История украинской семьи из Житомирской области, которая живет по старым славянским заветам, стала резонансной и вышла за пределы маленького села Буки. Тетеревский сельсовет отобрал у родителей троих детей. Община убеждена, что причина решения – не вероисповедание или вегетарианство. Родители считают, что это произошло только потому, что они «не такие, как все в деревне».С чего все началось, чем живут Батеньковы-Шевелюки и когда вернут детей – узнавало Громадское.

Босиком и без мяса

- Сегодня обязательно поговори с богами, чтобы и тебя защитили и детей тоже.

- Хорошо, мамочка. Я тебя очень люблю.

Утро в семье Светозары и Святозара начинается с телефонного разговора с детьми. Две девочки и младший мальчик уже месяц живут в реабилитационном центре для детей «Солнечный дом». Распоряжение на это дала председатель Тетеревского сельсовета Валентина Ильницкая. В социальной службе говорят, причина – «родительский недосмотр».

Светозара и Светозар (в прошлом – Елена и Дмитрий) вместе с тремя детьми уже два года живут в Буках. У них собственный дом, большой двор, недалеко речка. Внутри дома разрисованные стены и печь, детские картинки. Родители исповедуют родноверие, занимаются духовными практиками, массажем. Отец бывший военнослужащий, мать – педагог. Сейчас женщина снова ожидает рождения ребенка.

В день нашего приезда готовят горох и печеные овощи, а также салат из помидоров и огурцов. Светозара говорит, что мяса ни они, ни дети не едят: «Мясо – это боль и страдания. От него закрываются все экстрасенсорные возможности. Овощи и фрукты наполняют силами». Садимся за стол, беремся за руки, Светозара благодарит богов и желает приятного аппетита.


Мяса Светозара и Светозар не едят, готовят овощные салаты Фото: Александра Чернова / Громадское

Родители с восторгом показывают нам видео, как дети в мороз обливаются ледяной водой. Так они закаляются всей семьей. Большую часть времени дети проводили во дворе, бегали к реке. В развлечениях родители никак не ограничивали. Это начало раздражать односельчан.

Соседка Оксана говорит, что уже боится, когда ее показывают по телевидению, потому что «вдруг они придут ночью меня убивать». Говорит: «Дети голые, босые, грязные, чем-то окрашенные бегают по асфальту. Как их вижу, то своих в дом убираю. Идите к себе и там играйте. Прибегали есть просили, сосисок. Рвали петрушку. У тех соседей тюльпаны порвали. Какая у них вера, что-то такое непонятное. Главное – за детьми надо смотреть. А родителей часто нет дома».


Внутри дома стены разрисованы разными символами и украшены картинами Фото: Александра Чернова / Громадское

По дороге встречаем местного старосту Анатолия Красницкого. Именно он сообщил соцслужбам, что дети Батеньковых-Шевелюков оказались без присмотра.

«С медпункта мне звонили, говорили, что они сами бегают, из колодца обливаются. Поэтому поставили под надзор социальных работников. На исполкоме вопрос рассматривали три раза. Вера верой, никому до этого дела нет. Молятся и молятся. Выходят на гору, она до гола раздевается, а он в трусах и... вызывают духов или не знаю. Дети есть дети. Они должны быть с мамой. Но приструнить их надо»,

– говорит Анатолий.


Местный староста Анатолий Красницкий сообщил соцслужбам о том, что дети, по его мнению, воспитываются родителями недостаточно и слишком специфически Фото: Александра Чернова / Громадское

Староста Буков жалуется, что старшая девочка приезжает в школу поздно и пропускает занятия.

Отец опровергает слова соседей:

«Это как если бы кто-то купил пакет конфет и приглашает во дворе: «Дети, налетай!». Стоит поэтому говорить о детях, что они, мол, голодные? Полностью без присмотра они не бывают. У детей есть телефон и мы всегда с ними общаемся».

В продуктовом магазине продавец показывает нам фотографии маленьких Батеньковых-Шевелюков, которые босиком приходили к нему зимой. Впрочем, утверждает, что дети очень выносливые и почти не болеют. Рассказывает, что иногда они забегают в магазин и покупают сосиски и пельмени. Пока родителей нет дома. Однако «голодными и ободранными» он их не видел.


Святозара ожидает рождения еще одного ребенка Фото: Александра Чернова / Громадское

«Солнечный дом»

Каждое утро родители приезжают в Житомир, чтобы увидеть и накормить детей. Светозара приехала босиком. Уже два года она не обувается, даже зимой.

Дети выбегают во двор и радостно встречают маму. Она привезла жаркого из кабачков со сливочным маслом. Через 15 минут угощает их бананами и виноградом.

«Какое-то время мы не даем детям выпечку. Лишь время от времени я пеку бездрожжевой хлеб. Здесь они едят белый хлеб, потом жалуются, что болят животы. Мы даем им печенье, шоколад или мороженое, когда у них есть сильное желание это съесть. Просто стараемся купить качественные продукты. Но бывает, что слишком доброжелательные люди уговаривают их что-то съесть. Затем дети жалуются, что им плохо, становятся агрессивными. Тогда мы пытаемся объяснить, что именно с ними происходит»,

– рассказывает Светозара.


Каждое утро родители приезжают в Житомир, чтобы увидеть дочерей и сына, и покормить их «правильной» едой Фото: Александра Чернова / Громадское

Женщина говорит, что не понимает, для чего необходимо реабилитировать ее детей. В Центре, по ее словам, многие дети, которые страдали от насилия или родители которых имеют проблемы с алкоголем. В их семье такого нет.

«Медики, психологи пытаются исследовать странный феномен: почему наши дети здоровы и социально адаптированы? Соцслужбы продолжают искать оправдание своему поступку. Недавно Валентина Ильницкая, которая инициировала изъятие наших детей, одному из каналов сказала, что в районе 13 неблагополучных семей. Но она не может изъять оттуда детей, потому что это очень большая ответственность. А наших смогла»,

– говорит Святозара.

Пока мы разговариваем, появляются представители Нацкорпуса. Вместе с помощником депутата Андрея Белецкого Назаром Кравченко они приехали поддержать семью и «разобраться» с сельсоветом. Обещают приехать на суд в конце июля.

В реабилитационном центре живут еще 47 детей, никто из них не лишен родительского воспитания. На каждого есть план реабилитации. Родители на этот период времени не могут забирать их домой, только посещать на территории заведения. Детей возвращают, как только об этом постановит суд.

Психолог Алла Булуй приглашает поговорить наедине. Говорит, что родители апеллируют к тому, что детей забрали из-за вегетарианства, но причина в другом: «Детей забрали потому, что дважды полиция находила их без присмотра родителей в торговых центрах. Дети сами приехали в Житомир, сами свободно ходили по городу».

В Центре они не отказываются от пищи, рассказывает психолог. «С удовольствием едят мясо, рыбу, яйца. Говорили, что это вкусная еда. Но боятся, что узнают родители. Видела, как они между собой договаривались, что маме об этом не рассказывать. «Скажем, что ели салаты и все». Они маму любят, но есть страх быть не воспринятыми, потому что они не выполняют мамины правила».

Мы едем в Дом культуры в селе Дениши, там располагается отдел по делам детей и семьи Тетеревского сельсовета, по решению которого детей забрали у родителей. Начальница отдела Мария Присяжнюк говорит, что больше года они следят за семьей Батеньковых-Шевелюков.

«Последней каплей стало то, что в 2016 году, по словам старшей Богданы, мама оставляла ее ухаживать за младшими. Зима, дети ходят по селу, просят есть. Я приготовила распоряжение, чтобы их немедленно отобрали. Но потом комиссией решили еще раз с ними поработать. Дети выходили на трассу, поздно ехали в Житомир. Полицейские задержали их в развлекательном центре. Грязных, неопрятных, утомленных. У младшей Ангелины уже была ангина, ранена нога, пошел абсцесс»,

– объясняет начальница отдела.

В Житомирском райсуде лежит заявление об изъятии детей в Батеньковой и Шевелюка в судебном порядке без лишения родительских прав. Судебное заседание состоится 31 июля. Следующими будут подавать иск родители. Они считают действия сельсовета незаконными и необоснованными.


Светозара не понимает, для чего необходимо реабилитировать ее детей в Центре, где находятся воспитанники из семей, в которых дети страдают от насилия, а родители имеют проблемы с алкоголем, чего в их семье нет Фото: Александра Чернова / Громадское

«Мы даем им свободу»

В комнате играет музыка. Светозара с мужем танцуют. Ранее они танцевали все вместе почти каждый вечер.

«Все родители, которых я знаю, окружают детей постоянными запретами: туда не ходи, это не делай, там упадешь, там утопишься, там попадешь под машину. У них запретов гораздо больше, чем у наших детей. А сейчас мы видим результат работы Центра. Дети жалуются, что болят живот и голова. Мультиков смотрят много. Еда какая-то попадает... Лёва начал драться. Ангелина начала врать...»,

– переживает Светозара

За окном накрапывает дождь, издалека раздается гром, небо вспыхивает молниями. Светозар говорит, что это Бог Перун показывает свою силу.

«Этот дом наполнен постоянным смехом и шутками. Даже когда они чем-то занимаются, рисуют, лепят. Как будто тихо, но такие вибрации, чувствуется, что они дома. Так странно... пустота... нет детей»,

– говорит женщина.

Во дворе отец играет с немецкой овчаркой Русичем и хаски Ведой. Маленькую хаски дети еще не видели. Это подарок от родителей – ко дню, когда дети вернутся домой.

Карта происшествий

Поиск

Журнал Родноверие