Размышления об культурно-историческом регионализме и русской социомифологии.

Мой товарищ недавно слушал подкаст журнала «Ancient warfare» по античной военной истории. В нем был интересный тезис, что современное массовое и (что важно) очень часто научное сознание рассматривает значимость тех или иных регионов в древности исходя из современных оценок.

Речь шла о Сицилии, сейчас Сицилия это мафиозная глушь в Италии… Поэтому на нее не обращают внимания в построении исторических концепций, почти не упоминают в картине прошлого Европы.

Что для вас Сицилия? Старшее поколение — «40+» обычно говорят, «ну как там у них с мафией дела обстоят?» Они выросли на “Крестном отце” или “Спруте” и свято верят, что Сицилия осталась таким мафиозным государством в государстве. Столичные хипстеры «40-» знают, что «Сицилия это рикотта, канноли и вино Nero d’Avola».

А между тем Сицилия — колыбель Европейской цивилизации, еще великие мореплаватели финикийцы оценили стратегическое положение острова и его ресурсы и основали здесь свои колонии. (Не говоря уже об уникальных цивилизациях бронзового века) Тогда — самые богатые тираны (в изначальном смысле слова) сидели там, и нанимали «Архимедов». Потому что держали руку на пульсе центра тогдашнего мира.

А что в России?

В России — Рязанская или Ивановская область это черная дыра и медвежий угол – что там может быть хорошего, едем копать Херсонес.

Глава Российского государства Владимир Путин в 2011 году (будучи тогда премьером) на встрече «Общероссийского народного фронта» с представителями конфессий высказался по поводу возникновения Древней Руси так:

«Помните, на первом этапе становления Российского государства, когда ещё и такого понятия-то, как “русские”, не было, на этих территориях жили представители различных славянских племён: древляне, поляне и так далее. Они ведь тоже обладали какой-то своей самобытной идентичностью, тем не менее, они постепенно начали объединяться в единое общенациональное государство. Потом в него вливались и вливались разные-разные этносы, с первых шагов причём…»

Так первое лицо РФ видит возникновение Древнерусского государства, к которому возводит нашу российскую преемственность. Древляне, поляне, и Киев. Ни Ладоги, ни участия мери и чуди в изгнании варягов. Словен, кривичей и Новгорода тоже не упоминает. Ни вам Рюрика, ни похода Олега на Киев.

Собрались славяне вокруг Киева, и начали устраивать общенациональное государство.

Можно понять. Это массовые представления об истории, русская социомифология. То, что с ходу всплывает в голове. Наверняка наш президент не раз встречался с питерским археологом Анатолием Кирпичниковым, и тот ему рассказывал про Ладогу и Рюриково Городище. Однако в подсознании видимо все-таки сидит советский школьный учебник с исторической концепцией сталинских времен.

Да, ну а что Рязань?

А в Рязанском Поочье, во времена, когда еще не было ни какого Киева и полян с древлянами, существовала яркая финно-угорская культура «Рязано-окских могильников».

Дославянское прото-государство на Оке.

У рязано-окцев четко прослеживалась воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. входили и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией в тогдашней Восточной Европе.

Все рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для своих кладбищ и святилищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. Ведя жизнь полукочевников, они собирались здесь для проведения родовых обрядов и поклонения предкам. На местах святилищ археологи находили множество обломков глиняной посуды, что может свидетельствовать о совместных ритуальных трапезах и возлияниях.

К слову, с одного такого рязано-окского капища началась история древнерусской Старой Рязани.

В конце I тысячелетия н.э. рязано-окский мир исчезает. Что с ними произошло – непонятно, но в относительно короткий период рязано-окцы просто ушли из этих мест: знаменитые могильники с обилием оружия исчезают, а святилищ на высоких песчаных берегах больше никто не строит.

В этой связи интересна история соседского финно-угорского этноса мещёры. После ухода рязано-окцев со своих земель на средней Оке синхронно появляется этот народ. В археологическом облике они явно наследует рязано-окцам. Древняя мещера это финно-угорский народ, обитавший, согласно древнерусским летописям, между муромой и мордвой.

Мещёра упоминается в летописи под 1551 г. во время похода московитов на Казань под именем собственным «мачяр», «мажар». Современная ономастика включает это имя в одну группу с самоназванием венгров «мадьяры», а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда «мещеряк» в русских документах XV века обозначается как «мочярин», что еще больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. А территория этого племени, “Великая Венгрия” по определению Л.Н.Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье захватывая земли современной Рязанщины.

Уникальная история, уникальная фактура, история предков русских рязанцев, владимирцев, нижегородцев, москвичей.

Где про неё можно узнать? В учебниках по истории России? Из художественных фильмов? Из популярного фэнтези? Нет. Только в районном краеведческом музее поселка Шилово в Рязанской области фотографии из которого вы видите в этом тексте.

Кому это нужно?

В заключении хочется сказать пару слов о том зачем поднимать тему этой рязано-окской истории. И региональной истории вообще.

Зачем нам знать про культуру КРОМ, мещёры, мордвы, соседей балтов-голяди и славян-вятичей, что это может дать современным русским жителям Рязани или Мурома?

Здесь, на мой взгляд, есть несколько позитивных моментов:

Во-первых, момент первый — изменение отношения к ближайшим историческим соседям — татарам, эрзе, мокше. Из «странных» и «чужаков» в наших глазах, они могут превратиться в живой отголосок нашей собственной древней истории, в добрых соседей сумевших сохранить старинные языки, и древние культуры. Возможно, этот интерес остановит попытки привести регионы нашей большой и разнообразной страны к общему усредненному знаменателю, добавит взаимного уважения между народами России.

Во-вторых, сейчас в каждом регионе страны «ищут свои бренды» развивая внутренний туризм.

Посмотрите, сколько сегодня «родин сказочных героев»: «Баба-Яга в ярославском Кукобое», «Емеля в Галиче Мерьском», «Снегурочка в Костроме», «дней балааек и лаптей» и прочих… Это придуманные на голом месте туристические бренды и продукты.

А культурные и этнические особенности — уникальная черта каждого региона, то, что отличает его от остальных. Это то, что невозможно скопировать соседям. К примеру, у Твери есть культура тверских карел Бежецкого верха, древние курганы и городища кривичей и субэтнос тудовлян со своим близким к беларуской мове диалектом. В Ярославской области есть свои «малые народы» — «сицкари» и «кацкари» и историческое «Залесье» с Ростовом и Переславлем. В Костромской стороне «мерянская черная соль», субэтнос «чудца», «костромские марийцы» и «елманский язык».

Для Рязанской части исторической финно-татаро-славянской «Мещёры» такими уникальными чертами, помимо древнерусской Старой Рязани, и полулегендарного Евпатия Коловрата, будут: яркая культура «Рязано-окских финнов» (КРОМ), которая вдохновит рязанских ювелиров и производителей сувенирной продукции. Фестивали исторической реконструкции, привлекающие любителей древних финнов, балтов, славян и тюрок. Сегодня в тренде природосбережение, то есть экология. Экологические тропы мещёрской тайги заманят любителей нетронутой природы. В России так не хватает гастрономического туризма и тут у Рязанщины есть уникальная черта — мещёрская кухня: мишарская конская колбаса «казы» и татарские «перемечи» будут соревноваться с рязано-славянскими «тоньцами» и мордовской «цебярь шурьба».

Рязанщина наравне с Тверщиной и историческим древнерусским «Залесьем», для которых этнофутуристы уже придумали оригинальные культурные бренды — «Tverin Karjala», «Тверская Кривия», «Merjamaa», представляет собой самую близкую к многомиллионной Московской агломерации — крупнейшему рынку потребителей туруслуг в России — территорию с ярким историко-культурным и национальным окрасом.

«Рязанская Мещёра» сможет показать всем татарское, мордовское и русское гостеприимство, пригласить гурманов в национальные кафе и рестораны. Пригласить на экскурсию по языческим святилищам рязано-окских финнов, рассказать о культурах давних предков. Крупные города соседних регионов — Нижний, Тула, Москва, Тамбов — рядом!

Поиск

Журнал Родноверие