Минюст официально признал организацию верующих в древнюю религию Якутии Аар Айыы. В конце XVII века народ Якутии массово обращался в православие. Сейчас последователи айыы говорят о восстановлении традиций своей веры, северной ветви тенгрианства — культа обожествленного неба.

Российское Министерство юстиции зарегистрировало организацию верующих в традиционный пантеон богов Якутии — «Религия Аар Айыы». Это политеистическое верование, которое было широко распространено в регионе до появления православных русских.

Окончательную регистрацию мы прошли только в мае. Сколько людей сейчас верит в айыы, нам неизвестно. Наша религия очень древняя, но с приходом в Якутию христианства она потеряла многих верующих, однако в народе всегда были последователи айыы. Раньше у нас не было письменности, и всю информацию люди передавали из уст в уста. А к тому времени, как в Якутии появилось письмо, сюда — в середине XVII века — пришло православие.

Августина Яковлева, руководитель организации «Религия Аар Айыы»

Тенгрианство — обозначение доисламской религии или мировоззрения кочевников евразийских степей, где присутствовал культ Тенгри — обожествленного неба. Как культ неба он зародился в Центральной Азии до I тысячелетия до н. э. Тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной традиции. Кроме Тенгри, в тенгрианстве присутствовал культ богини земли Умай, упоминалось и о владыке подземного мира рогатом старике Эрлике.

В 2011 году в Якутии были зарегистрированы три религиозные группы — в Якутске, селах Сунтар и Хатын-Сысы. В 2014 году они объединились и стали учредителями централизованной религиозной организации Республики Саха Аар Айыы.

Особенность нашей религии в том, что мы признаем высшие силы, и самый главный бог, творец мира — Рю Аар Тойон. У него двенадцать помощников-богов. У каждого из них своя функция. Во время молитвы мы отдаем почести сначала высшим богам, а затем земным добрым духам. Мы обращаемся ко всем земным духам через огонь, потому что Якутия — холодный регион и мы не смогли бы прожить без огня. Наиважнейший добрый дух земли — огня. Затем идут духи всех вод и озер, тайги, дух Якутии и другие.

Тамара Тимофеева, помощник руководителя организации «Религия Аар Айыы»

Мир в представлении последователей айыы разделен на три части: подземный мир (Аллараа Дойду, там живут злые духи), серединный мир (Орто Дойду, где обитают люди) и верхний мир (Юхээ Дойду, место пребывания богов). Такое мироздание воплощается в Великом древе. Его крона — верхний мир, ствол — серединный, а корни, соответственно, нижний мир. Считается, что боги айыы не принимают жертвоприношений, и им даруют молочные продукты и растения.

Верховный бог — Рю Аар Тойон, создатель мира, людей и демонов, населяющих нижний мир, животных и растений, воплощает собой небо. Джёсёгей тойон — это бог — покровитель лошадей, его образ тесно связан с солнцем. Сюгэ тойон — бог, преследующий злые силы на небе и земле, хозяин грома и молнии. Айысыт — богиня, которая покровительствует деторождению и беременным женщинам. Иэйиэхсит — богиня — покровительница счастливых людей, посредник между богами и людьми. Билгэ Хаан — бог знаний. Чынгыс Хаан — бог судьбы. Улу тойон — бог смерти. Существуют также второстепенные боги и духи — силы более низшего порядка.

Считается, что наша вера — северная ветвь тенгрианства. Но полностью наша религия не соответствует ни одной другой. Мы молимся высшим силам под открытым небом, у нас нет храмов.

Тамара Тимофеева, помощник руководителя организации «Религия Аар Айыы

Вероятнее всего, считают специалисты, каждый из богов из-за хтонического мировоззрения людей выражал собою определенную природную силу или чувство-ощущение человека, например гром, солнце или страх, судьбу. Позже, когда человек пришел к более развитому шаманизму и анимизму, боги получили зооморфный или антропоморфный облик.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Сергей Кузнецов, культуролог

— С тенгрианством мифологию якутов объединяет вера в верховное божество — небо и культ огня. Кроме этого, в религии айыы прослеживаются архетипические мотивы, например мировое древо, его аналоги можно встретить в германо-скандинавской мифологии — Иггдрасиль, в Ветхом Завете — древо познания добра и зла, у славянских язычников и многих других народов. Разделение мира на три и больше — также распространенный мотив, нечто схожее можно наблюдать, например, в мифологии древних греков: аид, мир людей и Олимп — место пребывания богов во главе с Зевсом.

Поиск

Журнал Родноверие