О том, что мир искусства переживает в наши дни крайне тяжелые времена и, можно сказать, духовный кризис, не написал разве что ленивый. Это касается, в первую очередь, кинематографа. Подобным же образом дела обстоят и на театральной сцене. Увы, к этому же эшелону пристегнул себя и Театр на Соборной из Рязани, открыв свой юбилейный, 80-й, сезон сомнительным спектаклем.

Искусство с привкусом «малины»

Почему так происходит, вопрос сложный и однозначного ответа не имеет. Но, думается, в немалой степени этому способствовала коммерциализация искусства, желание быстро и много заработать, при этом минимизировав затраты. Талант, содержание и кропотливая работа творца, его нравственные устои при данном подходе отходят на второй план: куда важнее становятся пиар, маркетинг и создание ажиотажа. Сложно, да и незачем сеять разумное, доброе, вечное, когда «пипл» с большим удовольствием «хавает» чернуху. Вот и соревнуются режиссеры – кто больше грязи на сцену вывалит да народу покажет, хотя и этим люди пресыщаются быстро и приходится изобретать все новые и новые приемы овладения вниманием толпы.

В последнее время в явный тренд вошло провоцирование скандала вокруг медийного продукта для его раскрутки, и для этого все средства оказываются хороши. К примеру, облить грязью Православную Церковь, подождать негодующей реакции верующих, а затем еще разочек «пропиариться», сетуя на черствость и лицемерие церковников, которые не видят и не ценят «гениальных» задумок художника, а его, как известно, каждый обидеть может. При этом искусственно муссируют тему, вытаскивая самую грязь и «малину», вызывая все новые и новые витки обсуждений, комментариев и мнений в медиа-пространстве. Именно по таким лекалам была слеплена рекламная кампания таких фильмов, как «Левиафан» и «Матильда». В данных продуктах явная творческая слабость создателей была компенсирована скандальной тематикой и последующей шумихой в СМИ. И не сказать, чтобы результат вышел коммерчески положительным. К примеру, режиссер «Матильды» жаловался, что сборы оказались куда ниже планируемых.

Не отставая...

Не стали отставать от именитых коллег по цеху и рязанские творцы, которым, похоже, захотелось медийной славы «Матильды». Так, Рязанский театр на Соборной во главе с режиссером Мариной Есениной открыл новый сезон и отметил свое 80-летие новой постановкой спектакля с весьма оригинальным видением известной истории о Евпатии Коловрате. На сцене былинный рязанский богатырь призывает языческих богов себе на помощь, отрекается от креста и колдовскими чарами создает себе армию из оживших мертвецов. Первое, что приходит на ум после ознакомления с таким видением повести о Коловрате, – это предположение о том, что авторы переиграли в современные компьютерные игры.

Однако в реальности корни данного оригинального сюжета куда интереснее, и здесь стоит разобраться подробнее.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Первоисточник не содержит никаких даже отдаленных отсылок на то, что Евпатий или кто-то из его дружины придерживался язычества, их поступок полностью согласуется с христианским учением. Как известно, одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. В качестве примера можно привести местночтимого святого, весьма почитаемого греками, – последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел. Точно так же в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский, одинаково чтимый как православными, так и католиками. В бою с татарами погибает Меркурий Смоленский, также чтимый Церковью в лике святых.

На то, что Евпатий был крещен, указывает его имя греческого происхождения. Ведь Евпатий – это видоизмененное имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Назад к варварам

Откуда же тогда взялась сама идея о язычестве Евпатия Коловрата? Ответ на этот вопрос известен... В 90-е годы ХХ века появились люди, которые стали пропагандировать идею возвращения к вере в языческих богов: Перуна, Велеса и т.д. Это движение носит название неоязычества, поскольку изначальная славянская религиозная традиция невосстановима в принципе, так как была бесписьменной, прервалась много веков назад и воссоздать ее просто невозможно. Поэтому неоязычество – это всегда в той или иной мере авторские фантазии на заданную тему. Скудность своей идеологической базы неоязычники компенсируют ненавистью к православному христианству. За последние годы неоязычники совершили немало поджогов церквей и часовен, а один из адептов неоязыческих идей Степан Комаров совершил расстрел прихожан в храме Южно-Сахалинска, убив нескольких человек.

Стоит отметить, что в неоязыческой среде очень популярны идеи национал-социалистической Германии, отсюда же проистекает и любовь к разного рода свастикам.

В 90-е годы неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг» были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. Свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Используется разновидность свастики и в христианской Церкви в виде «гамматического креста». Один из видов восьмилучевой свастики получил в неоязыческой среде наименование «коловрат». Однако слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. На самом деле то изображение, которое неоязычники называют «коловратом», является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского. Однако слово в неоязыческой среде прижилось и стало пользоваться определенной популярностью.

Под впечатлением от этого удмуртский неоязыческий писатель Лев Прозоров написал книгу в жанре фэнтези о язычнике Евпатии Коловрате, сюжет которой и взял наш рязанский театр для постановки спектакля.

Почему же тогда Евпатия в «Повести о разорении Рязани Батыем» именуют «Коловратом»? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало «круг», и «врат», то есть «вращение». Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том, и в другом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Остается открытым вопрос, почему рязанский театр, финансируемый из государственного бюджета, ставит спектакль по сюжету, написанному открытыми врагами российской государственности и Православной Церкви. Ведь неоязычник Лев Прозоров был признан судом виновным по 282-й статье УК РФ, которая предусматривает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности, происхождения, отношения к религии... Ответ на этот вопрос оставим компетентным органам. Но, конечно, присутствовать на данном спектакле православному человеку не стоит. Быть может, отсутствие зрителей немного вразумит любителей скандальных тем и заставит их прорабатывать сюжет, опираясь на исторические документы, а не на фантазии неоязычников.

Поиск

Журнал Родноверие