Известный самарский писатель, популяризатор истории Древней Руси Евгений Бажанов утверждает: наши предки жили в Поволжье не одну тысячу лет, а русский язык существовал до Рождества Христова.

На днях краевед-исследователь отметил юбилей. В беседе с нашим корреспондентом он подвёл промежуточные итоги своих исследований и рассказал о новых открытиях.

Наследие собираем по крохам

- Евгений Александрович, самарские историки называют вас «тяжёлой артиллерией», когда речь заходит о защите теории происхождения славян, о национальной самобытности. История России в вашей интерпретации обретает новые вехи и грани…

- Слово «Русь» было известно по всей Европе ещё до нашей эры. Мы можем найти русскую топонимику в Прибалтийских республиках, на Балканах. И латинские источники отправляют нас к русским селениям. Понятно, что их история намного древнее письменных источников о них. Русские ещё до нашей эры проживали от Балтики до Греции. Там повсюду можно встретить топонимы и гидронимы с нашим самоназванием: рос, росс, рус, Россия, пруссы…

- Но любой историк, возражая вам, потребует вещественные или письменные доказательства ваших версий…

- Наши чиновники от истории привыкли работать со справками. Пока «домком Швондера» справку не выдаст, то и события как бы нет. А топонимика — это, по сути, факты на уровне документа, если не больше. Разве можно было цивилизациям такого уровня, как русская, китайская, индийская, иракская и другие, сформироваться за тысячу, за две тысячи лет? Нет! К большому сожалению, своё наследие нам приходится собирать по крохам. Да и желания особого я не вижу. Вот недавно на съезде археологов один выступающий сказал, что Египет и Среднюю Азию всю перекопали, а у нас только в Ярославской области древних городов, которые нужно вскрывать, около сорока. А если и разыщут что-то, то селения, жилища называют какой-нибудь «культурой», то «именьковской», то «черняховской», какой угодно, только не русской. Я вот недавно проехал по селениям своих прадедов. Многие уже исчезли. Ежегодно исчезают сотни деревень. Нахожу место расположения деревни по оврагу, по покосившимся крестам. Изб нет. Дерево — не камень, а ведь из дерева строили наши предки свои жилища и две, и три тысячи лет назад! Значительная часть нашего культурного наследия погибла. Но с группой энтузиастов мы постепенно восстанавливаем материальную историю россо-ариев. В поисках доказательств существования целой цивилизации на Волге и Урале мы с соратниками проехали не одну тысячу километров, побывали и в Аркаиме. Следы россов встретили по всему Поволжью и в Предуралье, нашли поразительные артефакты.

Например, на границе Елховского и Красноярского районов обнаружили храм солнцепоклонников. Вокруг — простор, поля, а на небольшом возвышении огромные камни, которые при внимательном взгляде оказались творением рук человека. Камни весом от двух до пяти тонн выложены кругами — символ «Коло-Солнце». Внутри расположен камень — Алатырь — с рукотворными ямками для жертвенных напитков. На поле таких кругов с десяток. Многие камни покрашены известью. На десятках камней видны сколы и одинаковые углубления от орудий древних каменотёсов. Есть камни со сверленными углублениями. Важно, что часть камней, особенно главных, алатырных, обкопана, видимо, древние святилища подновлялись спустя тысячелетия после строительства.

Лучше Аркаима

- Эта находка может стать настоящим сокровищем для продвижения внутреннего туризма, что нужно предпринять, чтобы туристы поехали к нам, а не в тот же Аркаим?

- Всё, что нужно туристам, здесь уже есть: дорога неплохая, рядом другие интересные места. Можно в храме организовать музей, реконструировать его в макете. Небольшая «раскрутка» — и туристический бум обеспечен. В Красноярском районе живёт один человек, который пару лет назад открыл на собственном участке музей каменных изваяний россо-ариев. Желающих познакомиться с ведической культурой всё больше и в музей «тропа народная» не зарастает. Есть у нас с ним задумка устроить на территории около 11 га такой же музей под открытым небом в районе совхоза имени Чапаева, где несколько лет назад я нашёл остатки ещё одного языческого храма. Назвал его Солун. Это классическое капище язычников. Подобные храмы в России есть только под Новгородом, у Смоленска и Пскова.

К сожалению, ни наше министерство культуры, ни департамент туризма к таким находкам интереса не проявляет. Как и к другим артефактам, которые могли бы стать туристическим брендом региона. Несколько лет назад в акватории Волги между Коптевым и Студёным оврагами на глубине нескольких метров я нашёл бурлацкую барку. Провели обследование, оказалось — судно было затоплено в конце XIX века, когда по Волге ещё бурлаки ходили! Я тогда кучу писем написал в минкульт с предложением поднять её, устроить в Ширяево, где Репин своих бурлаков писал, музей Волги. Дальше — тишина. По Миссисипи в США колёсные пароходы «времён Тома Сойера» ходят, а видели ли на Волге хоть один колёсный пароход? Вот оно, отношение к родной истории! Обидно, вывозят под видом минералов.

Я обращался в различные ведомства с просьбой сохранить найденные храмы. Но мне говорят, что камни не могут быть объектами культурного наследия. Хорошо, я пошёл другим путём — написал письмо министру Колокольцеву в МВД РФ о том, что разворовываются минеральные ресурсы области. Рассказал, что предприниматель открыл незаконный карьер по добыче камня на территории лесничества и вывез более 100 тонн минерального сырья. Получил ответ за подписью некоего А.Ю. Полыгалова, начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции, что добыча камня на территории Красноярского района не ведётся и ущерба окружающей среде не причинено. Между тем на днях сам губернатор обратил внимание на массовое хищение природных ресурсов. Как прикажете понимать слова представителей властей? Складывается чёткое ощущение, что сотрудники ведомств не только «крышуют» нарушителей, но и руководят ими.

Но когда речь идёт об истории России, я готов «бодаться» с кем угодно и сколько угодно!

Как Барбоша Москву спас

- Как я понимаю, история с вывозом храмовых камней (минеральных ресурсов) только началась? А есть примеры долгого «бодания»?

- Моё предложение о переименовании поляны Фрунзе в Барбошину не один десяток лет в топонимической комиссии пролежало. Между тем в этом месте произошло событие, чрезвычайно важное для российской истории — сходом казачьих атаманов было приято решение о походе на Сибирь. Кстати, сам атаман Барбоша на Сибирь не пошёл, но зато участвовал в историческом взятии в 1581 году города Сарайчика — столицы ногайцев, которые часто досаждали Российскому государству. Одно из войск ногайцев, которое находилось в то время на подходе к Москве, вынуждено было развернуться, чтобы отбить город от наших «головорезов». Так Матвей Барбоша невольно стал спасителем Москвы.

- Про Барбошу и про святилища славян на Самарской Луке мало кто из наших земляков знает. Что делать?

- Не знают и про то, что самарский представитель в Государственной думе Михаил Челышов в 1914 году стал инициатором сухого закона, не знают, что визитной карточкой дореволюционной Самары было кумысолечение…Как и многие другие страницы российской истории… Я вот часто на своих лекциях спрашиваю у молодых людей, что было у ваших прадедов написано в паспорте? Не знают. А я скажу: великоросс. А у украинцев — малоросс, у белоруссов — белоросс. То есть молодёжь смутно представляет себе свою историческую национальную самоидентификацию. И это печально. Чтобы восполнить пробелы в историческом образовании земляков, я часто провожу дискуссии, читаю лекции, рассказываю о своих находках, и с каждым разом народу, особенно молодёжи, на встречах собирается всё больше.

Поиск

Журнал Родноверие