Дрегович Силич рыбачил на одной реке, впадающей в Припеть (Припять). Он поднял из-под затопленной коряги еще одну рыбину. И тут из тростниковых зарослей прилетела стрела. Пробив сома, стрела лишь порвала посконную рубаху и слегка оцарапала кожу как раз напротив сердца.

Силич упал на дно челна, услышал чужую речь, увидел руки, ухватившиеся за борт его посудины. Силич в одно мгновение сшиб дубиной троих в воду. Четвертый же успел схватить лук. Но кто-то сильно качнул челн, и лучник вылетел за борт.

Закружила омутистая речка чужаков Вирнику (Водяному) на потеху. Лишь мохнатые шапки остались на поверхности.

Только теперь рыбак увидел на дне челна девушку и мальчишку.

- Не Водяница ли ты (русалка)? Спасла ты мою жизнь. Твоя она теперь. Как зовут тебя?

- Волей зовут. Вольная, значит. Вольная, да в полоне оказалась. Волей меня назвали, потому что еще в младенчестве чудом от хазарина спаслась. После того наш род и покинул селище на Оке. Сбежали мы в тихое место. На Гричин-болоте теперь живем. Жили. Но эти вот выдерцы (разбойники) по дыму нашли нас. Многих убили, в полон увели, истбы пожгли, добро расхватали. Обосновались они на какой-то горе у самой Припяти, издалека пришли, чтобы полонников побольше набрать. Ждут, когда какой-то хан еще больше людей приведет, чтобы все на здешних реках захватить.

Шайтан! Шайтан!

Встревожил Силича рассказ Воли. Задумался он. Решили поселяне разыскать становище выдерцев и сбросить их с той горы в реку. Приплыли на челнах, пришли пешком по только им известным тропам на болотах дреговичи, будины, невры, радимичи. Разыскали становище чужаков.

Бились долго.

- Шайтан! Шайтан! — кричали чужаки, спасаясь от страшного оружия.

Победили поселяне врагов. Выживших отпустили, наказав глаз своих в этих местах не показывать.

А к горе пристало имя Шайтан. Хотя все знали, что никакого злого духа там не было.

И ныне стоит окруженная городскими постройками Шайтан-гора.

Оживленное место

Не все вои разошлись по домам. Многим понравилось сухое высокое место. Остались они жить у подножия горы.

Силич, не раз колотый и резаный в бою, живым пришел домой. Встретила его Воля, как и положено жене встречать воина-мужа. Тесно стало в избе родителей. И решил Силич новую избу ставить на Шайтан-горе. Воля, провожая мужа до челна, сказала, что на той горе тесно уже. А вот рядом есть одно место — настоящий мозырь (лакомый кусочек), как говаривали некогда на Оке. Выслушал Силич жену да так и сделал. Построил новую просторную избу на другой горе.

Река была рядом. Шли по ней лодии и вниз по течению к теплому морю, и вверх медленно тащились к холодному морю и даже дальше.

Молва давно далеко разошлась о селище, расположенном так удобно для житья. Не было на много дней пути в одну или другую сторону места красивее, чем это, называемое Мозырем.

Даже название было созвучно словам, которые употребляли люди из разных мест. Плывущие из Варяжского моря радовались, находя сходство с их словом «масур». И считали, что селище так назвали, потому что вокруг зеленели высокие раскидистые клены, как и на их родине. А те, что поднимались против течения из теплых краев, от степей и гор, слыша слово «мозырь», вспоминали свое слово «мусар», т.е. оживленное место, где можно выгодно торговать, обмениваться товарами, находить друзей.

И все слилось в одно слово Мозырь, впервые произнесенное девушкой, которую забросила судьба в болотные края от самой Оки. Под этим названием и вписан город в историческую летопись в 1155 году. Этот год считается годом рождения города.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Вводная лекция школы «Русская Традиция»

Поиск

Журнал Родноверие