Недавно в волжском городе Угличе открылся первый в России частный музей мифов и суеверий русского народа. В отличие от многочисленных заведений типа музея валенка, мыши, водки, сделанных из истории одного экспоната, угличский приют нечисти устроен по науке. Помимо коллекционирования мифических существ, его создатели ведут чисто исследовательскую работу в области этнографии. "Известия" наведались в гости к упырям, кикиморам и летучим ужам... "А это ведьма в представлении северных славян. Да, старуха, нос крючком, похожа на Бабу-Ягу... Ну и что? Бояться теперь, что ли? — улыбается экскурсовод. — Вот меня часто спрашивают: "А вы будете нас пугать?" Я всегда отвечаю: "Вы сами себя будете пугать"...

Недавно в волжском городе Угличе открылся первый в России частный музей мифов и суеверий русского народа. В отличие от многочисленных заведений типа музея валенка, мыши, водки, сделанных из истории одного экспоната, угличский приют нечисти устроен по науке. Помимо коллекционирования мифических существ, его создатели ведут чисто исследовательскую работу в области этнографии. "Известия" наведались в гости к упырям, кикиморам и летучим ужам. Бывший питерский художник Дарья Чужая встречает экскурсантов в желтой, как солнце, майке и бейсболке. Однако, первые пять минут все смотрят не на Дарью, а в угол избы, где из натурального гроба вылезает некто темный ликом. Упырь, как выясняется. — В представлении южных славян ведьма очень даже мила, — говорит Дарья. — Она молода и хороша собой. В художественной литературе известна как Панночка. Экскурсанты мучительно вспоминают Панночку. Скользят взглядом по пыльным бутылям, треснувшим прялкам, сундукам. Потом переходят в следующую комнату и резко вздрагивают. — А это ведьма в представлении северных славян. Да, старуха, нос крючком, похожа на Бабу-Ягу... Ну и что? Бояться теперь, что ли? — улыбается экскурсовод. — Вот меня часто спрашивают: "А вы будете нас пугать?" Я всегда отвечаю: "Вы сами себя будете пугать". В этой формулировке — суть дохристианского восприятия мира, мифологии, давшей музею своих персонажей. Все сущности, имеющиеся в природе, не хорошие и не плохие. Они такие, какими их захочет увидеть человек. Приятными или неприятными. Обычно человек действительно себя заранее пугает. Некоторые посетители шарахаются даже от кикиморы, похожей на сельскую учительницу, и духа-полевика — копии домовенка Кузи из бессмертного мультфильма. При этом почти все туристы щелкают фотоаппаратами. Рядом с мутным аквариумом, в котором живут ужи, стоит табличка, гласящая, что за съемку мифов и суеверий, увы, надо платить. Всего 10 рублей. Музей должен окупаться. — Все предметы быта мы собирали по городским чердакам и подвалам, — рассказывала Дарья, отпустив экскурсию. — Картины, которые здесь висят, рисовала я сама. Фигуры из воска тоже мои. Старые камни сами находили... Так, извините. Что ж они там делают?! Эх, какие ручонки-то у всех быстрые! Задержавшиеся у лавки с "амулетами на продажу" пожилые дамы снимали с витрины обереги и примеряли их перед зеркалом. Три года назад Дарья, выпускница питерского художественного училища имени Рериха, ее муж Саша и тогда еще 7-летний сын Валентин бросили все и уехали в Углич. Купили двухэтажный деревянный дом, в котором раньше был музей колокольного звона (он работает до сих пор, его хозяин, металловед по имени Алексей, пускает всех желающих посмотреть на коллекцию колоколов), и занялись своим собственным музеем. Мифы и суеверия их интересовали и раньше, но в большом городе времени на пристальное изучение предмета не хватало. Как говорят сами бывшие питерцы, "мы там занимались только зарабатыванием денег и всё". В провинции время и возможности появились. Углич — идеальное место для музея фольклора. Бревенчатые дома, куры, пыль, колонки. На двери старого здания по улице 9-го Января начертано мелом: "Аптека. Открыто." Между тем город чист и красив. За последние несколько лет число туристов, побывавших здесь, увеличилось в несколько раз. Турист плывет на теплоходе по Волге и едет на автобусе из Москвы, Ярославля и Твери. Градоначальник Элеонора Шереметьева говорит, что ее голубая мечта — это городской гуманитарный университет и тридцать музеев. До тридцати, конечно, еще далеко, но те музеи, что уже есть, угличские власти холят и лелеют. — У нас никогда не было проблем с церковью, — сказала, глядя на ужей, Дарья. — Слава богу, люди здесь образованные. Понимают, что историю своего края надо знать, что нельзя быть Иваном, не помнящим родства, что, в конце концов, белого без черного не бывает... Бывает так: приезжает автобус туристов, и одна половина идет к нам, а другая в монастырь. Потом они меняются... А вот что действительно странно, так это то, что Томсинский третий год до нас дойти не может! Томсинский, сотрудник Эрмитажа, каждое лето производит раскопки на территории Угличского кремля. Вместе с ним приезжают студенты-историки в панамках. До сих пор никто из них не зашел в музей. Единственное объяснение, которое можно придумать, звучит так: историков отпугивает скорее популярное, чем научное, направление музея. Но и это странно, потому что "музейщики", изучая местный фольклор, работают фактически как полевая экспедиция. И, как выяснилось, достаточно успешно. На этом месте я не выдержал и стал задавать вопросы. — Да много ли уникального можно собрать сейчас, когда людей, родившихся до революции, почти не осталось? — Конечно, мало кто помнит какие-нибудь редкие песни или легенды... Но кое-что удается находить. Например, совсем недавно услышали от пожилой женщины историю, совпадающую с классическими легендами о летучем уже, прилетающем к вдовам. Ей бабка рассказывала, как, в свою очередь, ее бабка потеряла на войне мужа и к ней прилетал уж. Являлся, значит, ночью и оборачивался красивым парнем. Исчез только от того, что однажды ребенок проснулся и закричал. — А как насчет заговоров разных? — С заговорами сложнее... Потому что у каждой семьи свое слово, свой заговор. У всех все по-разному... Тут пришел Саша в шортах adidas и протянул визитку. У Саши борода сплетена в косичку, а виски выбриты. На визитке рядом с телефоном был пропечатан e-mail музея. С помощью Интернета Саша нашел ресурсы по мифам и суевериям и сделал сайт, посвященный творчеству жены. Дарья занимается книжной графикой, росписью по ткани и дереву, делает интересные фотоэтюды и пишет стихи. "Откуда такое нелепое бремя? Зачем такие странные маски! К нам в гости явилось странное время И люди опять стали верить в сказки". Ее сыну Валентину, впрочем, сказки не особенно интересны — "компутером пока только увлекается", дитя цивилизации. Напоследок Саша показал ценный экспонат. Рядом с игральными картами, с которых подмигивают короли-упыри и вольты-лешие, лежит другая колода. Без персонажей, с красиво прорисованными мастями и подписью — "Карты ручной работы, выполнены заключенным (1970 г.)". — У нас тут зона есть, — объяснил Саша, — Она типа элитная. Считается вроде как курорт. Сюда садятся те, у кого срок большой и хорошие знакомые есть... К нам эта колода попала от одного из таких осужденных. Вот так. Разными источниками пользуемся. Я хотел было сказать ему, что он похож на фавна, но удержался. Мало ли, вдруг фавн — неприятная Саше сущность?!

Поиск

Журнал Родноверие