Очередная новость о строительстве храма на месте запланированного объекта гражданской инфраструктуры пришла из поселка Шушары, примыкающего к Санкт-Петербургу. Сейчас в этом активно расширяющемся поселении проживает более 60 тысяч человек, которых обслуживает лишь одна больница без рентгена и физиотерапии.

Весной Комитет по градостроительству и архитектуре города рекомендовал застройщику возвести напротив больницы полноценную поликлинику и физкультурно-оздоровительный центр, но к концу сентября вместо поликлиники на пустыре выросла деревянная часовня. В связи с этим мы решили вспомнить, вместо чего еще в России последних лет строят храмы, и узнать, как сейчас живут те, кто борется с этой "духовной застройкой".


Поликлиника для души в Шушарах.

Храм как образовательное учреждение

Микрорайон «Заречный» в Томске напоминает питерские Шушары – те же новостройки, тысячи жителей и практически полное отсутствие инфраструктуры. Одна из главных проблем «Заречного», как и Шушар – транспортная недоступность: въехать и выехать из него можно лишь по одной дороге, которая по утрам и вечерам стоит в пробках. Не хватает в микрорайоне и школы. На карте хорошо видно, что весь «Заречный» – это сплошная застройка жилыми домами, на краю которой расположен единственный детский сад. Зато уже в этом году на свободном пятне, запланированном под строительство школы, начнут строить церковь.

Противники возведения храма утверждали, что 300 прихожан, которых она сможет вмещать, серьезно осложнят дорожную ситуацию в микрорайоне, а колокольный звон не позволит жителям спокойно спать. Власти согласились только со вторым доводом. «Колокольного звона там не будет, так как храм будет построен в стиле древнерусских церквей домонгольского ига — на таких церквях не предполагалось звонниц и колоколен», – заявил порталу Vtomske.ru представитель местной епархии.

Храм как уплотнительная застройка

Еще один храм на месте необходимых объектов инфраструктуры строится в 7 квартале Автозаводского района Тольятти. Там Православный приход в честь святого преподобного Серафима Саровского растет прямо во дворе жилого дома – на пустыре, где жители хотели увидеть детскую площадку и физкультурный комплекс. Конфликт с РПЦ продолжался более года и даже принимал силовую форму, однако отстоять двор тольяттинцам так и не удалось: строительство началось в мае текущего года. Здесь на 3 гектарах появится храм в более позднем стиле – с колокольней. Правда власти обещают отрегулировать шумовой диапазон колоколов и построить рядом детскую площадку, но потерю единственного зеленого пятна это не отменяет.

К слову, в соответствии с опросами общественного мнения, проведенными в 2015 году, против строительства выступали 80% местных жителей, они указывали на то, что у них отнимают единственное место для прогулок с детьми и занятий спортом.

Храм как водоем

В прошлом году Екатеринбург буквально всколыхнула новость о планах строительства новой церкви, чрезвычайно напоминающей своим видом московский Собор Василия Блаженного, в очень необычном месте – посреди Городского пруда. Планируемое культовое сооружение тут же получило в городе имя «храм-на-дне» и вызывало бурные протесты екатеринбуржцев, о которых «Активатика» неоднократно писала.


Проект храма.

Несмотря на мощное сопротивление, план строительства утверждили. В соответствии с ним, посередине Городского пруда, набережные которого давно стали излюбленным местом прогулок горожан, должен появиться остров, к которому будут подводить три моста (два из них – автомобильные), а на самом острове построят собор высотой 70 метров. Реализацией проекта занимается компания РМК, известная возведением в Челябинске скандального Томинского ГОК. Не пугают застройщика ни протесты жителей, ни увещевания экспертов, говорящих о том, что капитальное строительство может нарушить работу неглубокого метро Екатеринбурга, ни перспектива переноса салюта в честь Дня Победы на окраину города.

Екатеринбуржцы борются с планируемым сооружением мирно и креативно – встают вокруг пруда, держась за руки, заключают его в символические объятия. Последняя подобная акция собрала около 2 тысяч человек и стала рекордной и, похоже, возымела действие.

«Сейчас идут разные сигналы, — сказал «Активатике» защитник Городского пруда Екатеринбурга Дмитрий Москвин, — по крайней мере, от двух независимых источников мы получаем информацию, что решение строить на пруду вроде как отменено, что уже есть другая точка для застройки. Официально об этом, конечно, объявлять не будут, они ждут какого-то конкретного повода, чтобы не выглядеть в слабой позиции, что вот власть взяла и поддалась каким-то городским активистам, мнению горожан – это же позор и ужас для российской власти. Но мы пока отказываемся в это верить, потому что подобная информация уже несколько раз появлялась ранее и не подтверждалась. У нас много сомнений, и мы будем бороться до конца, большинство горожан на нашей стороне».

В качестве нового места под постройку Екатеринбургского Василия Блаженного называют расположенную неподалеку Октябрьскую площадь, на которую выходят Театр Драмы и Правительство Свердловской области. Стройка на ней, по слухам, также может навредить работе городского метро, однако экспертных заключений по этому поводу пока нет. «Как тут уже шутили неоднократно, – комментирует ситуацию Дмитрий Москвин, – это абсолютно логика гопников: затребовать максимум, а довольствоваться ну хоть чем-то, все равно свою какую-то часть отжать. То есть они в этом плане работают именно так: другое место все равно будет результатом изначального шантажа, понятно, что оно тоже вызовет много вопросов у горожан, потому что в центре не так уж много пространств, в которых необходим 70-метровый храм в стиле Василия Блаженного».

Храм как парк

Самая популярная стратегия РПЦ – строить храмы в парках и скверах городов. Особенно такой подход развит в Москве, где подобных горячих точек чуть ли не десятки. Столица отметилась и самым долгим и жестким противостоянием местных жителей с православными активистами в лице движения «Сорок сороков», которое активно защищало планируемое строительство в знаменитом парке Торфянка на Бабушкинской. Прошлой осенью конфликт накалился до такой степени, что в него вмешался Следственный комитет, проводивший обыски в квартирах активистов. Тем не менее, парк все-таки удалось отстоять. «Активатика» подробно писала о ходе противостояния.

Сейчас конфликт вокруг Торфянки вошел в стадию холодной войны. Православным для строительства храма предложили участок неподалеку, но каждые выходные они продолжают собираться в парке вокруг поклонного креста, чтобы совершить молебен. Уходить отсюда молящиеся не намерены до тех пор, пока новый храм не будет построен, а местные жители пытаются вытеснить их с территории как можно скорее, причем порой весьма необычными способами.

Одна из инициатив принадлежит борцу за Торфянку, местному жителю и экскандидату в депутаты по 3 округу Лосиноостровского района от партии «Яблоко» Евгению Лебедеву. «Дело в том, что мне надоело смотреть на забор в парке, который обещали убрать ещё год назад, — написал он в своих соцсетях, — И так как я недавно принял язычество, и у нас в районе образовалась славянская община Лосиноостровского района и обрастает новыми соратниками, вот я и решил, что Конституция равна для всех. И раз РПЦ выделили участок под религиозные нужды, нам тоже пусть выделят, на тех же основаниях».

«У нас скоро будет происходить благоустройство парка, префектура говорила, что она будет учитывать мнение жителей, – объяснил Лебедев «Активатике», – ну и, соответственно, я отправил свое предложение. Надо понимать, что это будет не действующее капище, потому что все обрядовые действия предусматривают разведение огня, а в парке, сами понимаете, нельзя. Но будет такой вот этнический центр, местная достопримечательность. Я думаю, вряд ли власти согласуют, но, по крайней мере, мы хоть ускорим все это дело – чтобы они (православные активисты — ред.) побыстрее оттуда ушли».

Языческое капище в Красотынке Калужской области, на которое собирается ориентироваться Лебедев. Фото

По словам Лебедева, местные жители скорее поддерживают его инициативу, даже те, кто «к религии плохо относится». Но реальные перспективы постройки этнической достопримечательности он оценивает не очень высоко: «получится просто удар, пощечина РПЦ, они этого просто не выдержат. То есть получится, что РПЦ здесь хотели построить храм, их отсюда выкинули, и на их месте поставили капище – это просто запредельное что-то». Хотя к запредельному церкви не привыкать: карта историй, подобных рассказанным выше, – вся Россия. А об одной из самых, пожалуй, запредельных среди них «Активатика» писала еще два года назад, когда дачу Патриарха обнаружили в водоохранной зоне вопреки законам государства, которое православные деятели пытаются сделать своей вотчиной и дойной коровой.

Поиск

Журнал Родноверие