За последние 10 лет много пришлось по путешествовать по стране Вятичей — Калужской области. Когда копаешь все глубже и глубже понимаешь, какой сложной была этническая история этого края. Тут не только вятичи, но и голядь постоянно проглядывает, понятное дело, всежтаки субстрат, да и не только она. Вот нынешнем году мерянский краевед Дед Вепдюй путешествовал по южным краям Калужской области, колонизированным когда-то мерянами. (для скептиков славянофилов — мерю на верхней Оке признает например вятич Вадим Казаков из ССО СРВ. И пишет об этом в своей "Летописи Вятичей") Итак вот небольшой рассказ:

И вот за Калугой бывший мерянский анклав с центром в селе с говорящим названием Меринищево — переселенцев с костромских пределов времен средневековых. Правда, Меринищевым оно было до революции, сейчас название уже ничего о прибалто-финнах не напоминающее. Весело стрекотали кузнечики в леске у деревни, в тени вековых деревьев расположилось маленькое кладбище. Только одна могила за санитарными ровиками, на отшибе за 50 м.

Обнаружилась случайно — уже выходил с погоста, решил срезать тропинкой к деревне. Ни креста, токма памятник, ни следов каких посещений родственниками: не убрана, не обихожена. А калитка в двух местах перевязана целлофаном, не дай бог чтоб не открылась. Похоронена старушка в конце 80-х, на погосте и гораздо старее могилы убираются, между прочим.

Вот с того же кладбище фото — калитки открыты, могилы ухожены

Почему колдунья, потому что по общим русским представлениям оградки на могилах мешают душам свободно перемещатся от мест погребения. Для чего повсеместно калитки оставляют открытыми, а уж перевязывать так, чтобы открыть нельзя — вообще из ряда вон выходящий случай.

Так даже пьяниц и самоубийц не хоронят, которых бывает что и за кладбищенской оградой кладут, но без замыкания калиток. Не хотят местные жители, чтобы бабушкина душа выходила, как не захотели со мной общаться, когда начал выспрашивать, чего за могила такая особенная да кто была покойница.

Поиск

Журнал Родноверие