Где живет снежный человек, почему чудь ушла под землю, про ошибский метеорит и как переводятся пельмени.

1. Первый среди национальных, или больше, чем Люксембург

Коми-пермяки — коренное население Прикамья. Один из финно-угорских народов Приуралья. К финно-уграм относятся также — венгры, финны, эстонцы, карелы, удмурты, мордва, ханты, манси, марийцы и т.д.

1911 2

До 20-х годов называли себя просто пермяками, а также пермячами, пермянами. Сейчас используется этноним «коми-пермяки». От предков коми-пермяков — и знаменитый пермский звериный стиль, и деревянные боги. Территория в древние времена именовалась в разных источниках как «Пермь Великая». Сейчас свою землю коми-пермяки называют "Пармой".

1911 3

В 1472 году территория расселения коми-пермяков, Пермь Великая, вошла в состав Русского государства.

1911 4

В этом году Коми-Пермяцкому округу — 90 лет. Он стал первым среди национальных округов РСФСР. Территория, населенная коми-пермяками, в особый национальный округ была выделена 26 февраля 1925-го года. Более 60% населения в нем коми-пермяки. Через несколько десятков лет он снова стал первым. Первым кто потерял свою «автономность» — 1 декабря 2005 года Коми-Пермяцкий автономный округ перестал быть отдельным субъектом Федерации и вошел в состав Пермского края.

В состав округа входят 6 муниципальных районов и один город Кудымкар — столица Коми-Пермяцкого округа.

Площадь Коми округа — 32,9 тыс. кв. км, плотность — 4 человека на 1 кв. км.

Территориально округ превосходит такие государства, как Бельгия, Албания, Люксембург и занимает пятую часть всей территории Пермского края.

Для сравнения, площадь государства Люксембург — 2600 кв. км, плотность — 171 человек на 1 кв. км. Все население округа составляет около 112 тысяч человек.

1911 5

2. Какое племя дало название Москве?

Лысьва, Нытва, Гайва, Юсьва, Сылва, Усьва, Койва, Кама… Посмотрите на карту Пермского края — там много коми топонимов. Особо — оканчивающихся на «ва».

Часто повторяющееся «ва» — это «вода». Вы можете сказать, откуда «Москва»? А любой школьник в Коми-Пермяцком округе знает. По одной из многочисленных гипотез (скептики, специально для вас акцентируем — многочисленных гипотез), дали имя Москве финно-угры, в переводе на коми Москва — «коровья вода» (мöс — корова, ва — вода). Непоэтично и неблагозвучно, считаете? А Оксфорд на свое название не жалуется, в переводе он звучит как «бычий брод».

3. Про чудских богатырей и чудь

Чудью коми-пермяки называют своих предков. На древней Руси так называли финно-угорские племена, к которым относятся и коми-пермяки, потому что у них «чудной язык».

Сохранились предания о чудских князьях и богатырях. О Юксе, Пуксе, Чадзеи Баче. (Их имена сохранились в названии населенных пунктов — Юксеево, Чазево, Бачманово и Пуксиб). И других.

В округе бытуют предания, как языческая чудь не захотела принять христианство и заживо похоронила себя — люди вырыли там, где жили, большие ямы, поверх — настил на бревнах, а затем все — старики, дети, женщины, мужчины — в эту яму спустились и столбы срубили. Старухи до сих пор ходят и кладут поклоны на их предполагаемые могилы, поминают "важсяэсо" (древних).

«При Стефане Пермском трудно нашим пришлось. Верили они в своих богов. Поэтому многие сами на себя руки наложили — захоронили себя в земле» (С.А.Салтанов, д. Чазево Косинского района).

По другой версии, чудь ушла под землю, опасаясь потерять свободу, и теперь живет там.

1911 6

Но бывают другие чуды — мифологизированные существа. Как эльфы и гномы. Внешне чуды — карлики, ниже травы. Правда, когда они жили, небо было низко и можно было до него рукой дотянуться.

Коми-пермяки с чудами-де живут мирно и нередко друг дружке помогают. Иногда, правда, чуд, со скуки любит пошалить, но все же приносит больше пользы, чем вреда. Разновидностей чудов очень много: картачуд (чуд из хлева), керкучуд (из дома), банячуд (из бани), вэрчуд (из леса) и так далее. Поэтому даже внешне они отличаются друг от друга.

Здешние края, вообще, благодатное место для кладоискателей всех мастей. Черные археологи ищут «чудские клады» тех далеких времен — украшения пермского звериного стиля, посуду из иранского серебра. А местные, даже если находят какие-то артефакты, не трогают — если взять, можно гнев предков на себя вызвать.

4. Кудымкар – город Кудым-Оша

В Коми округе только один город — это его столица Кудымкар, где живет чуть больше 30 тысяч человек.

Пару лет назад в Кудымкаре младенца родители назвали Кудымом — в честь героя коми-пермяцкого эпоса. Вдруг мальчику с этим именем будет проще жить, и он достигнет большой славы, подумали родители. Всякий мальчуган в Коми округе знает легенды о могучем Кудым-оше, основателе столицы округа — Кудымкара.

1911 7

«... В древние времена, в прежние века, когда Иньва текла по другим местам, когда искала себе дорогу попрямее, жил-был крепкий, сильный народ, темноволосый, с кипучей кровью, а звали его чудь. Жила чудь в глуши лесной, но одолели их там злые враги, не стало от них покоя. И сказал тогда вождь племен, чудской пам Кудым-Ош: «Прекрасны наши места, да стоят далеко от Ойпеля, потому и не может он нас защитить. А сделаем-ка мы себе новые землянки на красной каменной горе (Изъюр) перед глазами Ойпеля да под его крылья, может, он защитит нас, как тетерев своих тетеревят, как мать маленького ребёнка».

Так на Красной горке, по преданиям – священном месте, где жил супруг Зарни Ань (Золотой Бабы), грозный бог северных ветров Ойпель, появилось городище Кудымкар. Много добрых дел сделал Кудым-Ош («ош» в переводе с коми – медведь) для своего народа, не зря коми-пермяки считают его своим защитником.

При нем бурно развивалась торговля, стали выращивать хлеб, благодаря ему у коми-пермяков появилось железо, налаживались связи с другими народами. Прожил он сто лет «да еще полстолька, и только потом к нему смерть пришла».

Подозвал он своих людей и сказал: «Когда я умру, положите меня в гроб, сделанный из кедра, окуйте его железным обручем, крепко закройте, чтобы ни одной капли воды туда не попало. А я посплю, сколько мне понадобится, и снова проснусь... Еще лучше вам устрою жизнь. Но и вы не живите впустую, ищите дорогу к своему счастью…»

Долго ждали люди, когда Кудым-Ош проснется и сделает их жизнь счастливее. И вот он вернулся …в виде скульптуры.

1911 8

Предания о Кудым-Оше автор проекта, скульптор Валентина Ракишеваслышала с детства (она жила на Красной горке), – в том самом месте, где Кудым-Ош основал поселение. Она пыталась рисовать его чуть ли не с трехлетнего возраста. Под руководством Ракишевой трудилась целая группа, в которую вошли коллеги по институту – скульпторы Иван Сторожев, Вячеслав Просвирнов и архитектор Дмитрий Елимбаев. В процессе работы над памятником при переработке гипсовой модели перед отливкой подключился скульптор из Нижнего Тагила Владимир Павленко (пермяки знают его по анималистической фигуре медведя напротив Органного зала в центре Перми). Отливали Кудым-Оша мастера из Нижнего Тагила под руководством известного литейщика Владимира Митряева. Творческая группа трудилась над скульптурной композицией ровно девять месяцев.

А рядом появился портрет героя национального эпоса размером с пятиэтажный дом.

1911 9

5. Лешие

Охотники и сегодня оставляют в лесу кабалу лешему — прошение на бересте и гостинец — пироги ли, цигарку, чтобы он, яг-морт (лесной человек), не вредничал. А пастухи и местные – чтоб помог им заплутавшую в лесу корову найти или козу.

1911 10

Практически вся нечистая сила в округе незлобливая и добродушная. Даже покойники возвращаются в мир живых не для мести, а, как правило, для того, чтобы оберегать живых и предупреждать их об опасности. Коми-пермяки – миролюбивы и дружелюбны, и философия по поводу всякой там нечисти соответствующая: если никого не обидишь, то и тебя не обидят.

6. Чочком морт

В деревнях Коми округа не раз видели снежного человека. Да не одного. Целыми семьями, с маленькими дитятками видели! Кемерово, которое все пытается оттянуть на себя одеяло и объявляет себя родиной снежного человека, и не снилось такое количество йети. Двухметровые мохнатые существа, по рассказам жителей Коми округа, передвигаются на четвереньках.

Коми-пермяки называют его «чочком морт», в переводе — «белый человек». Живут они «рядом» уже давно.

Еще в 1907 году в селе Архангельском Юсьвинского района известный этнограф Василий Налимов зафиксировал «феномен снежного человека».

Увидеть его можно и недалеко от цивилизации — города Кудымкара, показывается он и в дальних северных районах. В последний раз мохнатого зверя видели несколько лет назад в деревнях Мижуево и Серва Кудымкарского района. О снежном человеке судачат как о непутевом соседе: «Дак опять заявился. Идем в баню, а он — шасть по огороду».

1911 11

Замечают на территории Коми округа «белых людей» многие. В основном летом, в жару: кто — во время сенокоса, кто — собирая грибы и ягоды. Поговорят в деревнях, поговорят, да и забудут. Подумаешь, великаважность — «чочком морттэз». Не пакостят, не гадят. Ну, живут рядом и пусть живут, места много, всем хватит.

7. Быкобой, Инь Вежан Лун, Зажинки

В Коми округе свои праздники. Говорят, раньше был такой праздник — инь вежан лун (День смены жены), который отмечался в начале января. Менялись женами на день, неделю, а случалось, что и на всю жизнь. Менялись чаще семьи, где по каким-то причинам не было детей. Демографические проблемы решались просто и эффективно. Эту байку особо любят рассказывать коми-пермяцкие мужики. Ученые же этот праздник считают красивой легендой.

Скорее всего, это погрешности перевода. Инь вежан лун можно перевести и как «День смены жены», и как «День святой жены». Смысл прямо противоположный.

1911 12

В Большой Коче в Кочевском районе проводится «Быкобой» (правда, не каждый год). Исстари повелось, что быков (бывало, по 100 голов) приносили в жертву, на сакральных местах, у речек, их закалывали и разделывали. А кровь — в реку (чтобы рыба ловилась, вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие люди умывались ею) и на поля (чтобы урожай был). Мясо варили в больших котлах и устраивали общую трапезу.

Праздник первого снопа празднуют в Юсьвинском районе. Называется он зажинки – это символ начала жатвы. Зажинки проводят в начале августа, когда на полях созрела рожь и пшеница.

8. Святые источники

На территории Коми округа святых источников — несколько десятков. По мнению местных жителей, вода из них очищает и является сакральной, живой. Многие верят, что «вежа ва (святая вода) излечивает от болезней.

9. Бабки-икотницы

Коми округ — мистический край. «Пермский край — страна чудес», писал этнограф, философ, писатель Каллистрат Жаков.

Через дом здесь живут бабки, в которых водятся икотки (бестелесные существа, вместе с водой или квасом вселяющиеся в человека, могут предсказывать или лечить).

У икоток есть даже свои имена — Егорка, Пашка, Клавдия Ивановна… Внутри человека икотка может жить годами.

- Мне самой неудобно, — рассказывала нам одна бабушка, в которой жила икотка. – Как начну неожиданно материться мужским басом. Грех один. А иногда песни поет ни с того ни с сего.

Ей еще повезло – ее икотка, которую она зовет Елизаветой Ивановной (саму бабку иначе зовут), может находить потерянные вещи и пропавших людей, видеть будущее. Сама бабушка, правда, этим не особенно довольна – валом к ней валят за помощью люди со всех окрестностей, житья нет.

Об икотке известно издавна. Чужаки икотниц и икотников опасались как колдунов, они якобы могут разные болезни напускать. Еще в 1606 г. в Перми поданы были две челобитные жалобы: «...оба челобитчика сделали извет, один — на крестьянина Тренку Талева, что тот напустил икоту на его жену, а другой — на посадского Семейку Ведерника, который будто бы напустил икоту на его товарища по торговле; обвиняемых пытали и кинули в тюрьму». Примечательно, что особо распространена икотка на территории Коми округа и Республики Коми.

10. Каменный гость, или ошибский метеорит

Откуда и как появился этот камень в селе Ошиб Кудымкарского района — точно уже никто не помнит. Находится он в местечке Галялог (Каменный лог) в 4 км в северо-западном направлении от села. Дойти до камня можно только по лесным и луговым тропам.

Но, сказывают, якобы упал с неба. Поэтому и называют его «ен из» — с переводе с коми-пермяцкого — небесный камень, посланный богом.

Видать его, мол, можно было за 3-4 версты — настолько он был огромный.

Часть села судачит — не частица ли это Тунгусского метеорита, грохнувшего в глухой сибирской тайге в 1909 году. Да не, еще раньше каменюка эта появилась, — утверждает другая часть.

Но то, что камень тот — необыкновенный, чудной — верят все. Местная молодежь раньше якобы даже устраивала вокруг камня танцы и пляски. Сельские поклонялись каменюке и оставляли ему жертвы-подарки — еду и питье.

Пытались не раз его выкопать, но не могли. Сейчас каменный гость все больше и больше уходит под землю.

К востоку от камня — большое количество лунок, которые не зарастают ни мхом, ни травой.

В нескольких метрах от него — еще один камень, чуть меньше. На сколе его крапинки серебристого цвета и бурые прожилки. Говорят, не только впечатлительные дамочки, но и матерые мужики иной раз здесь теряют сознание и не понимают — где они и какой нынче год.

Сейчас территория вокруг камня благоустроена: местные поставили столик, скамейки. Говорят, ученые даже исследовали кусочек камня, и вовсе это даже не метеорит. Но попробуй местным докажи.

11. Пельмени, каша из пистика и дичь в клюквенном соусе

У других народов — манты, равиоли, вареники, хинкали, чучвара… А здесь пельмени. Самые вкусные пельмени в Коми округе. «Пельнянь» — слово коми-пермяцкое: «пель» — ухо, «нянь» — хлеб, в переводе — хлебное ухо.

Начинки для пельменей — самые разные — из мяса, грибов, редьки, картошки, рыбы.

Как правило, на кухне собирается вся семья и лепит пельмени — с шутками, прибаутками, с песнями старинными. Сделают пельмени целую уймищу и на мороз (или в холодильник). И можно месяцами есть — ничего им не сделается.

1911 13

А потом все лакомятся и ждут, кому же попадется «счастливый пельмень».

В один слепленный пельмень закладывают «сюрприз» — необычную начинку: перец, монетку, могут просто пересолить. Кому попадется, тому — счастье.

Пельмень просто из теста — к счастью, с зеленью — к хорошему урожаю, сладкий — к любви, с монеткой — богатство (главное, зуб не сломать).

Если сезон, то можете отведать в кудымкарских кафе мясо глухаря, рябчика, тетерева, кабана, лося, медведя.

1911 14

А вы умеете готовить блюда из пистиков? Пистик — молодой полевой хвощ, он богат витаминами.

Еще при возвращении в 1797-м из якутской ссылки через пермскую землю Радищев писал, что «малые ребята собирают в полях пистики, из которых народ печет пироги ввиду бедности».

Сейчас вроде и не особо бедные времена, а народ себе в лакомом удовольствии не отказывает.

Собирают пистик по весне. Его солят на зиму и круглый год готовят из него национальные блюда. Ах, какие же из него вкусные получаются пироги! А каша — пальчики оближешь. Рецепт? А вы приезжайте в округ, накормят.

1911 15

12. Коми-пермяцкая флейта — пöляны

До конца XIX века многие коми-пермяки умели играть на пöлянах, иначе называемых коми-пермяцкими флейтами. В настоящее время живая традиция игры на них почти исчезла.

Пöляны – коми-пермяцкие национальные инструменты, наподобие флейты. Название происходит от слова "пöльтны" – "дуть". Играли на пöлянах, как правило, женщины и дети. Инструмент представляет собой особый набор (от шести до десяти штук) трубчатых стеблей растения, которое коми-пермяки называют "пикан" (обычно он произрастает в болотистых местах).

Пöляны лишь на первый взгляд кажутся простыми и неказистыми. На самом деле они требуют сильного дыхания.

1911 16

Собирают материал для пöлянов с начала августа до 15 сентября. Раньше этого времени стебли пикана еще тонкие и ломкие, а позже растение гниет.

Трубочки вырезаются разной длины (5-10 см) и выстраиваются в ряд таким образом, что напоминают "миниатюрный органчик" или губную гармошку. Как правило, они не скреплены между собой, и требуется ловкость и гибкость пальцев, чтобы их удержать. Прежде чем начать играть, трубочки подбирают по нотам. Иногда на это уходит несколько дней.

Особо были известны сестры Сизовы. Их "звезда" взошла в 50-е годы. Три сестры – Антонида, Ираида и Елена – пели народные песни и играли на пöлянах. Исколесили всю Россию, неоднократно давали концерты за рубежом, становились дипломантами и лауреатами всесоюзных конкурсов. Коллектив не дотянул до своего творческого 40-летия лишь три месяца – распался со смертью одной из них.

13. Адово озеро

На севере Коми округа в Гайнском районе находится уникальный природный памятник — Адово озеро.

Из-за каких-то геологических процессов (иные утверждают, что у озера вообще два дна), чаще по весне, вода начинает сильно шуметь, бурлить, подниматься куполом.

Сверху озеро похоже на яйцо. Площадь — около 4 квадратных километров, глубина – 5 — 6 метров.

1911 17

Легенд, связанных с озером, и их вариаций — как звезд на небе в безоблачную ночь. Одна из них гласит, что когда знаменитый герой коми-пермяцкого эпоса Пера-богатырь боролся с водяным — вакулем, он его якобы со злости забросил именно в это озеро. А поскольку мифологические герои не умирают, то вакуль периодически напоминает о себе, пакостя потихоньку людям. Одна старушка говорила, что в озере живет щука – «неш-ш-шадно большая!» Хвостом, как говорит, махнет, и лодку с мужиками переворачивает.

Почему щука, понятно. У финно-угорских народов она считалась тотемным первопредком. В древние времена ее даже не употребляли в пищу, это считалось большим грехом.

А вот еще одна легенда: когда бог летел по небу с мешком, где у него была собрана нечистая сила, над Адовым озером мешок будто бы порвался, и все черти выпали, теперь озеро кишмя-кишит ими.

Кому черти мерещатся, кому — лохнесские чудовища, а иные видят в этом гиблом месте озерную красавицу-русалку. Выходит она в чём мать родила на зеленый островок, заманивает рыбаков и туристов. И, как полагается во всех подобных историях про коварных баб, после встречи с ней в живых никого не остается.

По другим легендам, еще раньше, при крещении земель, всех язычников, не захотевших принять христианство, утопили в водах этого озера.

Есть рассказы, что многочисленные разбойники, грабящие купеческие суда в верховьях Камы, бросали бочки с награбленным золотом на хранение в Адово озеро. Позже, при дележе, они поубивали друг друга, а всякое место, где погибло много людей, считается нехорошим, гибельным.

Одна из современных страшных историй Адова озера такая: якобы местные видели самолеты, которые сбрасывали в озеро зеленые контейнеры с радиоактивными отходами.

Кто знает, может, местные просто хотят отпугнуть толпы любопытствующих туристов, готовых поехать к чёрту на кулички? Ну, чтобы те им не докучали.

Как добраться?

Озеро находится в 500 километрах от Перми. Ехать нужно из Перми через Кудымкар до поселка Гайны, дальше на север в сторону поселка Сейва, оттуда по старой узкоколейной дороге к Адовому озеру. Дорога сложная — через разрушенные мосты и болота. Можно добраться на УРАЛе или КамАЗе. Зимой к берегу озера проще проехать на снегоходах.

14. Кудымкарский театр — один из лучших провинциальных театров России

Театр для Коми округа больше, чем театр. Редкий город на 30 тысяч населения имеет собственный храм Мельпомены, в котором играют выпускники московских, питерских театральных училищ и институтов (при столичных вузах создавались национальные студии, где коми-пермяки обучались лицедейству). А Кудымкар имеет. Местный драмтеатр имеет кучу наград, он считается одним из самых лучших провинциальных театров России.

А еще он в России самый скандальный.

Со дня своего основания, с 1931 года, театр располагался в старом, не раз перекраивавшемся, деревянном помещении.

1911 18

О новом здании коми-пермяки мечтали давно. Начали строить его в 2002 году, еще до объединения Коми округа и Пермской области. Одно из условий, которые выдвинул и, по сути, выторговал округ при объединении, — достроить театр. Коми-пермяки опасались — вдруг деньги на строительство после объединения выделяться не будут: раньше средства поступали из федеральной казны, а если объединятся два региона, обязательства по стройке будут возложены на край, в котором лоббировать интересы Коми округа некому. Не замрет ли стройка? Проект был настолько шикарный, что краевые власти грозились расстрелять проектантов за неуемные аппетиты и расточительство. Зал выполнялся по лучшим мировым стандартам. Звуковое оборудование известной американской фирмы MEYER SOUND: ее услуги могут себе позволить только избранные — такие как Диснеевская студия звукозаписи, Королевский театр в Англии, Государственный Кремлевский дворец. За право строить здание дрались лучшие строительные организации, покровительствуемые VIP-персонами. В конкурсе на дизайн здания участвовали европейские фирмы. Депутаты краевого Законодательного собрания устраивали публичные порки друг другу только при одном упоминании о стройке. А папки по уголовным и арбитражным делам пухли как на дрожжах. И все это вокруг строительства театра в городке с тридцатью тыщами душ.

Театр строили очень долго, сдали в прошлом году «под ключ». Потом снова закрыли из-за недоделок. Сейчас он работает. Однако, по словам актеров, в халатно построенном здании рушатся потолки, сыпется штукатурка…

1911 19

15. Музей деревянной скульптуры Егора Утробина под открытым небом

В деревню Пармайлово приезжают туристы со всей России и из зарубежья.

Местный мастер-самоучка Егор Утробин в одиночку возвел целый музей под открытым небом.

1911 20

Резьбой по дереву Егор был увлечен сызмальства. Лес тянул к себе Егорушку, маня тайнами, он словно придавал ему силушку, так же как былинному Илье Муромцу помогала родная земля.

Работавший трактористом в местном совхозе Егор, вечером, после работы то одно заковыристое сухое дерево из лесу тащил к себе домой, то другое.

Чудилось что-то Егорушке в извилистых, скрюченных, изогнутых ветвях — «здесь нос и руки уже есть, а тут ноги», словно сама природа подсказывала ему сюжеты. Так в небольшой усадьбе Утробиных стали жить лешие и другая нечисть. Жена такое соседство вначале приняла в штыки: вот еще, не хватало такого уродства на огороде и в доме, а потом смирилась — лишь бы не пил, как другие мужики. Соседи вначале посмеивались, а потом зауважали Егора.

1911 21

Вскоре тесно стало лешим в огороде у мастера, и рядом с домом местная администрация выделила ему гектар земли.

На нем Егор возвел в одиночку и на свои деньги сказочный терем, вокруг него посадил деревья, населив лес языческими чудищами. Сейчас в утробинском лесу живет около полусотни персонажей: здесь и черти, и лешие, и «пьяные пармайловские мужики, возвращающиеся домой с магазина», и русские богатыри.

Самая большая фигура — шестиметрового роста то ли леший, то ли другой какой герой коми-пермяцкого эпоса — возвышается над лесами, над деревней, над дорогой и словно трясет крестом, кажется, что с насмешкой: как легко на этой земле уживается православие и язычество, сплетаясь-переплетаясь так, что непонятно, где одно, а где другое.

Как добраться:

от Перми до столицы Коми округа — Кудымкара — 200 км, от Кудымкара до Юксеево — около 130 км, от Юксеево (отворот на Косу) до Пармайлово (музей стоит по левую сторону дороги, даже если захочешь, мимо не проедешь) — 5 км. Итого: 335 км.

За просмотр плату не берут.

16. Среди коми-пермяков — 14 героев советского союза

Среди уроженцев Коми-Пермяцкого округа 14 героев Советского Союза. На маленький Коми округ 14 героев — это много.

17. Одни из первых российских теплоходов и пароходов построены в Пожве

1911 22

Первый пароход в России «Елизавета» был построен немцем Карлом Бердом в Санкт-Петербурге в 1815 году. Через год, в 1816-м году, был построен собственно русский пароход на заводе Пожва на Каме.

Пожвинский завод считается и одним из пионеров в области русского паровозостроения.

Еще в 1828 году на заводе английским механиком Петром Эдуардовичем Тетом была изготовлена небольшая действующая модель «Моделка на паровую машину с делижанцом медная малая». Модель этого паровоза экспонируется в отделе истории русской культуры Эрмитажа в Петербурге. Под ней надпись: «Модель первого русского паровоза. Пожвинский завод. 1828 год». На следующий год на заводе была изготовлена «вторая модель паровая без делижанцу».

В 1839 году в Пожве был создан паровоз «Пермяк», экспонировавшийся на III Петербургской промышленной выставке и получивший медаль как «Первый русский паровоз». Русская пресса называла его «венцом гениальности».

И всё же про «Пермяка» правильнее было бы добавить: первый русский паровоз широкой колеи. Действительно первым российским считается всё-таки паровоз, построенный в 1834 году на Нижнетагильских заводах братьями Черепановыми.

Хотя как знать, если бы не большой пожар, случившийся на пожвинском заводе в 1833 году, который нанёс огромный ущерб предприятию и остановил на долгое время работу по изготовлению паровозов, «пионерство» могло бы принадлежать пермякам.

1911 23

Малоизвестные страницы из истории округа

Караванный бунт коми крестьян, или какой из пермских губернаторов самый вреднейший

Весной 1862 года весь Лондон говорил о зверствах в Пермской губернии.

Журнал «Колокол» в мае опубликовал статью «Сечение и убийство крестьян в Пермской губернии» Александра Герцена. Тогдашнего пермского губернатора Лошкарева он назвал «одним из самых вреднейших губернаторов».

Речь в статье шла о караванном бунте. Весной 1861 года, после объявления царского Манифеста об отмене крепостного права, вспыхнуло восстание крестьян в Егве, Верх-Иньве, Кудымкаре. Которые отказывались идти на посылочные работы по сплаву соляного и железных караванов.

Пермский губернатор Лошкарев направил в Иньвенский округ военную команду из 200 солдат и 5 офицеров под командованием майора фон Тальберга.

На сходе крестьяне отказались принять «приговор повиноваться». Солдаты по приказу командира дали два залпа. Толпа разбежалась, остались раненые и убитые.

Всего было арестовано 200 человек, из которых 61 – переданы военно-полевому суду. Всех высекли розгами и отправили в тюрьму на 2-3 года. Вожаки получили по 300 ударов шпицрутенами и были отправлены на каторжные работы сроком на 5 лет.

Сведения о расстреле егвинских крестьян власти тщательно скрывали, но все равно они стали известны в России и за границей.

Легендарный разведчик женился в Коми округе

1911 24

Советский спецагент мирового класса Николай Кузнецов несколько лет прожил в Кудымкаре и именно здесь его завербовали в разведчики. Кузнецов родился в деревне Зырянка Пермской губернии (ныне — Талицкий район Свердловской области).

- Николай — имя, под которым его знает весь мир, Кузнецов приобрел на коми-пермяцкой земле. До 1931 года он был по паспорту Никанор Кузнецов, — говорит краевед Владимир Гладышев. — И первую свою агентурную кличку — «Кулик» — будущий легендарный разведчик получил также здесь, в Кудымкаре. Случилось это в 1932 году, когда он был завербован окружным отделом Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ).

Здесь он, по словам Гладышева, получил первый опыт — из-за его «докладов» в органы «иных уж нет, а те далече» — кого-то отправляли в лагеря мотать нехилые сроки, кого-то сразу в расход — на расстрел.

- В своих командировках по округу Коля Кузнецов выдавал себя то за кулака-лишенца, то за учителя-эсера. К языкам он всегда был склонным, выучил коми, называл себя «кочевским парнем», — рассказывает Гладышев.

1911 25

В Кудымкаре Кузнецов женился — в первый и последний раз.

На медсестре. Правда, молодые прожили вместе всего пару месяцев.

Недавно деревню около Кудымкара назвали Кузнецово — в честь легендарного разведчика. А еще раньше посадили лесополосу — сверху, с вертолета или самолета, можно прочитать его фамилию.

КАК ФАШИСТКИЙ ДЕСАНТ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ СГИНУЛ В КОМИ ТАЙГЕ

В феврале 1944 года 7 диверсантов (по одним данным, трое — белоэмигранты, а четверо — завербованные красноармейцы, по другим, четверо из них были немцами) высадились в Юрлинском районе, в местечке, называемом «гиблым лесом».

Это был немецкий проект «УЛЬМ» — операция по уничтожению оборонной промышленности Урала, в котором предусматривались широкомасштабные диверсии против военных и металлургических заводов. Высадиться диверсанты должны были недалеко от Кизела, но по непонятным причинам десантировались в коми тайге.

Сброшенных на парашютах диверсантов разбросало по тайге в радиусе нескольких километров.

Один из них погиб от обморожения — он застрял на дереве, запутавшись в стропах парашюта.

Командир группы не смог двигаться после жесткого приземления, в итоге отморозил ноги и после безуспешной попытки отравиться застрелился. Еще один тоже сильно обморозился в ту ночь и тоже застрелился.

У четвертого диверсанта началась гангрена опять же обмороженных конечностей, и, чтобы он не мучился, его прикончили. Оставшиеся трое блуждали по тайге, пока их не поймали сотрудники НКВД. Все трое были осуждены на 8-15 лет.

1911 26

Поиск

Журнал Родноверие