В предыдущей заметке я постарался ответить на вопрос, что такое заговор, использовав три источника.


Знахарка с наговорённой водой и больной ребёнок, фотография 1914 года

Если вкратце, повторю слова специалиста в области славянской этнолингвистики Светланы Михайловны Толстой:

Заговоры – «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, промысловых, родовспомогающих, продуцирующих и других ритуалах.

Если не вкратце, милости прошу по ссылке:

Что такое заговор Заметки Моргора1 апреля

Уже в этой небольшой цитате упоминается связь заговора с ритуалом.

А что такое ритуал?

Согласно большому толковому словарю русского языка, это

«совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт»

Вообще слово ритуал образовано от латинского ritualis, что означает «обрядовый»

Толковый словарь Ожегова раскрывает понятие обряд следующим образом:

«совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции»

Любопытно, что ритуал объясняют через обряд, а обряд через ритуал, конечно...

В общем, считаю эти два слова синонимами, один из которых является латиницизмом.

Итак, заговор и обряд...

Профессиональные исследователи славянской старины выделяют в заговорах следующие обрядовые элементы:

  • привязка к заре (многие заговоры обязательно читаются на утренней или вечерней заре, некоторые – троекратно на одной за другой, начиная с утренней);
  • внимание к фазам луны (заговоры читаются «на молоде месяце», «на ветхе месяце», «в полне месяце», «на перекрое», «на межённых днях», к примеру, заговор «на добрые дела», записанный в XIX веке в Тобольской губернии, читался трижды на молодой месяц);
  • наличие числового кода;
  • наличие глоссолалии (глоссолалия – речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний, имеющая при этом некоторые признаки осмысленной речи (темп, ритм, структура слога, относительная частота встречаемости звуков) и являющаяся элементом религиозного обряда в некоторых первобытных религиях и отдельных ветвях христианства);
  • соединение в заговоре вербального и акционального компонентов – «вещного» слова и «дела» (к наиболее часто распространённым действиям относятся: дутьё на рану, кропление, наговаривание на воду, намазывание маслом больного места безымянным пальцем, натирание водой, обливание, облизывание, размахивание руками, сплёвывание (чаще через левое плечо), умывание);
  • использование различных веществ и предметов, на которые производится наговор (например, вода, воск, соль, пища, шейные кресты);
  • зависимость возможности исполнения заговора от наличия зубов (утрата зубов и жизненных сил приводит к утрате силы магической, однако известны случаи, когда беззубая знахарка прибавляла своим действиям магической силы, держа во рту при произнесении заговора монету или нож – предметы, наделяемые в традиционном сознании признаком крепости и силы).

Список использованной литературы

  • Мадлевская Е. Л. Знахарь и знахарка // Русская мифология. Энциклопедия
  • Майков Л. Н. Великорусские заклинания
  • Смилянская Е. Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России
  • Топорков А. Л. Заря // Славянская мифология: Энциклопедический словарь
  • Топоров В. Н. Числовой код в заговорах (по материалам сборника Л. Н. Майкова «Великорусские заклинания»)
  • Шипановская Л. М. Заговорные тексты как памятники «вещного, чародейного слова»
  • Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов
  • Глоссолалия / А. А. Леонтьев // Советская энциклопедия
  • Глоссолалия // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.  А. Грицанов, Г.  В. Синило
  • Заговоры / С. М. Толстая // Славянская мифология: энциклопедический словарь
  • Толковый словарь Ожегова

Поиск

Журнал Родноверие