Государства, народы, народности и племена

По следам древних марийцев

В VI в. на территории Вятки и Ветлуги преемником азелинцев выступает древнемарийская культура, которая представлена Безводненско-Ахмыловским кругом памятников. Для того, чтобы найти ее корни, нам следует обратить свой взгляд значительно западнее. Сложение древних марийцев как этноса происходило западнее современного проживания марийцев. По мнению Т. Никитиной, на Ветлугу и Вятку волжско-финские предки марийцев пришли не ранее VI в. н. э. Как указывалось выше, марийцы могли быть родственны мере и таким образом связаны с дьяковской культурой. Азелинцы же могли быть только прапермским субстратом для них. Дьяковская культура находилась в бассейне реки Москвы и получила название от Дьякова городища. Исторические корни дьяковцев находились в культурах текстильной керамики, которые были общими для прибалтийских и поволжских финнов. Кроме того, климатические изменения обусловили кризис фатьяновской и абашевской культур, поскольку ухудшение климата привело к кризису скотоводства и в регионе исчезли лесостепи и степи, сменившиеся лесами.

Древо жизни сразу для всего человечества построили генетики. Самое большое из когда-либо созданных, оно прослеживает историю нашего вида и показывает, как все люди, живущие сегодня, соотносятся друг с другом и со своими древними предками.


Бронзовая секира. Ананьинская культура. VII—V вв. до н. э. Экспозиция НМРТ

Всадники на конях и всадницы на волках

Далее по Геродоту жили скифы-отщепенцы. Их С. Рассадин сопоставил с ахмыловской группой ананьинских племен. В. Иванов же насчитывал четыре варианта ананьинской культуры. Касательно связей ананьинской культуры, то А. Скаков указывает на импорт кобанских, протомеотских и колхидских вещей. Это было возможно при посредничестве киммерийцев в торговле. В VI в. до н. э. ананьинцы широко расселились по территории современного Русского Севера и на территории современной Архангельской области жила группа ананьинского населения, ставшая позже известной русским как парапермяне тоймичи. В VI-IV вв. до н. э. ананьинцы поддерживали активные связи с сарматами. Во время голода и эпидемий анаьинцы приносили в жертву людей. Это было характерно и для более поздних пермян и коми. Существовали большие поселения, которые были культовыми центрами (Скородум, Гляденово, Гремячановское). Наиболее значительным было Гляденовское костище, чье значение для прапермян было аналогично значению Ромове для балтов. Божества имели антропоморфную и антропоорнитоформную форму. Изображались всадники на конях и всадницы на волках. Ананьинская культура была материнской для пьяноборской культуры. Для ананьинцев были характерны скотоводство и земледелие. Аньинское общество было патриархальным и его основой был род.

Миграция балтов и формирование древней мордвы

Балтские племена смещаются с верховьев Оки на ее среднее течение. Балты оказывают влияние на культуру рязано-окских могильников. Группа носителей балтских традиций сместилась в древнемордовскую среду Верхнего Примокшанья. М. Полесских и А. Халиков отмечали, что прикамское население на Верхней Суре смешалось с родственным городецким населением. Однако мордовские историки не признали эту гипотезу, мотивируя, что в регионе не присутствовала пьяноборская круглодонная керамика. С. Зубов считал, что это объясняется тем, что пришла сравнительно небольшая группа населения, которая пользовалась в быту местной посудой. Однако такое мнение противоречит массовой миграции на территории части Сурско-Окского междуречья и на Шексну и Мологу. В. Ставицкий предполагает, что для мордвы эпоха Великого переселения народов началась раньше, чем для многих народов Восточной Европы.

Споры археологов

Среди российских исследователей финно-уграми постсвидерские культуры считают Н. Николаева и В. Сафронов. Эта гипотеза встретила жесткую критику со стороны финских уралистов А. Айкио и П. Каллио, а также В. Напольских. К уральцам относят неолитическую кельтеминарскую культуру оседлых рыболовов Средней Азии VI-IV тыс. до н. э. В пользу этого свидетельствуют параллели между финно-уграми и дравидами. В этом регионе уральцы находились до отступления ледника на север. На Урале древней уральской культурой была шигирская культура. Палеоевропейцами культуры ямочно-гребенчатой керамики считают П. Каллио и Я. Хяккинен. К культурам ямно-гребенчатой керамики относились каргопольская культура, карельская культура, беломорская культура, культура абсестовой керамики, балахнинская, льяловская, волосовская, рязанская культуры.

В поисках Мерьямаа: волонтерство как средство возрождения мерянского наследия Центральной России Аапо Кихланки.

Магистерская диссертация посвящена волонтерской деятельности как средству поддержания неомерийского движения в Центральной России. Движение направлено на возрождение древнего финно-угорского.

Топонимия и заимствования

Реконструкция исторической карты Восточной Европы возможна благодаря субстратной топонимии. Нужно отметить, что, вопреки Д. Европеусу, самодийской топонимии в европейской России ранее позднесредневекого расселения ненцев в тундре не было. Что же касается угорских топонимов, то они присутствовали в Прикамье, где были манси, а также на Среднем и Южном Урале, в Башкирии и Среднем Поволжье, где проживали венгры. А. Матвеев классифицирует топонимы русского севера как условно северофинские. Саамские же топонимы были широко распространены на русском севере до Коми и Заволочья. Саамская субстратная топонимия в этом регионе предшествовала прибалтийскофинской. В. Напольских предпочитает говорить о парасаамских и древнесаамских диалектах.

А. Мазон, стремясь доказать поддельность «Слова о полку Игореве», заподозрил как «анормальные» формы «Днепр Словутичь» и «Русичи». О форме «Словутич» подробно было сказано выше — в статье Н. М. Дылевского (стр. 195—196), что же касается формы «Русичи», то А. Мазон утверждает, что «множественное число „русичи“, фигурирующее несколько раз в „Слове“, является для истории языка беспримерной аномалией».1 Он ссылается при этом на статью Б. Г. Унбегауна, как специалиста по истории русского языка. Эта статья, напечатанная в 1938 г. в журнале А. Мазона «Revue des études slaves», вызвала еще в 1941 г. наш подробный ответ, статью «Русичи и Русь», но военные события (оккупация и бомбардировка Белграда в 1944 г.) уничтожили все ее издание, и ее можно считать несуществующей в научном обороте.2 Между тем Р. О. Якобсон в 1948 г., не зная о нашей статье, вкратце ответил по этому поводу, приведя почти те же доводы.3 Ввиду того, что вопрос о форме «Русичи» является важным не только для доказательства подлинности «Слова о полку Игореве», но и для истории русского имени и русской идеи, мы рады возможности переиздать нашу исчезнувшую статью на русском языке, значительно ее переделав и дополнив.

Давно это было. Напали на нашу землю страшные враги. Все, кто вышли с ними сражаться, погибли. Некому было хоронить героев – так и лежали они без погребения. И уже разлагались, и стоял смрад великий, и воды напитались смертельным трупным ядом. Немногие уцелевшие люди страдали от жажды.

С кем родство и где прародина?

М. Бакро-Нодь предположила, что уральцы как популяция возникли в 4000 году до н. э., а протоугры выделились из ее состава в 2000 году до н. э. Похожего мнения о возникновении уральцев придерживался П. Каллио.

Что касается вопроса о прародине уральцев, здесь есть несколько точек зрения. В. Шот в 1836 году высказал тезис об урало-алтайском родстве. Его поддержали Ф. Видеман и М. Кастрен. Эта гипотеза базировалась на схожести уральских и алтайских языков в синтаксисе, морфологии, фонетике и лексике. Также в XIX веке была выдвинута идея об уральско-индоевропейском родстве. Эту идею поддерживали шведский уралист Б. Коллиндер, финский ученный А. Йоки, словенский лингвист Б. Чоп. В ХХ веке И. Николаевой была выдвинута идея об урало-юкагирском родстве. Позже ее поддержал В. Напольских. Противником этого мнения являлись венгерский лингвист К. Редеи и его шведский коллега Б. Коллиндер.

Поиск

Журнал Родноверие