В американскую армию пришло карнавальное неоязычество

В американской армии набирает силу новая тенденция — поклонение языческим богам. Неоязыческая тематика в военных силах для США вроде бы не нова, еще в 1990-е годы в армейский "Справочник капеллана" было включено краткое описание религии викка, которая является самым популярным неоязыческим культом в США. В нейтральных тонах передана суть верований — это реконструированное неоязыческое движение, относительно децентрализованное и слепленное из кусков различных древних мифов. Здесь нашлось место и кельтским друидам, и древнегерманским и скандинавским обычаям, и вуду, и откровенному ведьмовству.

Борьба за право носить пентаграммы

Реконструкторы-викканцы родом из 1950-х гг., с одной стороны, стремились объединить вокруг себя разрозненные языческие течения по всей Европе и в США, которых до появления викка отлично описывала поговорка "где два язычника, там три язычества". С другой, в середине XX века создатели новой "религии" уже учитывали опыт не только средневековых алхимиков и каббалистов, но и современные им движения сатанистов. Например, викканцы называют свои религиозные общины "кругами".

Но "Магическим кругом" называл своих единомышленников и основатель "Церкви Сатаны" и автор "Сатанинской библии" Антон Ла Вей. Он же ввел в широкий обиход не только современных оккультистов и ведьм, но и массовую культуру пентаграммы – пятиконечную звезду, которую сделали своим главным символом и последователи викка (начало популяризации пентакля положил другой "отец" современного оккультизма – Элифас Леви).

Именно этот символ требуют набивать на своих солдатских жетонах солдаты-неоязычники в американской армии, а в 2007 году вдова-викканка добилась, чтобы на надгробном камне ее мужа, погибшего в Афганистане, изобразили пентаграмму, по аналогии с тем, как на могилах христиан гравируют крест, а на памятниках иудеям – звезду Давида. Это было настоящей вехой для признания викка отдельной религией, ведь по закону на памятниках нельзя было размещать символику сект и других псевдорелигиозных организаций, не входящих в список официальных религий.

Шабаши в военной части

Но если тогда число верующих-язычников во всех вооруженных силах насчитывало от нескольких сотен человек до полутора тысяч, то сегодня, по словам самих последователей культа, их количество достигает 10-20 тысяч. Как следствие, американские солдаты потребовали от руководства соблюдения своих конституционных прав на свободу вероисповедания. Ведь если есть молельные комнаты для мусульман, иудеев и воскресные службы для христиан, почему нельзя проводить языческие шабаши?

Викканам пошли навстречу, и вот, например, в Форте Джексон, Южная Каролина, "круг", возглавляемый местной жрицей, собирает уже 90-130 человек на каждый ритуал. Жрица уже признается, что людей стало так много, что ей требуется помощник.

Солдаты собираются вокруг деревьев и "подпитываются энергией" различных стихий, призывают на помощь различных духов. Руководство относится спокойно к организации капищ в военных частях, мол, ребята ищут смысл в жизни и приобщаются к духовности, что в этом плохого. При этом сами "прихожане" придерживаются совершенно разных взглядов. Некоторых, особенно девушек, привлекает ореол волшебства, они верят, что на этих шабашах реально занимаются магией.

Один из язычников признался, что он поклоняется древнегреческим богам – Гере, Зевсу и Посейдону. При этом, судя по фамилии, военнослужащий – латиноамериканец. Странно, что он не предпочел для поклонения какого-нибудь Кетцалькоатля, если уж считает себя язычником – у того хотя бы "выдержка" постарше.

Ролевые языческие игры

В Европе и России в последние годы неоязычество также набирает популярность в среде военных и силовиков. Образы кровожадных богов, мечущих молнии и умывающихся кровью врага подпитывают боевой дух и помогают избавиться от "излишнего" гуманизма на поле боя. Все-таки вера христианская призывает любить даже врагов своих и сохранять человеческий облик. Недаром неоязычество стало чрезвычайно распространенным среди "добровольческих батальонов" украинских карателей, которых преследует дурная слава о крайне жестоких пытках и убийствах мирного населения.

Дело в том, что для язычников зверства – это признак доблести и силы. Правда, эти душегубы поклоняются не деревьям и Великой Богине-матери, а славянским или скандинавским маскулинным божествам войны и хаоса.

И если под европейским неоязычеством, при всей его дикости и нелепости, все-таки есть прочная основа из "исторических" пантеонов древности, базы мифологических текстов и остатков культовых сооружений, то американцы строят свое викканство на совершенно пустом месте. Можно было бы понять попытку реанимировать верования американских индейцев или, скажем, поклонение воинственным скандинавским богам вроде Одина или Тора.

Все-таки даже советская Красная армия со своей пятиконечной звездой отсылает к римскому богу войны Марсу. Но эти подростки, поющие песни вокруг деревьев, напоминают скорее толкинистов и других ролевиков, чем надежду и основу самой мощной армии мира.

Бороться с этими детьми цветов и юными волшебниками радикальным исламистам, например, будет легко и приятно. Духи деревьев и волшебные амулеты американской молодежи в пустыне вряд ли помогут. А боевого духа в этих ролевиках что-то не наблюдается.

Поиск

Журнал Родноверие