Проехать автостопом от Мурманска до Красноярска. Добраться на перекладных до Турции, Казахстана, Киргизии, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной и Южной Осетии, Абхазии, Чечни. Отважиться на путешествие по Западной Украине в феврале 2014-го. За 10 лет наколесить по Европе расстояние, равное четырем экваторам Земли. Все это оказалось по силам известному путешественнику из Санкт-Петербурга Дмитрию Воронцову. На днях он в очередной раз посетил Смоленск и рассказал корреспонденту «РП» о своей высокой миссии, коллекционировании добра, «влюбленном» в верблюда швейцарце и особом отношении к нашей области.

Едва мы поздоровались с Дмитрием, он заявил: «Смоленск для меня — особый город, любимый!»

- Наверняка, вы так везде говорите, чтобы местным было приятно.

- Конечно, нет! Здесь в медуниверситете учится моя хорошая знакомая, в прошлом попутчица Светлана. Это необычайно смелый человек, которая решилась отправиться в путешествие зимой, ночью, в 25 градусов мороза. В свои 20 она не испугалась поехать в Западную Украину, когда там бушевали «майданы». В Смоленске я уже седьмой раз. Спокойствие Успенского собора и пропитанная историей крепостная стена, сумбур и суета Колхозной площади, мемориал в Катыни и бункер Гитлера в Красном Бору… С каждым посещением появляется все больше любимых мест.

- Какими судьбами оказались в Смоленске на этот раз?

- Держу путь на «Радугу», которая в этом году будет проходить в Белоруссии. Это всемирно известный фестиваль, на который съезжаются хиппи и близкая к ним по духу молодежь. Будет интересно окунуться в эту атмосферу.

- Вы предпочитаете отправляться в путь в одиночку или в компании?

- Конечно, лучше, когда рядом есть товарищ или верная подруга. Сейчас я путешествую с Марком. Он из Владивостока, проехал автостопом Китай, Таиланд, Мьянму, но в европейской части России бывал не так часто. Мы познакомились две недели назад на турслете видеоблогеров в Тверской области и решили: совместный вояж может быть полезен нам обоим. Марк путешествует в необычном формате: он снимает на камеру все удивительное на своем пути, монтирует ролики и выкладывает их в Интернет. У него 35 тыс. подписчиков, это больше, чем у многих крупных газет. Этим техническим новинкам я и хочу научиться.

[видео]

- А какие еще навыки удалось перенять от попутчиков?

- Один друг научил меня сохранять спокойствие в любых ситуациях. Мы как-то ночевали с ним в палатке в лесу Абхазии, и на нас обрушился настоящий субтропический ливень. Оказавшись по колено в воде, я в панике разбудил товарища, говорю: «Тонем!» Он приоткрыл один глаз и ответил: «Ну здесь тонем, выберемся – там утонем. Давай спать». С тех пор любые осадки мне нипочем.

- Наверно, немало интересного услышали и от водителей?

- Во время путешествий легко изучать иностранные языки. Например, расширил свой словарный запас азербайджанского, армянского, турецкого. Меня очень впечатлили драйверы (водители на сленге автостопщиков. — Прим. авт.) из Северной Осетии своим отношением к мироустройству. Я столкнулся с теми, кто исповедует народную религию, близкую к язычеству. За несколько часов пути эти брутальные кавказские парни учили меня и моих друзей не ломать деревья и не рвать листья в чащах, чтобы не разгневать лесных духов. Особенно они уважают покровителя военных, водителей и путешественников Уастырджи, которого изображают в виде грозного воина на белом трехглавом коне в белой бурке. А еще они пересказали нам с десяток сказаний из Нартского эпоса и познакомили со всеми богами своего пантеона. Кстати, их изображения у них всегда под рукой — водители загружают «иконки» в телефон и постоянно возят с собой.

- Вижу, вы возите с собой много фотографий. Сколько же снимков у вас в картотеке?

- Бессчетное количество. Только ВКонтакте я разместил около 35 тыс. фотографий. За них меня часто благодарят люди, которые не могут путешествовать сами (например, мой знакомый с ДЦП). Это навело меня на мысль: путешественник отправляется в путь не только для себя. Мои поездки — это не отдых, а исследования России и других стран.

- И в чем же состоит ваша миссия?

- Я узнаю, что в разных городах и государствах живут добрые и гостеприимные люди, и рассказываю об этом в других местах. К сожалению, сейчас мир накрыла какая-то эпидемия злости, ненависти, войны. Я с помощью автостопа погружаю себя в Украину, Азербайджан, Чечню и вижу, что люди везде одинаковые и никто не желает зла соседу. Это я и пытаюсь донести до всех.

[видео]

- А что-то привозите с собой из поездок?

- Коллекционирую воспоминания о хороших людях. А из материального — что-то, что можно купить только в этом городе или стране. Есть карточка на вай-фай из Белоруссии, пластмассовые жетоны метро Киева, Еревана, Минска, азербайджанская сим-карта, деньги Приднестровья, визитка дагестанского двухэтажного автобуса, в котором вместо сидений стоят кровати.

- Если бы не занялись автостопом, как бы сложилась ваша жизнь?

- Я родился в Ленинграде, получил два высших образования, организовал свой бизнес, связанный с рекламой, продажами, медиа, пиаром. Карьера, дом, быт... Это даже приносило мне удовольствие: работа с продажами затягивала, появлялся азарт выиграть гонку с конкурентами. У меня не было начальников, роль босса играли рубли. Однажды я задумался: деньги-то идут, но и жизнь проходит... И в этот момент меня позвала дорога. В путешествия меня тянуло с детства. Еще в школе я не мог жить без пеших и велосипедных походов. Сначала исследовал Ленинградскую область, потом Новгородскую. Меня всегда интересовало, что скрывается за следующим поворотом. Постепенно дистанции стали увеличиваться. Теперь в путешествиях провожу около 70 процентов времени. Я выехал из Санкт-Петербурга в декабре прошлого года, с тех пор прожил дома в общей сложности неделю.

[видео]

- А на что живете? Сдаете квартиру? Получили наследство?

- Нет, зарабатываю сам. Но мое отношение к труду отличается от подхода многих людей. Я не живу, чтобы работать, а наоборот. Когда средства заканчиваются, возвращаюсь домой, выполняю рекламные заказы и проекты, получаю деньги и снова отправляюсь в путешествие. Так делают многие автостопщики. Например, в Москве можно месяц поработать в промышленном альпинизме, устанавливая кондиционеры, и потом полгода безбедно путешествовать, тратя минимум денег на еду и самые необходимые вещи. Но сейчас я хочу выйти на новый уровень: научусь у Марка делать классные ролики и буду раскручивать свою страничку в Интернете. На этом тоже можно зарабатывать. А если повезет, найду хороших партнеров, с которыми начну снимать телепрограммы о разных интересных местах.

- Не возникало желания забыть о дорожной пыли и погреться в шезлонге на берегу моря?

- Бывает и такое, но постоянно происходят события, которые нельзя пропускать. Например, с 15 июля я отправляюсь в исследовательскую экспедицию с одной съемочной группой, которая едет изучать аномальную зону в деревне Окунево в Омской области. Потом думаю махнуть на Ямал. Затем — в Подмосковье на слет путешественников. А Новый год планирую встретить в Душанбе.

- Многие считают, что путешествовать автостопом довольно опасно. Вы попадали в страшные истории?

- Иногда оказывался в машине с лихачами или пьяными драйверами, хотя в авариях бывал всего трижды. Больше со мной ничего ужасного, к счастью, не случалось. Но некоторым моим друзьям везло меньше. Недавно одна опытная путешественница попала в переплет: в Ленинградской области села в автомобиль, водитель начал говорить ей гадости. Она выпрыгнула из машины, но мужчина догнал ее, ударил электрошокером, бил ногами. Девушке лишь чудом удалось убежать. Еще страшнее случай произошел с моим попутчиком из украинского Ивано-Франковска. В 2008 году он попал в чеченский плен и целый месяц провел между жизнью и смертью. Закончилось все после контртеррористической операции: бандиты накинули ему на голову мешок, вывезли за 12 км от Грозного и отпустили. А еще посоветовали больше никогда не приезжать в республику.

- А самая смешная история…

- Однажды во Владикавказе мне довелось встретиться с Рональдом Чарльзом, гражданином Швейцарии, который 22 года путешествует… на верблюдах. Причем он уверен, что ехать должен только туда, куда с утра укажут корабли пустыни. А указывали они ему на Афганистан, Грузию, Турцию… Случилось так, что в мае 2013 года горбатые животные завели его и в Россию. Когда Рональд пытался попасть в Астрахань, мы и встретились. Дело в том, что через грузинско-российскую границу никто пешком или верхом пройти не может, въезд разрешен только на транспорте. Бедный швейцарец сбился с ног в поисках русскоговорящего помощника, который помог бы ему нанять грузинских дальнобойщиков, чтобы арендовать фуру, погрузить туда верблюдов и проехать несчастные три километра пограничной зоны. Все водители, которым мы рассказывали об этом, или смеялись, или крутили пальцем у виска. Да и подходящую кандидатуру найти не могли: у одного не было загранпаспорта, у другого — машина не годилась для перевозки парнокопытных. Закончилось все тем, что у Рональда истек срок визы и ему пришлось вернуться в Европу. Но эти трехдневные блуждания по стоянке дальнобойщиков я запомнил на всю жизнь.

Поиск

Журнал Родноверие