Слово о Кологоде

КРУТИСЯ КОЛО КАТИСЯ ДОЛУ

ВО НАВИ ОБНОВИСЯ ВО ЯВЬ ВОЗРОДИСЯ

ВОЗДЫМИСЯ ВЫШЕ БОГИ НЫ СЛЫШЕ

БОГИ НЫ ВИДЕ БО ПРАВО ИДЕ

ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ РОДОВОЙ СУТИ

ОГОНЯ-ПЛАМЕНИ БЕЛОГО КАМЕНЯ

СВАРОЖЬЕЙ КРЕПОСТИ ЛАДИНОЙ ЛЕПОСТИ

ПЕРУНОВОЙ СИЛУШКИ ЯРИЛИНОЙ ЖИВУШКИ

ЛЕЛИНОЙ ЮНОСТИ ВЕЛЕСОВОЙ МУДРОСТИ

МАКОШИНОЙ ПЛОДНОСТИ ДА РОДОВОЙ РОДНОСТИ!

ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

 

 

АЗ) Рекут Мудрые: всё сущее в Мире – суть Воплощённый Все-Бог Род, Явленный во Всемногих Ликах Всебожья, одухотворяющего Всемирье; всякий же истинный Закон (Искон) – суть воплощение Прави Вышней Родовой, поэтому не может быть создан искусственно, но – лишь найден и раскрыт. Коло Годовое являет, по Воле Родовой, Высшее Откровение Действа Божского во Всемирьи, и в сём Откровении Вера (Веда) наша – Искон Родовой – истинное начало своё берёт. Постигая священный смысл Кологода, открывают люди великие тайны Божские, иже во единстве Рода и Природы, Всебожья и Всемирья, Богов и людей от веку заключены.

БОГОВ) Поистине, что бы ни постигал человек, постигает он лишь Дух Родов в СЕБЕ (АЗ ЕСМЬ), все деяния свои Силой Родовой свершая, Сердцем Вещим во всём сущем Волю Родову прозревая – и тем шаги свои по Стезе, Родом ему данной, правя.

ВЕДАЮ) Ведают Мудрые: жизнь человеческая подобна дню, а день – году. Лета Вращение подобно Жизни: Рождению, Расцвету, Смерти и Возрождению. Кологод, иже дню подобен, имеет свою Полунощь – Корочун, Солнцеворот Зимний, да свой полдень – Купалу, Солнцестояние Летнее. Весна – рассветных зорь пора, а Осенина – сумерки всей годины. Солнце Красно встаёт ежедень, а к нощи уходит. И лето следует Солнцу вослед, зима же – новый год родит. И несть дня, когда бы Солнце не встало, и несть нощи, когда б оно не зашло. И несть лета, когда б Солнце не воссияло, и несть зимы, когда б оно не спало.

ГЛАГОЛЮ) Искони тако ведётся: годы и дни – чтутся по Солнцу, месяцы – по Луне, а времена в году – по Земле да по Природе.

ДОБРО) Ведают мудрые: утро года – весна, Млада-Ярилы да Лели-Девы пора; день года – жарко лето, Сварога да Лады время; вечер – златая осень, когда Сноп Велесов Макошь приносит; нощь – зимушка таит семя – Кощея да Мары время. Так Лета Коло вращается – на круг свой всё возвращается: с Колядою – Солнце рождается, с весною – Земля пробуждается… И крутится-вертится Коло – всего Всемирья основа! Тако было, так есть, и так будет, пока Солнце светит, пока Земля родит! Тако ведают люди Вещие.

 

Слава Роду!

 

Писано влх. Велеславом на Родной Земле в лето 4410 от Основания Словенска Великого[1] (в лето 2001 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

 

 

 

КОЛО ГОДА

/РОДНОВЕРЧЕСКИЕ СВЯТОДНИ В СРАВНЕНИИ С «ПРАВОСЛАВНЫМИ» ХРИСТИАНСКИМИ ПРАЗДНИКАМИ/

(1 – 40)

 

КОЛО СВАРОЖЬЕ СВЯТО ВСЕБОЖЬЕ

КРУТИСЯ-ВЕРТИСЯ ДА КОЛОВЕРТИСЯ

КАК РОДОМ ПОРОЖДЕНО ДА ВО ВСЕМИРЬЕ УТВЕРЖДЕНО

КАК СВАРОГОМ СОКОВАНО ДА ВСЕ-СВЕТУ ДАРОВАНО

КАК МАКОШЬЮ ПОВЯЗАНО ДА ПО ПРАВИ УКАЗАНО

КАК ВЕЛЕСОМ ИЗВЕДАНО ДА ПРЕДКАМИ ЗАПОВЕДАНО!

ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

 

 

Рекут Мудрые, что Коло Года есть величайшее Откровение Богов Родных в Яви. Едино Коло – как едино Всебожье Родово. Многолико оно – как многолики Сами Родные Боги. Крутится-вертится Коло Сварожье от веку – водят Хоровод Свой Родные Боги, Круговерть Всемирья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божские глядят, Богов Родных исто славят, да сами через те славления Силами Божскими исполняются, Единство Всебожья Родова во Сердцах Вещих радениями восстановляют… А было тако во пору Древности Седой, и есть тако ныне, и будет тако же – пока Солнце светит, пока Земля родит!..

Слава Богам Родным!

………………………………….

О времени, когда должно Святодни Родноверческие отмечать, сказать особо нужно, ибо есть Святодни недвижимые, и есть Святодни «плавающие» – подвижные. Недвижимые Святодни суть оба Солнцеворота (Зимний да Летний) и оба Равноденствия (Вешнее да Осеннее). Их отмечают строго по Солнцу, не взирая на иные явления. «Плавающие» Святодни суть те, кои отмечаются по явлениям Природы да по растущей либо убывающей Луне. Ещё есть памятные даты – дни основания градов и весей Славянских, дни рождения великих людей, какие-либо сугубые местные и сословные праздники, даты основания Родноверческих Общин и прочие, о коих в другой раз речь поведём…

………………………………….

Первейшие Святодни Родноверческие суть:

1. КОЛЯДА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту[2], день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд Обновления – Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, «помогая» новому Солнцу… «Православные» христиане отмечали 25 стуженя/декабря (по «старому стилю») Рождество Христово[3], причём само празднование начиналось ещё 24 стуженя/декабря – в ночь перед Рождеством. В народе говорили: «На Рождество и Солнце играет», «Зима – за морозы, мужик – за праздники». Примечали: «Коли в этот день снега глубоки – травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло – весна будет холодная», «Если метельная ночь – пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо – густо и ягод будет».

2. ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ – двенадцать Святодней (символизирующих собой двенадцать месяцев в году, не считая Коляды), начиная с кануна Коляды и до Водокреса (см. далее), посвящённых Памяти Предков. Чародейное время, когда Свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков[4], колядования[5], обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок[6] и прочего… «Православные» христиане делили Святки на две части: Святые вечера, длившиеся от кануна Рождества (25 стуженя/декабря) до Васильева вечера[7] (Щедреца – Щедрого вечера – 31 стуженя/декабря), и Страшные (Ворожные) вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня (6 сеченя/января). Святочные вечера (особенно Страшные) считались в народе временем «без креста», ибо, согласно христианским поверьям, в это время года только что родившийся младенец Иисус ещё не был «крещён»[8], а иудейский Бог Саваоф (или Иегова) от радости, что у него родился сын, отомкнул двери Иного Мира и выпустил всех бесов «погулять».

3. ВОДОКРЕС – последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям здраву – благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов… «Православные» христиане отмечали 6 сеченя/января Крещение Господне (иначе называемое Богоявлением), вспоминая о «крещении»[9] Иисуса в водах реки Иордан[10] в Палестине.

4. ГРОМНИЦА – встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним… «Православные» христиане отмечали 2 лютеня/февраля Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминала христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова.

5. ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ – ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ) – Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог»), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому – приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса – Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями… «Православные» христиане отмечали 11 лютеня/февраля день Святого Власия – покровителя скота. О сём в народе говорили: «Власьев день – Коровий праздник», «У Власия и борода в масле[11]». Собственно Власию предшествовали: 4 лютеня/февраля Никола Студёный («На Студёного Николу снегу навалит гору») – время «звериных свадеб»; 5 лютеня/февраля Агафья Коровятница («На Агафью Коровья Смерть по сёлам ходит») – в деревнях творили обереги на скот; 6 лютеня/февраля Вукол Телятник («На Вукола телятся жуколы[12]»); 8 лютеня/февраля Захарий Серповидец («На Захария Серповидца гляди серпы на лето», «Захарию Серповидцу молятся бабы-жницы»); 10 лютеня/февраля Прохор («На Прохора Зима заохала», «Пришли Прохор да Влас – никак, скоро весна у нас»). Сразу после Власия отмечали Онисима Зимобора (Онисима Овчара) – 15 лютеня/февраля. В этот день «Зиме время вспять поворотить»; ночью «окликали» звёзды, чтобы овцы лучше телились, а поутру бабы «зорнили пряжу» – выставляли первый моток пряжи «на зорю», дабы вся пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. 16 лютеня/февраля отмечали Маремьяну Праведную или Меремьяну-Кикимору. В этот день особливыми подношениями старались задобрить Кикимору (потворницу Самой Матери Макоши, супругу Домового), чтобы она не путала пряжу и не проказила по ночам.

6. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) – зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле… «Православные» христиане 21 лютеня/февраля отмечали день Тимофея Весновея. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей – уж тепло у дверей», Февральские Тимофеи – Весновеи; как ни злись метелица, всё весной повеивает», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна».

7. КОЩЕЕВ ДЕНЬ – отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде… «Православные» христиане отмечали 29 лютеня/февраля день Святого Кассиана, именуя его: «Касьян Немилостивый», «Касьян Злопамятный», а тако же: «Скупой», «Завистник», «Корыстник», «Косоглазый», «Остудный» и проч. В народе говорили: «На что Касьян взглянет – всё вянет», «Касьян на скот взглянет – скот валится, на дерево – дерево сохнет». «Касьяновым глазом» называли дурной глаз колдуна.

8. СОРОКИ – Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай… «Православные» христиане отмечали 9 березозола/марта день Сорока Мучеников. В народе говорили: «На Сорок Мучеников сорок птиц прилетает, сорок печуг на Русь пробирается», «На Сорок Святых прилетел кулик из-за моря, принёс Весну из неволья», «На Сорок Мучеников – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков». В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.

9. МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) – один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию[13]. Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь – входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас – своих потомков[14]. Время возрождения – Весеннего «воскрешения» (от «Крес» – «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Сразу за Масленичной Неделей[15] следует Комоедица – Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки[16]. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озрничать на пасеках в течение всего года… «Православные» христиане отмечали 25 березозола/марта Благовещенье[17], кое почиталось третьими (после Громницы/Сретенья и Сорок/Сорока Мучеников) Закличками Весны. В народе говорили: «На Благовещенье Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Благовещеньем медведь из берлоги встаёт», «Благовещенье – птиц на волю отпущенье». Тако же о сию пору примечали: «На Благовещенье гроза (Первый Гром – Вешнее Перунье) – на тёплое лето». Собственно Благовещенью предшествовали: 12 березозола/марта Феофан Проломи Наст – «На Феофана туман – быть большому урожаю на лён и коноплю»; 17 березозола/марта Алексей Тёплый (Алексей Водотёк) – «Алексей пришёл – ледок поколол», «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей», «Алексей – с гор воды потоки, а рыба с зимовки», «Алексей – выверни оглобли из саней»; 19 березозола/марта Дарья Грязные Проруби (Дарья Поплавиха) – время, с которого начинали белить холсты. Вскоре после Благовещенья отмечалась Матрёна Настовница или Матрёна Полурепница[18] (27 березозола/марта) – время схода последнего снежного наста и прилёта пигалиц-настовниц (чибисов).

10. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО – чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 30 березозола/марта день Иоанна Лествичника, пекли из теста «лествицы для будущего восхождения на Небо» и старались всячески задобрить «бесившегося» до полуночи (либо до первых петухов) Домового.

11. ВОДОПОЛ (ДЕНЬ ВОДЯНОГО) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек… «Православные» христиане отмечали 3 цветеня/апреля Никиту Водопола. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт[19], то рыбный лов будет худой». Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 цветеня/апреля) – собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно». На Акулину (7 цветеня/апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины – наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 цветеня/апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы – подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

12. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) – тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем… «Православные» христиане отмечали 5 цветеня/апреля Федула Ветреника и Федору Ветреницу. В народе говорили: «Пришёл Федул – теплом подул», «Федул тепляком подул», «До Федула дует северяк, а с Федула теплынью тянет», «Пришёл Федул, тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил». Если же на Федула стояло ненастье, говорили: «Ныне наш Федул с ветра губы надул».

13. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) – Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. Мудрым же – Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти… «Православные» христиане отмечали 14 цветеня/апреля Мартына Лисогона. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи»: «На Мартына курячья слепота на лисиц нападает». Тако же в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел – на отдельное семейное житьё… В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу…

14. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ – череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему (см. далее), чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели – Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов – Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней… «Православные» христиане отмечали 16 цветеня/апреля Ирину (Арину) Урви Берега – начало Русалий. В народе говорили: «Ирина – Урви Берега, Разрой Берега», «Ирина – Заиграй Овражки», «Не устоять берегу против Ирининой воды». Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут – жди помехи на урожай».

15. ЛЕЛЬНИК – Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю – Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля – накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин – Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин – Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост – Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится… В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу…

16. ЯРИЛА ВЕШНИЙ – Ярила «отмыкает» (оплодотворяет[20]) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав… «Православные» христиане отмечали 23 цветеня/апреля день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) – Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет», «Егорий с росой, а Никола[21] с травой», «Егорий с теплом, а Никола с кормом», «Егорий Храбрый – зиме ворог лютый». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище – на Ярилину (Егорьеву) росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов», «На Юрия роса – не надо коням овса», «Гони животину на Юрьеву росу». Просили Ярилу (Егория) – Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря – оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха», «С Егорья – начало сева яровых». По Юрьеву Дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз – будет просо и овёс», «На Егория мороз – под кустом овёс», «На Юрия мороз – гречихи воз», «На Егория роса – будут добрые проса».

17. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ – чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

18. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) – череда Святодней, предшествующих Дню Земли (см. далее), неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых. «Православные» христиане отмечали о сию пору Пасху[22], коей предшествовала так называемая Страстная Неделя[23]. Неделя, следующая за Пасхой, называлась Фоминой Неделей – временем поминовения усопших. Основным днём Фоминой Недели почитался вторник, именуемый в народе РОДОНИЦЕЙ (РАДУНИЦЕЙ)[24], когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время которого усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Фоминой Недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Фоминой Недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.

19. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) – Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь – Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву – слушают Землю… «Православные» христиане отмечали 9 травеня/мая Николу[25] Вешнего (Николу Тёплого). В народе говорили: «Нет за мужика поборника – супротив Николы (Велеса)», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает», «В Николу как дождь – будет хлеб и рожь», «Егорий коров запасает[26], а Николай – коней», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травою».

20. ЖИВИН ДЕНЬ – Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны[27]… «Православные» христиане отмечали 13 травеня/мая Лукерью Комарницу, ибо, по приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров – быть хорошему овсу, комара нет – овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами «на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь…

21. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ) – череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому (см. далее), чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов – Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада… «Православные» христиане отмечали о сию пору Вознесение[28]. В народе говорили: «Цвести весне до Вознесенья», «Дошла весна до Вознесенья – тут ей и конец», «Весна на Вознесение на Небо возносится – на отдых в Ирий Светлый просится», «С Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье – и дедам (Предкам), и внукам (живым их потомкам)». Седьмая от Пасхи неделя называлась Семицкой, а седьмой от Пасхи – следующий за Вознесением – четверг именовался Семиком или Русалкиным (Русальим) Днём. В народе говорили: «На Русальной Неделе купаться опасно – Русалки защекочут». В Семик девушки ходили в лес – «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями[29]. Семицкая суббота называлась Кличальным Днём, когда совершались особливые обряды проводов Русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю…

22. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ – Змеиный праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие… «Православные» христиане отмечали 30 травеня/мая Исакия Змейника. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть» безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка (знахарка) не зашепчет». В народе о Змейнике говорили: «За Федосьей[30] – Исакий, выползает из нор гад всякий», «На Исакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу», «На Исакия средь ряски – змеиные пляски», «На Исакия Семиглавый Змей – змеиную свадьбу справляет».

23. ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ) – праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвящённый победе Бога Трояна над Чёрным Змеем. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав – Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье… «Православные» христиане отмечали о сию пору Троицу и Духов день (Пятидесятницу)[31]. О сию пору издревле поминали Предков[32] и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» – то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова Дня не с одного Неба – из-под Земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух – будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

24. КУПАЛА – один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту[33]. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы… «Православные» христиане отмечали 24 кресеня/июня день Иоанна Крестителя (Ивана Купалы[34]). Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки[35]. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе… Накануне Купалы отмечался день Агриппины или Аграфены Купальницы (23 кресеня/июня). Этот день считался началом купания, хотя при тёплой погоде, конечно, начинали купаться гораздо раньше, ибо одни лишь пожилые люди избегали купаться до сей поры, о чём и говорили в народе: «На Аграфену Купальницу старики закупываются[36]».

25. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) – чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары… «Православные» христиане отмечали 29 кресеня/июня Петров день (день Петра и Павла). В народе говорили: «Пётр и Павел жару прибавил», «Пётр и Павел день убавил», «К Петрову Дню вода в реке умеженится (спадёт)», «На Петров день Солнышко играет». Молодёжь о сию пору качалась на Ладиных или Сварожьих (Петровских) качелях: «Петровские качели – на Летопроводца[37] обрученье», поэтому Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.

26. ПЕРУНОВ ДЕНЬ – великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей… «Православные» христиане отмечали 20 липеня/июля Ильин день (Илью Пророка). В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда – лето, а после обеда – осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после – и баба фартуком нагонит», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина Дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина Дня в поле сива коня не увидать – ночи тёмные». «Илья Пророк – косьбе срок» – то есть заканчивается сенокос и начинается жатва[38], «Илья Пророк в воду льдинку уволок» – по поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела[39]. Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни… Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим – во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову (Ильину) Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую, подробнее о коих см. наши: «СВЯТО ПЕРУНЬЕ» и «ПЕРУНОВ ДЕНЬ».

27. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) – буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени… «Православные» христиане отмечали 8 серпеня/августа день Мирона Ветрогона. По приметам, в этот день дуют сильные ветры. В народе о сём говорили: «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном летечке стонут», «Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету», «Каков Мирон Ветрогон, таков и январь». Вскоре после Мирона Ветрогона отмечался Михей Тиховей (14 серпеня/августа) – «На Михея дуют ветры тиховеи – к ведренной (погожей) осени», «Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается», «Михей с бурей – к ненастному сентябрю».

28. СПОЖИНКИ – праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая[40]) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу[41]… «Православные» христиане отмечали 15 серпеня/августа Успение Пресвятой Богородицы. В народе говорили: «Успенский пост спожинками разрешается», «Успение кончает дожинки». Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку – на пест, на колотило, на кривое веретено!» – возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу…

29. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО – чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб… «Православные» христиане отмечали 22 серпеня/августа день Агафона Огуменника. По поверьям, в ночь под Агафона Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В народе говорили: «На Агафона Леший из лесу в поле выходит». В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства…

30. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ) – праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени – чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам»… «Православные» христиане отмечали 8 вересеня/сентября Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую[42] хорошая – осень будет хорошая».

31. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ – осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары… «Православные» христиане отмечали 14 вересеня/сентября Воздвиженье Креста[43]. В народе говорили: «Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает», «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась», «Двинулись над Русью птиц вереницы», «На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся – уходят под Землю», «Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю[44] перед зимней спячкой», «На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется», «На Воздвиженье медведь в берлогу уходит». По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя – «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева[45], имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников…

32. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ) – холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями… «Православные» христиане отмечали 20 вересеня/сентября день Евстафия (Астафия) Листобоя. В народе говорили: «На Астафия примечай ветры: северный – к стуже, южный – к теплу, западный – к мокроте, восточный – к вёдру», «На Астафия ветряк дует всяк, дуют ветры – листобои», «Коли на Астафия туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет».

33. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) – один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию[46]. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой»… Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны[47], оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави… «Православные» христиане отмечали 24 вересеня/сентября Фёклу Заревницу, прозванную так в народе из-за палов сухой травы на полях. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Говорили: «На Заревницу хозяину – хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок». Примечали: «С Заревницы – зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль – «убегает лошадиным скоком».

34. ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ) – Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле – конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму… «Православные» христиане отмечали Покров[48] 1 листопада/октября. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга – зима тёплая; если с запада – снежная». С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет[49]», «Если снег Землю покрывает на Покров – счастливое предзнаменование для обручённых». Девушки, кому пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Землю снежком, а меня женишком!» С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома – на зимнем корме. Тако же Покров – начало женских работ в избе… Вскоре после Покрова отмечали Иерофеев (Ерофеев) день (4 листопада/октября). По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под Землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие, порой, ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь Землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной…

35. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) – череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью (см. далее), неделя поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий – до будущей весны… «Православные» христиане субботу перед Дмитрием Солунским[50] называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, о сию пору Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле. Кузьминскими Дедами называли поминальную субботу перед днём Святых Космы и Дамиана (1 груденя/ноября), а Михайловскими Дедами называлась суббота перед днём Михаила Архангела (8 груденя/ноября).

36. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей[51] всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб – распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу… «Православные» христиане отмечали сразу две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, именуемой в народе Земляной и Водяной Матушкой[52], Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно происходящих от колдовства): 14 листопада/октября – день Параскевы Грязнихи, Параскевы Порошихи или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября – день Параскевы Пятницы или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины»…

37. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ – чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.

38. СВАРОЖКИ – череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей. Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом… «Православные» христиане отмечали 1 груденя/ноября день Святых Космы и Дамиана – Кузьму-Демьяна Зимнего (Кузьминки)[53]. В народе говорили: «Кузьма и Демьян – проводы осени, встреча зимы, первые морозы», «Кузьминки – курьи именины, девичий праздник», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол». О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь: «Кузьма-Демьян с осеннего перепутья путь правит», «Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье». Очень много Кузьминских приговоров связано с началом зимы и первыми морозами: «Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идёт», «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь Святую в ней ледяные цепи куются», «Закуёт Кузьма-Демьян, до весны не расковать», «Кузьма и Демьян с гвоздём», «Кузьма-Демьян – скуй воды», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна» и т.п. Тако же о сию пору отмечались: 2 груденя/ноября – Акиндин и Пигасий («Акиндин разжигает овин, Пигасий Солнце гасит», «Акиндин и Пигасий осматривают житницы»); 6 груденя/ноября – Павел Исповедник и Варлаам Хутынский – Ледоставы («Если на Ледоставов снегопад, зиму надо ждать снежную, хорошую для озимых», «Если лёд на реке становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко – то и хлеба будет гладко», «На Ледоставов встречаются два друга – мороз да вьюга»); и 8 груденя/ноября – Михаил Архангел, пора кратковременных Михайловских оттепелей: «Кузьма закуёт, а Михайло раскуёт». Если же оттепелей не было, говорили: «С Михайлина дня зима стоит, Земля мёрзнет», «День Михайла – с полумостом», «Михайло мосты мостит», «Со дня Михайла Архангела зима морозы куёт».

39. МАРИН ДЕНЬ – приход Морены-Зимы[54]… «Православные» христиане отмечали 9 груденя/ноября Матрёну (Матрону) Зимнюю. Примечали: «На Матрёну иней на деревьях – к морозам», «Коли на Матрёну туман – к оттепели», «Если в этот день гусь выйдет на лёд, то будет ещё плавать на воде». По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя/ноября. «Православные» христиане отмечали в этот день Введение Марии Богородицы во храм[55]. В народе говорили: «На Введение зима вводится», «Введение – ворота зимы», «Введение пришло – зиму привело», ибо верили, что в этот день зима окончательно вступает в свои права. За день до Введения отмечали Прокла (20 груденя/ноября) – день, когда творили обереги от всякой нечисти: «На Прокла всякую нечисть проклинают». Сразу после Введения отмечали Прокопьев день (22 груденя/ноября) – день, начиная с которого устанавливался первый санный путь: «Введение идёт – за собой Прокопа ведёт», «Прокоп по снегу ступает – дорогу копает», «Прокопий дороги прокапывает», «Где Прокоп прокопал, там и зимний путь стал».

40. КОРОЧУН – самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год… «Православные» христиане праздновали 24 стуженя/декабря Сочельник (от славянск. «сочиво» – «кутья»). По поверьям, ночь перед Рождеством (25 стуженя/декабря – см. «КОЛЯДА») благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т.п. в народе о сию пору примечали: «Коли под Рождество Небо звездисто – богатый приплод скота и много ягод на будущий год», «Каков в Сочельник иней на деревьях, таков цвет будет на хлебе», «Ясный день – сильные морозы, к хорошему урожаю», «Коли тропинки черны – урожай на гречу»…

………………………………….

 

ДВАДЦАТЬ ВАЖНЕЙШИХ СВЯТОДНЕЙ КОЛОГОДА:

* 1. КОЛЯДА (25 стуженя/декабря);

2. Велесовы Святки (25 стуженя/декабря – 6 сеченя/января);

3. Громница (2 лютеня/февраля);

4. Велесов день (11 лютеня/февраля);

5. Сороки – Заклички Весны (9 березозола/марта).

* 6. МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);

7. Ярила Вешний (23 цветеня/апреля);

8. Вешние Деды (Навья неделя перед Вешним Макошьем);

9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);

10. Ярила Мокрый (3 кресеня/июня).

* 11. КУПАЛА (24 кресеня/июня);

12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);

13. Перунов день (20 липеня/июля);

14. Спожинки (15 серпеня/августа);

15. День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября).

* 16. ТАУСЕНЬ-РАДОГОЩ (24 вересеня/сентября);

17. Осенние Деды (Навья неделя перед Осенним Макошьем);

18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);

19. Сварожки (1 – 8 груденя/ноября);

20. Марин день (21 груденя/ноября).

………………………………….

 

ДВЕНАДЦАТЬ УДЕЛОВ БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, из коих состоит Малое Коло Сварожье[56]:

1. Удел Коляды Сварожича – месяц сечень/январь.

2. Удел Велеса – месяц лютень/февраль.

3. Удел Лели (Весны-Девы) – месяц березозол/март.

4. Удел Макоши Вешней (Матери Сырой Земли) – месяц цветень/апрель.

5. Удел Живы – месяц травень/май.

6. Удел Ярилы – месяц кресень/июнь.

7. Удел Купалы Сварожича – месяц липень/июль.

8. Удел Даждьбога – месяц серпень/август.

9. Удел Рода и Рожаниц – месяц вересень/сентябрь.

10. Удел Макоши-Осенины (Владычицы Судеб) – месяц листопад/октябрь.

11. Удел Мары – месяц грудень/ноябрь.

12. Удел Корочуна (Кощного Бога) – месяц стужень/декабрь.

Удел Самого Рода – поистине весь Кологод, ибо Все-Сущий Все-Бог Род Есть Недвижимый Центр Кологодного Коловрата, Исток всякого Коло-Вращения во Всемирьи.

………………………………….

 

ЧЕТЫРЕ УДЕЛА БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, в соответствии с 4 временами суток, 4 Сторонами Света и 4 Стихиями:

1. Удел Кощного Бога и Мары-Морены: Зима – Ночь – Север – Земля.

2. Удел Ярилы-Весеня и Девы-Лели: Весна – Утро – Восток – Вода.

3. Удел Даждьбога Сварожича и Лады-Матушки: Лето – День – Юг – Огонь.

4. Удел Велеса и Макоши: Осень – Вечер – Запад – Воздух.

………………………………….

 

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

1. Купала (лето): 24 кресеня/июня – Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.

2. Перун: 20 липеня/июля – Велес: 11 лютеня/февраля.

3. Масленица-Комоедица (весна): 25 березозола/марта – Таусень-Радогощ (осень): 24 вересеня/сентября.

4. Жива: 13 травеня/мая – Мара: 21 груденя/ноября. Либо: Вешние Деды: Навья неделя перед Вешним Макошьем (9 травеня/мая) – Осенние Деды: Навья неделя перед Осенним Макошьем (28 листопада/октября).

………………………………….

 

Слава Роду!

 

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ» на Родной Земле в листопад-месяц (октябрь) лета 4412 от Основания Словенска Великого (лета 2003 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!

 

 

 

© Русско-Славянская Родноверческая Община «РОДОЛЮБИЕ»

© Содружество Общин «ВЕЛЕСОВ КРУГ»              


 

[1] Согласно некоторым письменным источникам, Словен (брат Руса) основал Словенск Великий в 2409 году до н.э. (в 3099 Году от “сотворения Мира”, согласно христианскому летосчислению): “…И от создания мира 2242-го Году от потопа, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения до начала Великаго Словенска, иже ныне Великий Новград 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала Великаго Словенска 3099 лет. Словен же и Рус живяста между собою в любве и княжаху тако, и завладеша многими странами тамошних краев, такоже по сих сыновей их внуцы княжаху по коленам своим, и налезоша себе славы вечныя, и богатества много мечем своим и луком, обладаша же и северными странами и по всему Поморию даже и до предел Ледовитаго моря, и окрест Желтовидных вод… И хождаху де и на Египетцкия страны и воеваху, и многое храбрство показующе, во иерусалимских и великих варварских странах велий страх от них тогда надлежаще…” Подробнее об этом – см. книгу: “Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Выпуск 1.” – Москва: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997; стр. 4 – 17, 140 – 146; цитата приведена со стр. 142. Сам цитируемый рукописный памятник хранится в Отделе рукописей Библиотеки Академии Наук в Санкт-Петербурге, шифр 32.3.16, листы 85 – 98. (Здесь и далее – прим. влх. Велеслава.)

[2] Обычно празднуется, когда Солнце «на заячью лапку» переходит за точку Солцеворота.

[3] Так как об исторической дате рождения Иисуса (Исуса) Христа ничего не известно, христиане приурочили её к Зимнему Солнцевороту – Дню Рождения Солнца, отмечаемому всеми Язычниками. В первые века христианства Рождество Христово отмечалось одновременно с Крещением и Богоявлением, и только в 4 веке от н.х.л. эти праздники разделились двухнедельным промежутком.

[4] Совершаемое о сию пору «кормление» Мороза кутьёй (сочивом – поминальной кашей, приготовленной из размоченных в воде пшеничных зёрен) – также связано с почитанием Предков.

[5] Ряженые в обличьях выходцев из Нави и личинах Животных обходили дома, пели пожелания блага на грядущий год и получали за это отдарки в виде пищи с праздничного стола.

[6] В это время складывались многие пары, а после Водокреса наступала пора Зимних Свадеб.

[7] Васильев вечер – вечер перед Васильевым днём, отмечавшимся 1 сеченя/января.

[8] Хотя, как известно из Евангелий, Иисус был «крещён» в реке Иордан иудейским пророком Иоанном Крестителем далеко не в младенческом возрасте.

[9] Древнерусское слово «Крес» означало «Огонь», поэтому Крещением первоначально называлось посвящение Огнём. С водою же были связаны различные очистительные обряды, которые назывались иначе…

[10] Отсюда пошло название иорданей – прорубей, в которых купались на Богоявление.

[11] Масло (равно как и молоко) издревле входило в требы, приносимые Велесу.

[12] Жуколы – телята, рождающиеся в месяц лютень/февраль.

[13] Обычно празднуется, когда Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Многие Родноверы празднуют о сию пору Новолетие – Новый Год, рождающийся на Коляду, но приходящий в Явь лишь на Весеннее Равноденствие, когда оканчивается зима и расцветает Земля.

[14] Основной обрядной стравой на Масленицу издревле почитались блины, своей формой напоминающие Солнце. Первый испечённый блин обычно не ели сами, но клали на слуховое оконце в избе, посвящая его душам Предков.

[15] Каждый из дней Масленичной Недели имел в народе своё название: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщины Вечёрки, Золовкины Посиделки и Прощёное Воскресенье.

[16] Согласно другим представлениям, Медведь выходит из берлоги лишь на Василия Парийского (12 цветеня/апреля), когда «Василий Земле пару поддаёт» и «Земля запарится, как в бане».

[17] Согласно Евангелиям, в этот день Деве Марии явился «ангел» и сообщил о том, что вскоре ей предстоит стать матерью «Спасителя».

[18] Полурепницей Матрёну называли оттого, что о сию пору в деревнях отбирали годные репы для посадки, кои составляли «неприкосновенную половину».

[19] По крайней мере, так деялось на реке Оке.

[20] Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «Коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «Коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся…

[21] «Православные» христиане отмечали Николу Вешнего 9 травеня/мая.

[22] Само название «Пасха» происходит от наименования иудейского праздника «Песах» (иврит. «минование»), празднуемого в честь вероломного бегства иудеев из Египта. «Православные» христиане праздновали на Пасху «воскресение» Иисуса из мёртвых, описанное в Евангелиях. Обычай красить яйца (из Яйца Все-Бога Рода было рождено Всемирье), печь куличи (фаллоподобные хлеба, символизирующие Оплодотворяющее Начало Рода и Вечное Возрождение) и даже сама идея «воскресающего» весною Бога – всё это было заимствовано христианами у наших Предков-Родноверов и не имеет никакого отношения к иудейской (Библейской) традиции. 19 июня 325 года Первый Вселенский Собор в Никее определил время празднования Пасхи для всех христиан – после Весеннего Равноденствия и следовавшего за ним первого полнолуния, в пределах между 22 марта (4 апреля по новому стилю) и 25 апреля (8 мая по новому стилю).

[23] В память о «страстях» – истязаниях Иисуса перед распятием, описанных в Евангелиях.

[24] На Родоницу Родноверы справляют тризны по Предкам. Воины бьются друг с другом обрядным боем на возвышенных местах – «боряхуся по мертвецы», дабы Предки радовались их удали и силе.

[25] «Православные» христиане чтили «святого Николу» во многом так же, как их Предки-Родноверы чтили Велеса.

[26] То есть на Егорьев день коров начинают пасти.

[27] Отмечается в середине месяца травеня/мая.

[28] «Православные» христиане отмечали Вознесение через сорок дней после Пасхи, не позднее 3 июня. По христианским поверьям, на сороковой день после смерти на кресте «воскресший» из мёртвых Иисус вместе с учениками отправился на гору Елеонскую и оттуда «вознёсся» на Небеса. Вознесение почиталось в народе Праздником Мёртвых, поэтому в этот день в деревнях пекли и раздавали «Божьи онучи» – блины овальной формы, ибо полагали, что именно в подобных онучах «вознёсся» Иисус.

[29] В летописных записях за 1432 г. от н.х.л. говорится о «неистовых плясках», устраиваемых около берёз, за что их участницы, по словам летописца-христианина, однажды были превращены «в камни молнией из налетевшей тучи». Такие же обряды, берущие своё начало ещё в глубокой древности, сохранялись на протяжении веков. Так, например, в конце 19 века от н.х.л. в Тюменском уезде Тобольской губернии, по данным этнографии, участницы священнодействия сначала медленно водили хороводы под «проголосные» (протяжные) песни, потом постепенно переходили к плясовым, и весь хоровод словно преображался: «в круг влетают в бешеной пляске пары, а с ними пляшет и неистово вертится «берёзка» (особливо выбранная девушка)». Подобные «бешеные пляски» тако же использовались во время радений (в качестве трансовых техник) членами многих мистических сект, таких, например, как «Хлысты» и проч.

[30] «Православные» христиане отмечали 29 травеня/мая Феодосию Колосницу. В народе говорили: «Пришла Федосья – во ржи колосья». Этот день считался самым несчастным в году; про него в народе говорили, что он один «стоит всех понедельников – трудных дней»…

[31] «Православные» христиане отмечали Троицу в воскресенье через пятьдесят дней после Пасхи, а Духов день – в понедельник. Празднование совершалось в честь «сошествия Святого Духа на апостолов», описанного в Евангелиях, которое осмыслялось христианами как проявление Божественной Сущности Святой Троицы: «Бога Отца», «Бога Сына» (Иисуса Христа) и «Бога Святого Духа».

[32] Суббота перед Троицей называлась Троицкими Дедами; помимо почитания Предков вообще, в этот день единственный раз в году можно было поминать умерших «не своей» смертью, особенно самоубийц.

[33] Обычно празднуется, когда Солнце «на птичий нос» переходит за точку Солнцеворота.

[34] Согласно Евангелиям, Иоанн Креститель (чьё имя происходит от иудейск. «Иоханан» – «милость Иеговы» или «Иегова да будет милостив») был суровым аскетом, поэтому его имя вряд ли подходит для названия такого Жизнеутверждающего и любвеобильного Славянского Праздника, как Купала.

[35] Купальский Костёр, через который прыгают пары, называется Купальцем и отличается от священного Огня на Капище, предназначенного для принесения треб Родным Богам, прыгать через который – считается хулой на Богов.

[36] То есть начинают купаться.

[37] «Православные» христиане отмечали 1 серпеня/сентября день Симеона (Семёна) Летопроводца.

[38] С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. Такой хлеб называли «зажиночным» и благословляли как «новину».

[39] Тако же говорили: «На Ильин день олень копыто обмочил – стала вода холодна».

[40] В некоторых губерниях сей Праздник именовался Госпожинками – в честь Госпожи Матери Урожая (Макоши – в древности, Матери Пресвятой Богородицы – во времена насаждения христианства).

[41] В некоторых губерниях, где Имя Велеса (Волоса) не стёрлось в памяти народной за века так называемого «двоеверия», обычай оставлять в поле сплетённые особым образом колоски «Волосу на бородку» сохранился вплоть до 20 века от н.х.л. Кое-где колосья заплетали («заламывали») святому Николаю, отчасти «заменившего» (с приходом на Русь христианства) в народном сознании Велеса: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая», а рядом закапывали в Землю печёный хлеб и соль.

[42] Малая Пречистая – народное название Рождества Богородицы. Большая Пречистая – Успение Богородицы.

[43] По христианской легенде, о сию пору Елена, мать императора Константина Великого, «нашла» крест, на котором был распят Иисус Христос.

[44] Тако же верили, что змея, укусившая человека без Божьего на то позволения, не может уйти под Землю вместе со своими сородичами и будет вынуждена одна мёрзнуть всю зиму.

[45] Символизировавшего собой Мировое Древо.

[46] Обычно празднуется, когда Солнце «на гусиный шаг» переходит за точку Равноденствия.

[47] В знак этого на Капище сжигают соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами Предков в Ирий.

[48] «Православные» христиане праздновали Покров Пресвятой Богородицы – праздник, установленный в честь события, произошедшего в 910 году от н.х.л. в Константинополе, когда во время так называемого «всенощного бдения» местный юродивый Андрей вдруг увидел «идущую по воздуху» Деву Марию, которая сняла платок с головы и распростёрла его над молящимися в храме.

[49] Девичья голова покроется платком – символ замужества.

[50] Дмитрий Солунский – 26 листопада/октября.

[51] Нитей Судеб.

[52] Народная традиция издревле приписывала Параскеве Пятнице (Макоши или Мокоши) особую власть над водой и источниками.

[53] Святые Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) почитались в народе как родные братья – бессребреники, целители, покровители домашнего очага, устроители браков, мастера и труженики. Тако же Кузьму и Демьяна почитали как покровителей кур. В деревнях в этот день хозяйки непременно звали священника отслужить у курятника молебен и окропить кур «святой водой». Согласно народным представлениям, петух и курица были тесно связаны с плодородием и свадебной обрядностью. Девушки просили Кузьму-Демьяна в этот день о женихах, поэтому Кузьминки почитались в народе и как девичий праздник.

[54] Отмечается в середине месяца груденя/ноября, после того, как снег покроет Землю.

[55] Согласно христианским верованиям, в возрасте трёх лет Дева Мария, будущая Богородица, была отдана родителями на воспитание в Иерусалимский храм, где провела затем несколько лет.

[56] Великое Коло Сварожье – Круг 12 Созвездий в Небе. Малое Коло Сварожье – Кологод, состоящий из 12 месяцев, в течение каждого из коих Все-Бог проявлен в Лике Кого-либо из Родных Богов особливо.

 

Оставить отзыв


Защитный код
Обновить

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!