3001
Гавриил Горелов. Ряженые в деревне (фрагмент). 1906. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

В Древней Руси в самые короткие дни в году славили языческие божества и солнце — за то, что оно развернулось к весне. С принятием христианства в день солнцеворота стали поклоняться святителю Спиридону. Позже языческие и православные традиции переплелись. Вспоминаем народные приметы, сохранившиеся до наших дней.

Для благополучия в новом году

3002
Константин Трутовский. Колядки в Малороссии (фрагмент). Не позднее 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3003
Константин Юон. Пляска свах (фрагмент). 1912. Частное собрание

По языческим обычаям некоторых славянских народов коляда — праздник новолетия, окончания старого и начало нового года. По легенде, божество молодого солнца, управлявшее великими переменами, земными благами и радостями, подарило людям календарь — Коляды дар. В окрестностях Пскова Коляда — это и канун праздника, и песня, и мифологический женский персонаж.

В честь праздника устанавливали колесо с восемью раскрашенными спицами, в центре него зажигали свечу или факел. В печах в этот день гасили старый огонь и разводили новый — Колядин. На Руси было принято печь особое обрядовое печенье в форме коров-рогаликов или кренделя и баранки — символы жертвенного ягненка. Подобная традиция до сих пор сохранилась во Владимирской области.

Ряженые, которых называли «дружины Коляды», облачались в шкуры животных, танцевали, пели и колядовали по дворам — с пожеланиями благополучия. Взамен они требовали подарков, а скупым хозяевам предрекали разорение. Чехи, болгары и сербы тоже «ходили по коляду». Колядовали со дня зимнего солнцеворота до 6 января — Велесовых дней.

В честь молодого солнца

3004
Ирина Мовчан. Дочка (фрагмент). Из триптиха «Колядки и щедровки». 1969. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола

3005
Ирина Мовчан. Батько и мати (фрагмент). Из триптиха «Колядки и щедровки». 1969. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола

3006
Ирина Мовчан. Сын (фрагмент). Из триптиха «Колядки и щедровки». 1969. Республиканский музей изобразительных искусств, Йошкар-Ола

После принятия православия в России стали почитать Спиридона Тримифунтского. Этот святитель жил в III веке на Кипре, но память о «благочестивом старце, наделенном даром исцеления за праведность» дошла и до Руси. Однако многие языческие традиции в народе сохранились. По старинным поверьям 25 декабря шла борьба тьмы и света. Крестьяне помогали молодому солнцу чем могли: выпекали обрядовые круглые хлеба, водили хороводы, а после наступления сумерек жгли костры и с высоких холмов звали светило.

«Колесо с горы катись — весной красной к нам вернись!»

— с такой поговоркой с холма скатывали зажженное колесо.

Девушки собирались по домам за рукоделием, рассказывали сказки о Коляде, мастерили обрядовых кукол и беседовали о скором Рождестве. В это время молодые люди могли ухаживать за возлюбленными. Парень брал рукоделие приглянувшейся барышни и выходил на крыльцо. Если девушка позволяла проводить себя до дома, значит, соглашалась выйти парой на рождественские гулянья. А если вскоре возвращалась в избу, это означало отказ.

Для защиты и счастливой доли

3007
Леонид Соломаткин. Славильщики-городовые (фрагмент). 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

3008
Николай Пимоненко. Колядки (фрагмент). 1880-е. Донецкий областной художественный музей, Донецк, Украина

3009
Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни). 1935. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск, Республика Мордовия

В день солнцеворота на Руси жрецы разгоняли злых духов воем, подносили гостям братину — особую ритуальную чашу для вина — и произносили заговоры. По всей избе выкладывали знак солнца, это, по поверьям, защищало дом от нечистой силы. С той же целью в порог втыкали топор, в притолоку — серп.

Кур кормили из правого рукава гречихой, чтобы начинали раньше нестись, а заснеженные яблони отряхивали от снега: считалось, что так они раньше зацветут.

Еще протаптывали дорожки к рябине, стучали лаптем по стволу и приговаривали:

«День солнцеворот, катись в огород, с огороди — на красное угорье, подымяся над нашим подворьем»

В заговорах просили Спиридона Солнцеворота о счастливой доле, умываясь на заре снегом или талой водой.

Из века в век просьбы оставались неизменными: «мужа милого, деток славных, полный стол, богатый кошель, крепкие углы, женские радости»

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. Приметы

3010
Светлана Каткова. Колядки (фрагмент). Второй лист диптиха. 1990. Курганский областной художественный музей им.Г.А.Травникова, Курган

3011
Николай Пимоненко. Колядки. Конец XIX. Херсонский областной художественный музей им. А.А. Шовкуненко, Херсон

3012
Любовь Нарышева. Колядки. Рождество Христово (фрагмент). 1989. Нижневартовский краеведческий музей им.Т.Д. Шуваева, Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Охотники на праздник Спиридона Солнцеворота старались в лес не ходить: по поверьям в этот день медведь в берлоге с бока на бок переворачивается. Другая примета — с какой стороны завоет ветер, с той стороны будет дуть до весеннего равноденствия. Если ветки можжевельника сгибаются — жди метели, а если погода ясная — то солнечно будет и на Святки, и в Новый год.

На Спиридона гадали и о будущем урожае: ветер с разных сторон предвещал полные закрома. Присматривались в этот день и к птицам: если воробьи носили в гнезда пух и перья — жди морозов. Срезав ветку вишни, ставили в горшок с землей и поливали. Если на Рождество веточки зацветали — можно было ждать богатый урожай. Однако главной традицией в этот день было не только провести все важные обряды, но и хорошенько повеселиться и порадоваться прибывающему дню.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Поиск

Журнал Родноверие