Исландец Торвальд Кодранссон — один из трех первых известных христиан в Беларуси вместе с княгиней Рогнедой Рогволодовной (в монашестве Анастасия) и ее сыном князем Изяславом Владимировичем. Его личность очень важна для понимания процессов в истории страны в целом и Полоцкого княжества в частности. Вместе с тем его фигура довольно сильно мифологизирована, причем в значительной степени в последние десятилетия.

Вследствие этих мифов некоторые даже собирались праздновать в этом году 1030-летие крещение Торвальдом Полоцкой земли. Именно такая версия, что Торвальд прибыл в Полоцк в 986 году и крестил его за два года до крещения Руси, присутствует в разделах Википедии на белорусском языке классическим правописанием, на русском и латышском языках, а через это — и в других источниках. Судя по всему, первоисточник этих сведений — статья Андрея Котлярчука «ТОРВАЛЬД Вандроўнік: Ці скандынаўскія пачаткі хросту Беларусі». Именно здесь сообщается, что «в 986 году Торвальд прибывает в Полоцк», где «состоялась встреча Торвальда с другим викингом-христианином Олафом Трюггвасоном (969-1000)». В Полоцке он был наместником монастыря святого Иоанна и, возможно, умер во время нападения киевского князя Владимира.

«Таким образом, крещение Беларуси (по крайней мере ее первого исторического государства) произошло не в 988, но в 986 году. Полоцкая летопись, где, наверное, были сведения об этом, к сожалению, не сохранилась. Как известно в 18 в. с ней работал российский историк Татищев, но потом эта летопись исчезла. Вероятно по приказу Екатерины II, так как сведения этой летописи противоречили официальной концепции российской истории. В этой концепции убийца и насильник Владимир был «святым», «Владимиром Красное солнышко»», — делает вывод автор, отодвигая на два года раньше крещение белорусских земель и лишая его связи с киевским князем Владимиром, который ранее Полоцк захватил.

Попробуем рассмотреть эти мифы на основании скандинавских источников — «Пряди о Торвальде Путешественника», «Саги о крещении Исландии» и отрывка «О встрече Торвальда с Олавом Трюггвасоном», на которых и основываются сведения об исландском викинге-проповеднике (следует учитывать, что и в этих источниках может содержаться легендарный материал или преувеличения значимости некоторых событий).

Для начала вспомним краткую биографию. И так, уроженец Исландии Торвальд сын Кодрана прибыл в Данию, где присоединился к дружине будущему датского короля Свена Вилобородого. Принимал активное участие в его походах и при этом отличался чрезвычайным милосердием и добротой. Через некоторое время он прибыл в Саксонию, где принял крещение и уговорил местного епископа поехать с ним в Исландию, чтобы крестить родственников Торвальда. В Исландию они прибыли в 981 году, активно проповедовали по всей стране, но из-за преследований были вынуждены через четыре года покинуть остров. Затем он направился в путешествие к Иерусалиму, встретился с византийским императором и как его представитель отправился на Русь, где и умер около Полоцка, основав там монастырь. В этом информация Андрея Котлярчука не противоречит сведениям из саг, но в деталях возникают проблемы.

Начнем с того, что рассмотрим информацию Андрея Котлярчука о том, что в Полоцке якобы состоялась встреча исландца «с другим викингом-христианином Олавом Трюггвасоном» — будущим королем Норвегии. Согласно отрывку «О встрече Торвальда с Олавом Трюггвасоном», встреча состоялась (если она действительно имела место) до того, как Торвальд поехал в Миклагард — Константинополь и соответственно до того, как он прибыл в Полоцк. Но уже после побега Торвальда из Исландии. В Исландии же Торвальд находился четыре года с 981 года, после чего уехал в Норвегию и занялся торговлей. Это значит, что встреча не могла состояться раньше 985 года.

В отрывке отмечается, что встреча Торвальда и Олава произошла, когда последний в составе войска польского князя участвовал в войне императора Священной Римской Империи Оттона с язычниками Дании, к которой присоединилось также славянское восстание лютичей и бодричей. Восстание началось в 983 году и с 985 года имперские и польские князья ежегодно совершали походы на восставших славян. Вероятно, что в одном из таких походов и состоялась встреча Торвальда и Олава. Нельзя исключать, что Торвальд лично принимал участие в подавлении восстания язычников-славян, сопровождавшегося разрушением монастырей и церквей. Поскольку Олав вскоре после смерти жены, с которой был женат три года, оставил Польшу и направился с походами на земли фризов и саксонцев, наиболее вероятная дата встреча — 985-986 годы. И произошла она на территории современной восточной Германии.

Более того, на тот момент Олав Трюггвасон не был христианином (крещение он принял во время одного из своих поздних походов), а значит, ошибочное и утверждение, что встреча была встречей двух викингов-христиан. Это обстоятельство передается и в отрывке, где Олав говорит об Иисусе Христе как о Боге Торвальда, но не своем («своему Господу», «твоего Бога»), и просит исландца рассказать о Нем и Его чудесах.

Но миф о времени и месте встречи Торвальда с Олавом — это только маленькая часть намного большего мифа, который говорит о том, что именно выходец из Исландии крестил Полоцк и сделал это в 986 году. Но чисто физически ему было очень сложно попасть на белорусские земли в этом году.

Ведь в Полоцк он отправился далеко не сразу после побега из Исландии. Сначала он поселился в Норвегии, откуда начал ездить в торговые поездки. И уже оттуда, возможно, еще взяв участие в подавлении восстания славянских язычников или хотя бы посетив тот регион, согласно «Пряди о Торвальде…», он отправился в Иерусалим, чтобы увидеть святые места. Затем «объездил всю Гриккьярику (Византию) и приехал в Миклагард (Константинополь)», а оттуда после встречи с императором отправился на Русь. Довольно большое путешествие, чтобы совершить его в Х в. за один год.

Но «Сага о крещении Исландии» добавляет больше точности: свое путешествие Торвальд начал в 1000 году — в год, когда христианство стало официальной религией Исландии, а также исчез уже известный нам норвежский король Олав Трюггвасон. Именно в конце этого года он встретился с другим христианским проповедником в Исландии Стевниром Торгильссоном, который также вынужден был покинуть родную страну. «Они вместе путешествовали по миру, доехали до Иерусалима, а оттуда поехали в Миклагард, а потом в Кэнугард (Киев), что лежит на востоке за Днепром». Умер же Торвальд в Полоцке, тогда как его спутник отправился в Данию. Скорее всего, в Полоцке он был не ранее 1002-1003 года — примерно через 15 лет после крещения Руси киевским князем Владимиром. Так что говорить о том, что именно он крестил Полоцк, не приходится.

Спорным остается и заявление Андрея Котлярчука о том, что «Торвальд остался наместником созданного им монастыря Св. Иоанна». Вообще неизвестно, принимал ли он монашество, чтобы быть наместником монастыря. Во времена жизни в Исландии у него были и жена, и дети, но больше информации о них нет. Активное путешествие Торвальда по Ближнему Востоку и Восточной Европе около 1000 года может свидетельствовать, что семейные обязанности на то время его не обременяли. В случае смерти жены, он вполне мог принять монашество.

Об этом косвенно свидетельствует и информация из «Пряди …», «Саги …» и отрывка. Согласно им, Торвальд основал в Полоцке «прекрасный» монастырь близ церкви святого Иоанна, «передал ему все свое имущество» и «присоединил к нему многие земли». В этом монастыре он и «закончил свой век в добродетельной жизни» и был похоронен. «Эта обитель с тех пор носит его имя — монастырь Торвальда», а «его там считают святым».

Неизвестно ничего и о том, носил ли исландец священнический сан. В любом случае еще в Исландии он, несмотря на отсутствие сана, активно проповедовал, выступал на собраниях и обращал многих язычников. А это значит, что и в Полоцке он мог активно заниматься миссионерством, даже не будучи священником или монахом.

И умер Торвальд с учетом строительства монастыря и последующей «добродетельной жизни» примерно около 1005 года, а не около 1000 года, как пишет Котлярчук. Вероятность же того, что «скандинавский проповедник погиб во время штурма города войсками великого князя Владимира — врага полоцкого государства» подкреплений каких-либо в сагах, или летописях не находят. «Прядь о Торвальде…» утверждает, что свою жизнь он закончил в монастыре.

В заключение рассмотрим еще других лиц, с которыми согласно Андрею Котлярчуку, встречался Торвальд. И так, согласно ему, в Константинополе он встречался с императором Василием II Болгаробойцем и патриархом Николаем II Хрисовергом, а в Полоцк был направлен к князю Рогволоду, вместе с которым погиб при захвате Полоцка князем Владимиром, который при этом изнасиловал и Рогнеду.

Однако, версия о том, что захват Полоцка состоялся в 1000 году, полностью противоречит общепринятой историографии. Согласно ей, Полоцк был захвачен в 980 году (как вариант называются также даты 976 и 978), а это значит еще до того, как Торвальд прибыл проповедовать христианство в Исландию. Более того, в 1000 году умерла сама Рогнеда, а в 1001 году — ее сын от Владимира, полоцкий князь Изяслав. И уж тем более не мог он встречаться в Полоцке с Олавом Трюггвасоном после гибели того в 1000 году.

Что касается участников византийской встречи, то в 1000-1002 годах императором по-прежнему был Василий ІІ Болгаробойца, а вот патриархом — Сергий ІІ Студит. Правда, в скандинавских источниках не упоминается встреча с патриархом, только с императором.

Таким образом, созданные Андреем Котлярчуком мифы, которые должны были показать первичность крещения Полоцке перед Киевом и возвысить белорусское княжество на новые вершины, оказались в значительной степени недействительными.

Вместе с тем развенчивание мифов никоим образом не снижает важность Торвальда Кодрансона в истории Беларуси как одного из первых известных по имени христиан Беларуси, выдающегося и чтимого проповедника и основателя одного из первых монастырей в Беларуси. Не снижает это и значимости Полоцка как города, который мало чем уступал Киеву и Новгороду.

Поиск

Журнал Родноверие