие ценностей. Всегда крестьяне выделяли хозяйскую жилку. Умение растить хлеб и воспитывать детей. Да еще пахать, сеять и косить. А все, что не входило в этот круг, считалось чудачеством, блажью...

Жизнь дизайнера и архитектора Василия Евхимовича полностью изменилась после того, как он взял в руки колесную лиру.

Отголоски языческих культов дожили до 19 века и в фольклоре, и в домовой резьбе. Домовая резьба и наличники в частности — это не только своеобразие художественных традиций определенного региона, в них отпечатались древние, ещё языческие представления.

Прямо у дороги между Деканами и Рижаной за деревьями ежевики и акаций спряталась небольшая долина. На поляне, окруженной лесом, растут старые яблони с полыми стволами, покрытыми мхом, которые создают ощущение принадлежности к далекому времени, которое принадлежит сказкам.

Читателей не следует обманывать тем, что это сказка. Святилище, являющееся плодом кропотливой работы Славы Батисты, вполне реально, а точнее, из камня. И древнеславянские боги тоже реальны, независимо от того, смотрим ли мы на них как на творцов нашего народа или как на творение наших предков. Как бы то ни было, святыня стоит и рассказывает историю нашего прошлого и прошлого Славы Батисты.

Гумна — производственные постройки, предназначенные для сушки и обмолота зерновых (ржи, ячменя, пшеницы, овса) и семенных (конопли, льна, гороха). На Новгородчине они почти полностью исчезли, хотя когда-то были в каждой деревне да и не по одному, а по несколько штук. Богатые или среднего достатка хозяйства имели собственные гумна, хозяйства победнее имели гумно на два-три двора.

Литовские музеи населены сотнями деревянных святых — и некуда деться от их вопрошающих, удивленных, пронизывающих взглядов. Эти сгорбленные фигурки словно молятся о ком-то или кого-то оплакивают, страдают и каются.

Кажется: дерево вобрало весь народ, принявший облик пророков, блаженных, мучеников и ждущий лишь одного — знака, который позволил бы воскреснуть, т.е. заговорить… Подобным образом воздействуют эпические громады: “Илиада”, “Божественная комедия”, “Фауст”, наши “Времена года”. Быть может, в дереве воплотился отсутствующий литовский эпос, именно им и выражено наше эпическое мышление?

Лапти на Руси, равно как и в других странах Восточной Европы, — самая древняя обувь. Их носили с незапамятных времен вплоть до середины XX века главным образом крестьяне. Иногда не гнушались ходить в лаптях и состоятельные люди.

Поиск

Журнал Родноверие