Михаил Масленников, из цикла Однажды на севере. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Авсень, авсень!
Подавай нам всем!
Пышки, лепешки, куриные ножки,
Открывай сундучок, подавай пятачок.
«Таусень», вынесенный в заглавие нашей истории, в разных местах России и в разные временные периоды величали и «овсень», и «баусень», и «титусень». Происхождение этого слова до сих пор остается не до конца понятой загадкой, но лингвисты предполагают, что истоком было библейское «осанна!», родственное с «ой-люли!», то есть с «аллилуйя». Что же это такое, таусень? Так назывался на Руси день в канун Нового года, по современному календарю ― 31 декабря. И точно так же назывались новогодние колядки.
Вот еще одно странное слово, пришедшее к нам из прошлого, ― «колядка». Полагают, что происходят оно от того же корня, что и «календарь», греко-римский праздник нового года. В русской же традиции колядка ― это, в первую очередь, песня. Веселая, новогодняя, восхваляющая хозяина дома, к которому пришли поющие ее люди. Славильщики с символом солнца или Вифлеемской звезды на палке выпрашивали с ее помощью угощения.
Как у кочета головушка
Краснехонька. Таусень!
У Степана-то жена
Хорошохонька,
Она по двору идет,
Ровно пава плывет,
Она в избушку идет,
Ровно буря валит,
Впереди-то сидит,
Ровно свечка горит,
В пологу она лежит,
Ровно зайка дышит.
Таусень!
Откуда же взялись все эти песни? Зачем они нужны? Исток подобных традиций лежит так глубоко в истории народа, что корни его почти невозможно раскопать, но главное мы все-таки можем понять. Хотя колядование несет на себе яркий отпечаток христианской традиции, связанный с празднованием Рождества, это языческий по своему происхождению ритуал. В нем переплетены и аграрная магия, и бытовой мотив, и история народа.
Славящие хозяина дома люди приукрашали его богатство, желали достатка, радости. Хвалящие хозяйку ― ее красоту и мастерство в домашних делах. Эти заговоры, в случае если колядующие получали свою награду, должны были принести людям удачу. Поющие обходили с подобными песнями всю деревню, собирая угощения. Кроме того, в некоторых деревнях темой таусников становились женихи и невесты. Под окнами дома, где жил потенциальный жених, останавливалась группа ряженых девушек, и они в песне называли имя невесты, которая, по их мнению, ему предназначалась.
«У нашей деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают хозяина: “Кликать ли Таусеньку?”. Хозяин дозволяет: “Кличьте!” Тады усе карагодом затягивают песню»,
― рассказ крестьян из деревни Братской Орловского уезда в 90-х гг. XIX в.
Была в святочные праздники и другая группа просителей ― ряженые. В масках зверей, надев на себя вывернутые тулупы или костюмы фольклорных персонажей, они ходили по деревенским домам. В отличие от певцов, исполнявших колядки, ряженые не пели, но разыгрывали маленькие спектакли. Они могли вести себя по-разному: либо хвалить хозяев дома, либо озорничать, ругать и пугать хозяев.
«Полюбуйтесь, хозяин с хозяюшкою, — говорил парень, вводя разодетого, как конь, ряженого в избу. — Купите коня, добрый конь, хваленый конь. Вот, и коновал подтвердит» — «Не конь, а животина, зуб-то, зуб, точно карты!» — «Не животина, умней меня, не продал бы, деньги нужны, на ярмарку спешу»
Такие «классические» сюжеты сопровождались импровизацией и шутками со стороны ряженых, обычно молодых парней и девушек. Однако безобидными и смешными спектакли были далеко не всегда. В других случаях подобные гости не приносили радости тем, к кому приходили. Если подарки хозяев их не устраивали, ряженые могли начать угрожать, что принесут неудачу.
«Хто ни дасть хлеба — быка из хлева! Хто ни дасть пирага — карову за рага!»
«Много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки доставляли ряженые. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку “мукой торговать”, среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая “с рыбой”, то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу»
В традиции ряженых было куда больше языческого, древнего, магического. Порой маска «обращала» человека в нечистую силу, которую приходилось задабривать, выгонять из дома. И хотя подобное происходило не всегда, христианская церковь все равно боролась с подобными забавами. Период святок, в который проходили спектакли ряженых, церковь постепенно «захватывала» церковными праздниками, маски запрещались, а вместо них распространялись христианские песни.
А в Иерусалиме рано зазвонили,
Радуйся, ой, радуйся, земле, Сын Божий народися!
А придут до тебе три праздника в гости,
Радуйся, ой, радуйся, земле, Сын Божий народися!
Традиция святочных колядований и ряженья обширна и разнообразна. За столетия она видоизменялась много раз, от места к месту меняя названия, песни, виды масок и костюмов. Но суть ее всегда оставалась неизменной: если с гостем, пусть и незваным, поделиться угощеньем и подарком, то это принесет в твой дом удачу.
Материал подготовлен по данным из открытых источников.