Новый автодесант журналистов газеты «КурьерЪ»: попытка найти следы утраченного идола, двух поруганных храмов и древнего стражника-русича увенчалась успехом.

От составителя

Если честно,тона Зряковской горе, находящейся между Лопатовскими крестами и Карамышевом, мир для меня перевернулся. Географически высота эта почти ровна псковской Соколихе, зато исторически здесь куда больше святынь и тайн. Да и вид вокруг первозданный.

Приносил удачу

У краеведа Ивана Ларионова и археолога Анатолия Александрова есть строки:

«На высокой Зряковской Горе, близ проезжей дороги, еще в недавние времена стоял каменный истукан, высеченный из большого валуна»,

«С идолом этим связана легенда о каменном человеке. К тому же у подножия самой горы лежал камень-следовик». Приносил он удачу, так как на его след приходили лоси, медведи, где их ждали охотники.

Замечу: и сейчас это поклонная гора, только забытая. Именно на таких, по Окуличу-Казарину, и ставили языческие божества.

6a84652d39edb9de811f00d3aadcd673_XL

И он застыл в камне

Об идоле и воине Зряковской Горы лучше всего сказано четверть века назад у писателя и краеведа Юрия СТЕПАНОВА: «Деревенька как деревенька, только название несколько чудное – Зряковская Гора. Теперь даже старики не помнят, что… на самой круче стоял каменный исполин – высеченный… прадедами-язычниками из огромной глыбы.

Считался он… изображением какого-то божества, как случится победа над врагом или обет кто даст – шли к нему всей деревней, приносили дары и складывали у ног. Идол же должен был охранять от врагов, болезней… и прочих неприятностей».

Как мы знаем, на смену язычеству с огнем, мечом и молитвой пришло православие.

«Каменного истукана… не стали разбивать и не утопили в болоте... Идол же прекрасно приспособился к новой жизни... Однажды выставили в дозор на той самой горе молодого воина и наказали: «Стереги крепко, пока тебя не сменят». Вот и встал воин в полном боевом облачении. День стоял, два, неделю, месяц. Уж год стоит, а смена всё не приходит. Пост свой оставить не может, клятву давал...

Так и остался навечно «зреть» (зрить – ОК.) на страже родной земли, превратившись в каменного воина. А гора с тех пор и деревня стала называться «Зряковской».

Дозорной то есть!

Ну, а куда подевался каменный воин, заключает автор, одному небу известно.

И вот я на Зряковской горе! Она и сейчас величава. Стой и… зри! Дорога из Пскова в Порхов проходит у подножия. Внизу – древний убитый погост Зряковичи. Вверху – руины каменного храма, почему-то с алтарем на север.

В 1874 году по духовному завещанию генерал-майорши Марии Самсоновой стараниями полковника Модеста Карамышева зряковцы построили каменный храм Георгия Победоносца, один придел был в честь Николая Чудотворца, второй – Успения Божией Матери. В наши дни жители Карамышева здесь установили 3-метровый Поклонный крест.

Смотрели глаза в глаза

Когда мы с Сергеем Елизаровым, таким же, как я, любителем старины поднялись наверх, то сразу поняли, что именно здесь через деревню проходила старая дорога на Зубово, Карамышево и Порхов (это видно и по спутниковой карте).

Увы, никаких огромных валунов. Зато чуть дальше, за домами, на самой высотке – остатки деревянного маяка и земляной треугольник, в центре которого репер – геодезическая метка.

На обратном пути попадались небольшие камни с природными рисунками, но до следовиков им далеко. Хотя, не сомневаюсь, сюда надо бы выезжать археологам. Старожилов в деревне почти нет, дома большей частью заколочены, живут дачники, питерцы или переселенцы из Мелётово. По дороге в сторону Зубово, почитай, уж никто не ходит, хотя раньше после Пасхи был с незапамятных времен крестный ход.

Когда я отчаялся увидеть хоть что-то древнее и сел с горя на сырую землю, то вдруг ощутил на себе чей-то взгляд. Дело было за старой липой со слоновьими ногами и проявившемся на стволе ликом «барабашки» (уж не подсказка ли?).

Поднимаю глаза и вижу наполовину гранитный камень, уходящий куда-то в землю. С метровой высоты на меня и на самом деле смотрела пара глаз, но отнюдь не симметричных, со сломанной переносицей и обрубленными руками. Впрочем, на идола этот стертый валун походил при моём большом воображении.

Удивительно, что «воин», был чист спереди, а с обратной стороны покрыт чешуёй-кольчугой (мхом-лишайником). По словам местных жителей, лоси и волки сюда (в деревню) не прибегают, а вот лисы замучили. А ещё странным образом в округе нет змей. Якобы заговоренное это место.

Как бы то ни было, я поблагодарил Зряковскую гору за символический подарок, поняв, что она и сейчас живая.

Лик и слеза Богородицы

Дальше – больше. Не мог не обследовать и древний погост в низине. Там ведь была первая деревянная церковь Великомученика Георгия. Погост упоминался в 1455году, именно отсюда принесли в Псков икону Пресвятой Богородицы «по случаю бывшего от нее знамения: из правого ока Лика Богородицы текли слезы».

Подумалось, уж не по нашему ли забытому ли каменному воину плакала в XV веке Матерь Божья? Ответа пока не знаю.

В 1790 году, по данным краеведа Натана Левина, здесь по-прежнему значилась деревянная ветхая церковь и колокольня с четырьмя компанами. На самом большом в 14 пудов: «Божиею милостию в 1743 году лил сей колокол Псковитин Господский человек Фома сын купеческий Котельник Св. Великомученика Георгия в Зряковичи…»; на третьем: «Сей колокол подан Зряковского погоста иереем Харитоном Дометиевым в 1836 году…».

В словаре Псковского уезда за 1882 год при деревянном храме нашел упоминание о приделе. Каком – не указано. Не во имя ли той самой чудотворной и плачущей иконы Богоматери?

Весь погост – музей

Первое, что увидели мы внизу с Сергеем Елизаровым, – это остатки каменной ограды. Со стороны Пскова она прекрасно читается, хоть восстанавливай.

Что было с храмами в годы лихолетья, гадать не буду. Благодаря усилиям архивиста Нины Коломыцевой и потомка владельцев усадьбы в Зубово Олега Карамышева известно: в 1928 году зряковцы добились-таки, чтобы к ним привезли на службу из Любятова одноименную икону (боюсь предположить: уж не их ли?). В 1938 году подобные и другие вольности аукнулись арестом и расстрелом последнего их священника Дмитрия Телицина.

А ещё меня поразили любовь к воинству и множество надгробий. Жаль, почти все обезглавлены, часть перевёрнута, а могли бы быть визуальными маяками Зряковской Горы, приведи их власти в божеский вид. Здесь и надписи на безымянных могилах: «Помяни Господи здесь лежащих раб твоих», а также строки, увековечившие знаменитых земляков: «На сем месте покоится прах священника (офицера) Михаила Алексеевича Ильинского, 44 лет, 1888 г.», «Софья Васильевна БраксЪ, 1912»…

Но и это не всё. Данный мартиролог продолжают могилы советской поры, хоть сейчас сюда води экскурсии: «Хапутов-Алексеев Александр Алексеевич (1894-1963). Он был Человек до конца человечьего. Папе – старшему другу и товарищу. Жена, дети». Памятник выполнен в стиле советского модернизма, но с крестом под огромным кубом (см. фото на сайте province.ru/pskov).

А совсем рядом семейный мемориал: «Михаил Максимов погиб в гигантской Орловско-Курской битве 1943 году, Петр Максимов убит в бою под Вырой в сентябре 1944 года. Ершов Д.М. – моряк, прошел всю ВОВ, но трагически погиб на воде в июле 1959 года. С детства были воспитаны к труду и социалистической родине!».

К счастью, поблизости были живые души – Марина и Анатолий ИВАНОВЫ, они приводили в порядок могилы родителей из деревни Заходы.

– Церковь у нас стояла в центре кладбища, а на той стороне – каменная, в войну уничтожили, бои здесь сильные были, – сказал собеседник. – Вон за тем полем немцы штабелями лежат, даже мелиорацию изменили. А вот здесь хоронили умерших солдатиков из эвакогоспиталя. Ни креста, ни звезды. Сколько бьюсь, даже свалку не убрать.

Что касается языческих святынь, то по словам Анатолия Иванова, вернее, его бабки, был за дорогой на самом деле камень с изображением, но, наверное, староверы спрятали (последние и на самом деле жили вокруг Загорья – ОК).

Большего про камни мне пока никто не сказал. Зато я нашел втоптанный в землю каменный крест без верхней лопатки XIV-XVI веков с голгофой и словом NIKA. А ведь это чудо, он до сих нигде пор не значится! На другой забытой могиле удалось обнаружить огромный надломленный кованый крест (см. фото на сайте). По размерам и рисунку – явно с купола храма. И тоже никому не нужен, а ведь реликвия. Вот бы где субботники проводить?!

Послесловие

По исследованиям карамышевцев поп Савва аж в 1372 году на пергаменте в книге «Псковский Шестоднев» оставил на полях прелюбопытную запись: «Ездили пить в Зряковицы». Увы, теперь в Зряковичах и служить-то негде…

А почему бы и не поставить на горе, скажем, возле того самого «спящего» символического воина придорожную часовню – в память о всех живших и воевавших на Зряковской горе предках? Так, чтобы народ её мог зрить издалека!

Наша справка

Слово «зрить» происходит от древнерусского зьръти, зьрю; сербск. зазрети «увидеть»; словенского zrеt, zrem «видеть»...

Только быль

Зряковская гора: 57°47'60» северной широты 28°43'00» восточной долготы. 70 метров над уровнем моря.

Поиск

Журнал Родноверие