Есть традиции, которые старше стран и национальностей. Одна из таких этнографических жемчужин сохраняется в Ветковском районе — обряд «Пахаванне стралы». Историки до сих пор не могут дать точный ответ, сколько ему лет — тысяча, две, четыре? Древний обряд ежегодно проводят в белорусско–российском приграничье. Мне удалось побывать на старинном празднике в деревне Столбун.

...Пестрые одежды, яркие бусы и улыбки — со всех концов деревни ее женская часть постепенно стекается к центру. Такое в деревне Столбун происходит раз в год — в православный праздник Вознесения Господня. Сначала служба в церкви, крестный ход, а потом начинается самое интересное действие. То, что ученые называют дохристианским культурным наследием, — обряд «Пахаванне стралы».

Руководитель фольклорно–этнографического коллектива «Стаўбунскiя вячоркi» Светлана Паращенко рассказывает, что стрела — это не только оружие:

— Смысл обряда — отвести стрелу от деревни. Понятие «стрела» используется здесь в широком смысле: это и небесная молния, и война, и пожар, и беда. Любая опасность должна обойти сельчан, если ежегодно проводить этот обряд. О богатстве местной истории говорит количество песен. Их более 100. Все местные. Они сочинялись и сохранялись в устных традициях. Каждая песня — для своего дела. «Стрельные» песни пелись от Пасхи до Вознесения.

«Ты иди, стрела, только вдоль села. Ты не бей, стрела, добра молодца...» — затягивают бабушки, мамы, дочки, внучки и сходятся на центральном сельском перекрестке. Лишь прекрасная половина деревни имеет право водить в этот день сакральные хороводы. Возможно, это привет из далекого матриархата — возле Столбуна археологи обнаружили следы пребывания человека еще 11 тысяч лет назад!

Когда и кто сочинил обрядные песни, никто уже не помнит. Их просто поют, потому что это — наше наследство, признается пенсионерка Галина Буракова:

— Я, моя мама, бабушка, прабабушка — все, сколько помнят себя и предков, участвовали в обряде. Он вечен, как вечен мир. Интересно, что при советской власти его не запрещали. В детстве мы в пионерских галстуках из школы бегали водить хороводы. Кстати, не знаю как, но в этот день деревня всегда не работала — народный праздник.

Хоровод идет против часовой стрелки. Слова песен сливаются в резонирующем общем звуке. Буквально через 5 минут ясное небо над Столбуном затягивается черными тучами и ливень полощет улицы. Совпадение или нет, но, оказывается, одна из особенностей обряда — способность вызывать дождь, рассказывает историк Мария Булавинская:

— Этот обряд распространен только по деревням Посожья: на стыке Гомельской и Брянской областей. Как известно, эти земли серьезно пострадали от аварии на Чернобыльской АЭС. Многие деревни были выселены, иные вымирают естественным образом. В Столбуне сегодня можно увидеть наиболее полноценный и многолюдный обряд «Пахаванне стралы». Кстати, иногда его проводили не только на праздник Вознесения, но и во время долгой засухи, призывая дождь.

Если бы не видел собственными глазами, не поверил. Волшебство? Колдовство? Куда там африканским заклинателям дождя до ветковских певиц. Мокрая ритуальная демонстрация направляется к полю ржи. Над деревней несется: «...Где жена плачет, там росы нет. Где мать плачет, там река течет...»

В поле — новые хороводы, новые песни. Не зря их здесь более сотни. Сейчас начнется самая необычная часть ритуала. Пришедшие принесут жертву — закопают по монете или дорогой вещице, чтобы земля отплатила плодородием. Языческий обряд совершается с христианской присказкой: «Пошел Господь на небеса, потянул жито за волоса».

После таких слов рожь должна уродиться. Но больше взрослых в волшебную силу обряда верят дети. Пятиклассница Кристина Якушева знает, как исполняются желания:

— Второй год ходим в жито «хаваць стралу». На самом деле водим хороводы, поем песни и закапываем в землю монетки или металлические пуговицы. Если так сделать и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Московский этнограф Михаил Галкин на «Пахаванне стралы» собирался попасть 5 лет. Признается, что коллеги буквально заинтриговали его фотографиями:

— Мне довелось побывать во многих регионах России, а также в Беларуси, Украине, Сербии, Черногории, Хорватии. Везде интересуюсь архаическими этническими традициями и праздниками славян. Безусловно, обряд на Ветковщине — уникальное явление. Почти везде остатки древних традиций стали частью фестивалей, а здесь мы наблюдаем именно ритуальное действие, совершаемое жителями деревни. Сохранились не только песни, но сам ход, сценарий. Люди здесь не играют для туристов, они верят. Можно сказать, что это — первобытная магия, используемая до формирования религий, — связь человека и природы. Песни — заклинания, закопанные монеты — жертвы. Мы все с вами увидели, как это действует. Они просили плодородия — пошел дождь. Не через час, день, а как только они начали петь песни в кругу.

Финальный аккорд — катание или качание по ржи. Такие игрища можно встретить в описании древнейших ритуалов человечества. Человек побуждает землю к плодородию: растения должны дать хороший урожай, а люди улучшить свои репродуктивные способности. Я тоже на всякий случай примял несколько рядов — какая же холодная мокрая рожь...

Без подарка уходить нельзя, советует умудренная опытом Анна Чувашова:

— Надо с поля домой принести 9 колосков, положить их за икону и хранить весь год. Тогда и молния, и беда обойдут дом стороной. Нельзя, чтобы этот обряд исчез. Мы верим, что он поддерживает жизнь в этих местах.

Мокрая земля налипает на туфли. У меня такое ощущение, что это — не обряд, а нырок в другой мир — без интернета и гипермаркетов, без пафоса и суеты. Хоровод словно заключил договор с природой. На душе странная радость. Возвращаюсь, а в руках заговоренные колоски с поля, чтобы беда обошла стороной.

Кстати

Обряд «Пахаванне стралы» внесен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Деревни Столбун, Казацкие Болсуны, Перелевка — популярные маршруты этнографических экспедиций из Минска, Москвы, Санкт–Петербурга.

Поиск

Журнал Родноверие