310115 perun01
Про Змеев камень (Чашницкий р-н), расположенный в Витебской области, рассказывают, что под ним раньше жил змей-портной, который в образе прекрасного барчука летал через Лукомльское озеро к своей возлюбленной из деревни Абузерье. Каждый раз, засыпая, он предупреждал её, что коли услышит она гром, то должна тут же его разбудить. Один раз девушка, которой чудовищная личина змея не очень-то и нравилась, не стала его будить, хотя начиналась гроза. Полетел змей искать защиту под своим камнем, но с третьей попытки молния все же поразила его...

Издревле по всей территории расселения славян можно было встретить названия, связанные с грозным языческим богом-громовержцем – Перуном и его женой Громовицей.Действительно ли некоторые места притягивают молнию сильнее других или же подобные топонимы возникли под действием каких-то иных факторов: в силу наличия там капищ, городищ либо других культовых объектов? А может и то, и другое взаимосвязано? Публикуем результаты наших исследований, которые удалось получить в ходе ряда экспедиций.

Ураков бугор – пожалуй, самый известный памятник природы Камышинского района. В ясную погоду обладателю хорошего зрения его запросто можно видеть и с «четвертого», и с «шестого» микрорайона. Расположен он всего-то в 40 км от Камышина (Волгоградская область) выше по течению Волге. Кроме того, Ураков бугор — мистический центр нашего края. Вокруг него сплелись столько былей и небылей, что невольно задумаешься о вечном.

Проблема культовой архитектуры восточных славян языческой эпохи давно привлекала к себе внимание учёных [см. например: Срезневский 1846]. При этом до начала интенсивного археологического изучения славянщины гипотезы о её характере носили довольно умозрительный характер и были производны от общих взглядов того или иного автора на уровень развития славянского общества и его религиозных представлений.

151214 labirint01
Каменный лабиринт. Фото: Н. Лобанова

Лето 2014 года ознаменовалось достаточно интересной археологической находкой в Карелии, сделанной археологами М. Косменко и Н. Лобановой — ранее неизвестным каменным лабиринтом вблизи Керети [1]. Несомненно, М. Косменко и Н. Лобанову можно поздравить: это знаковая находка, которая вновь привлечет интерес к проблеме каменных лабиринтов Русского Севера.

021214 belp01
Слева: иллюстрация из книги В. Семакова — дуб со сквозным дуплом в Язвинском лесничестве. Справа: один из нескольких подобных дубов, обнаруженных во время экспедиций "Уфокома" в Барановичском районе.

Имя Вячеслава Семакова известно всем, кто интересовался историей Беловежской пущи — крупного Национального парка, расположенного на сопредельной территории двух государств — Беларуси и Польши.

На этой территории осталось достаточно нераскрытых тайн, изучение которых затруднено для исследователей ввиду заповедного характера этого реликтового леса. О некоторых из них рассказано в вышедшей в 2014 году (уже после смерти автора) книге — «Были и легенды Беловежской пущи» [5].

Летом 2009 года ярославские краеведы обнаружили неподалеку от Ярославля любопытный комплекс камней, названный "Мерянский Стоунхендж". Есть теория о том, что предтечей Ярославля был некий мерянский прото-город. Он процветал на Волжском торговом пути к арабскому серебру ещё в 9 веке. В восточных хрониках есть об этом смутные упоминания.

Это святилище я бы рекомендовал любителям религиозной архитектуры повидать обязательно. Потому и выкладываю фоторепортаж вместе с другими храмами. Жители Полтавы называют его капищем, хотя капище — лишь часть святилища. Я с ним знаком с самых ранних лет. Склон над Патлаёвкой богат на землянику, чай из листьев которой мне некогда прописали медики. Ещё тогда языческое святилище удивляло своей красотой и гармоничностью. Прибавив в годах это место я и вовсе полюбил. Камень и дерево. Разве это не прекрасно?

Впечатления и размышления краеведа после посещения Конь-Камня — возможно, уникального мегалитического комплекса средней полосы России. А также описание способа, как к нему добраться. Фото автора.

Деревня Кременец находится на окраине Логойского района, на границе с Вилейщиной. Название поселения, где в 1905 году проживало 479 жителей и меньше — в предвоенные время, связано с тем, что здешние земли очень «плодородные» на кремни, или, как здесь говорят, «крамяни». Старожилы рассказывают, что в древние времена сбор этого природного богатства был своего рода промыслом, благодаря которому можно было хорошо пополнить семейную «казну».

Жители деревни Кременец Логойского района Минской области издавна почитают валун-следовик, лежащий в лесу недалеко от деревни. На Великдень до восхода солнца несут крашеные яйца и пасхальную булку, на Троицу кладут зеленые веточки, на Купалье – цветы, на Спас – яблоки, а некоторые, дав оброк, ходят каждое воскресенье, как в церковь.

Поиск

Журнал Родноверие