Древнейший памятник русской литературы "Слово о полку Игореве" занимает всего полтора десятка страниц. А литература о нем — премногие тома. Все, казалось бы, изучено, сказано, что можно добавить?

Но вот перед нами новый труд — двухтомник историка и писателя Александра Ткачева "Боги и демоны "Слова о полку Игореве". Задача исследования — попытаться "увидеть "Слово" глазами современников автора". Это нелегко, потому что, по мнению Ткачева, понять и по достоинству оценить поэзию "Слова о полку" можно только через языческие мифы славян. "Утратив мифы, мы потеряли ключи к сокровищам древней поэзии и пришли к совершенно превратному ее толкованию", — считает историк. Он как раз и пытается открыть читателям удивительный мир подлинного "Слова" — через мифы, летописи, фольклор...

Взять, к примеру, "самого таинственного из персонажей" — Трояна. В "Слове" он упоминается всего четырежды, но сколько споров вызвал у исследователей! Одни полагали, что это римский император Траян (98 — 117 гг.). Другие считали Трояна не историческим лицом, а славянским языческим божеством — богом ночи. У Ткачева — своя версия. Троян означает "Третий". В античной модели мироздания, которая была известна и славянским волхвам, третье небо принадлежало богу войны Аресу (Марсу). Если признать в Трояне Марса, то загадочную фразу "рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы" следует понимать так: "Тропа Трояна" — тропа войны. "Горы" в древнеславянском — леса. Значит, войско князя Игоря шло на половцев "тропой войны через поля и леса". "Века Трояна" — это время сражений и военных походов. А "земля Трояна" — "Марсово поле", то есть поле брани...

Это лишь одна разгадка, а сколько еще в "Слове" "темных" или неверно истолкованных мест! Ткачев объясняет их по-своему. Среди специалистов-"слововедов" "Боги и демоны..." наверняка вызовут научные споры. Но книга привлечет оригинальностью и свежестью мысли не только филологов и историков.

Примеры можно множить. Вот еще один — широко известные слова о певце Бояне, который "растекается мыслию по древу". Что это за древо? "Дуб зеленый" из Лукоморья, где кот-сказитель то "песнь заводит", то "сказку говорит"? Райское древо? Древо мудрости? А. Ткачев считает, что автор "Слова" имел в виду древо...генеалогическое, отсюда в зачине упоминаются князья "от старого Владимира до нынешнего Игоря". Соглашаться с такой версией или нет — воля ваша. Но в любом случае книгу Ткачева стоит прочитать. И посмотреть: очень уж необычны иллюстрации Л. Феодора. Не просто "картинки", а рельефы и скульптуры.

Так что "преданья старины глубокой" покажутся интересней любого детектива...

Поиск

Журнал Родноверие