Как в липецком музее живой истории учат школьников плести кольчуги.

Липецкий музей живой истории является совместным проектом липецкого дома детского творчества «Октябрьский» и клуба реконструкторов «Северный берег». Особенность его в том, что экспонаты можно трогать, а также создавать собственными руками. Этому готовы научить всех желающих реконструкторы. Корреспондент РП посетила необычный музей.

«Вы не так продели кольцо»

Когда в «Октябрьский» пришла работать Мария Ситникова, музей уже был создан членами «Северного берега» — аналога елецкого клуба исторической реконструкции «Копье». Ситникова не историк, но всегда интересовалась народным творчеством, ремеслом и бытом славян. Вскоре она возглавила музей.

Часть его экспонатов — предметы, которые находят в краеведческих экспедициях дети из дома детского творчества. Такие походы в «Октябрьском» проходят каждое лето. Однако большая часть экспозиции — копии артефактов, которые делают своими руками воспитанники «Северного берега». У входа, к примеру, стоит четырехметровое судно. На его изготовление реконструктору потребовалось около километра льняных нитей, 20 м кожи, 7 кг воска и жира. Правда, вмещает судно только одного капитана.

Мастерская и выставочный зал находятся в одном помещении. Вокруг мальчиков лежат плоскогубцы, тиски, ножницы по металлу. Девочки кладут рядом с собой акриловые краски и ткани.

– Мне всегда было интересно, как раньше украшали одежду. Однажды на одной из ярмарок я увидела набивные ткани и решила, что пора попробовать заняться этим самой. Приобрела у мастера деревянные набойки. Теперь мы с девочками пробуем делать отпечатки на ткани, — говорит РП Ситникова.

Мальчики плетут кольчугу. Решаю внести свою лепту. Пальцы, больше привыкшие к клавиатуре компьютера, соединяют металлические колечки в цепочку очень неуклюже.

– Вы не так продели кольцо, — поправляет меня Максим Дьяченко из школы № 45. — Попробуйте поработать моими инструментами, они удобнее.

– Откуда в музее столько металлических колечек? — интересуюсь у Марии Ситниковой.

– Обычно мы покупаем их на фестивалях исторической реконструкции, заказываем через интернет, — поясняет она. — Все финансовые вопросы решаем собственными силами. Но кольчугами, оружием занимаются реконструкторы-мужчины. Я больше по женской части.

Несколько мальчишек сидят отдельно от остальных. Перебирают металлические кольца.

– Зачем вы это делаете? — подхожу к ним.

– Отделяем просечные колечки от клепаных, — нехотя отвечает один.

– Эти ребята нашкодили последний раз, не прибрали за собой место работы, — поясняет Мария. — Теперь наказаны. Колечки перемешались, а прежде чем начать плести кольчугу, их надо перебрать.

– Часто вы наказываете ребят?

– Нет, но бывает. Порядок должен быть в любом деле. Незадолго до этого, например, мальчиков, которые раскидали на столе вещи, заставили перетирать шлемы. Занятия эти нудные, но полезные. Повторные нарушители бывают редко.

Волонтер клуба Александр Углов рассказывает о доспехах и оружии вятичей. Снимает со стены топоры, копья, щиты. Предлагает подержать в руках — тяжело. Разумеется, оружие не заточено.

– Вы знаете, почему главным оружием славян было копье? — спрашивает он. — Металл в то время стоил очень дорого. Поэтому меч могли позволить себе только состоятельные воины. Кроме того, владение копьем не требовало специальных навыков, что было очень удобно. О значении этого вида оружия для славян как нельзя лучше говорит высказывание «взять град копьем».

«Славяне верили, что вышивка уберегает от злых сил»

– В далекие времена обязательным атрибутом женской одежды был пояс. В его узорах заключалась защитная сила оберега, — рассказывает Ситникова.

– А вышивка служила просто для украшения?

– Нет. Славяне верили, что она уберегает от злых сил. Причем детская обережная одежда всегда вышивалась красными нитями и часто дополнялась черными. Красный цвет олицетворял жизненную энергию, а черный символизировал землю.

– Почему тогда на мужской рубахе орнаменты синего и зеленого цветов?

– Синий цвет защищал от разбушевавшихся стихий, а зеленый спасал от ран в бою, — поясняет Ситникова. — В таких костюмах ходили вятичи, которые, кстати, жили на территории Липецкой области.

Многие открытия реконструкторы делают при помощи книг, иногда выручает интернет. Но встречаются и местные жители, сохранившие какие-то традиции. Кое-где, например, бабушки до сих пор ходят в паневах — так называли шерстяную юбку. По ее цвету можно было определить, замужем женщина или нет. Обычно семейные представительницы носили паневы черного цвета.

На стене висит не то седло, не то санки.

– Отгадайте, что это? — подзадоривает Ситникова школьников.

Вещь оказывается прообразом современного рюкзака. Надеваешь его на плечи и привязываешь мешок с вещами. Выдерживает такая сумка до 50–80 кг охотничьей добычи.

В этом году попасть на фестиваль исторической реконструкции «Русборг», ежегодно проходящий в Липецкой области, смогла только мужская половина клуба. Однако на следующий год девочки и девушки тоже надеются понаблюдать за эпохой IX–XI веков не как зрители, а в роли участников. Они уже умеют варить кашу, шить обувь, одежду.

– Мужчинам, наверное, необходимо было сплести кольчугу?

– Да, а еще лучше иметь личное оружие, — отвечает руководитель музея. — От каждого участника фестиваля должна быть польза. Ребятам желательно было выступить хотя бы в одном показательном бою.

– У меня выковать меч пока не получается, — вступает в разговор Никита Кулинский из школы № 63. — Зато бляху для ремня сделать могу.

Недавно у реконструкторов появилась выездная кузница. Так что теперь они учатся стучать молотами и осваивают наковальню. Приобрести кузницу для помещения пока не получается, так как для нее необходимы особые требования.

У клуба еще много задумок: участники хотят научиться выдувать стекло по старинной технологии, будут продолжать собирать песни для будущего фольклорного ансамбля, организуют летний выездной палаточный лагерь юных реконструкторов. А с началом нового учебного года планируют проводить открытые уроки для школьников.

Поиск

Журнал Родноверие