Известный писатель и бард о Захаре Прилепине, скандинавской мифологии и народном православии.
В Тамбове выступил Михаил Елизаров – современный писатель и бард.
Елизаров заявил о себе в 2001 году, выпустив сборник «Ногти», в который вошли одноименная повесть и 24 рассказа. Главные герои — воспитанники интерната для слабоумных детей.
Роман Елизарова «Библиотекарь», опубликованный в 2007 году, включили в лонг-лист премии «Русский Букер».
В «Библиотекаре» главные герои узнают о том, что книги советского писателя Дмитрия Громова обладают мистическими свойствами.
В громовской серии воспевалось советское бытие, а «добро торжествовало с мучительным постоянством»: в рекордные сроки поднимался металлургический комбинат, недавний студент за полгода заводской практики превращался в закаленного специалиста, цех перевыполнял план и брал новое обязательство, зерно по осени золотыми реками текло в колхозные закрома. Написано это было заунывным слогом, добротными, но пресными предложениями»
Книгами о пшеничных полях, целине и трактористах мало кто интересовался, но оказалось, что каждая из них, если прочитать от корки до корки непрерывно, погружает человека в особое психоделическое состояние – грусти, терпения, силы, ярости или светлой памяти о том, чего никогда не было.
Узнавшие тайну забытого писателя люди становились «библиотекарями», «подсаживались» на книги Громова и начали за ними охотиться. Постепенно образовалось несколько мощных сект с жесткой иерархией.
Сюжет выстраивается вокруг потерянного, неприспособленного к жизни выпускника института культуры Алексея Вязинцева, умерший дядя которого был «библиотекарем».
Следующий роман — «Мультики» — писатель выпустил спустя четыре года после «Библиотекаря».
Крайнее произведение Елизарова — «Мы вышли покурить на 17 лет» — получило «Приз зрительских симпатий» премии «НОС» ( Новая словесность). Михаил говорил, что «Мы вышли покурить на 17 лет» единственная его история, которую он выдумал от первого до последнего слова.
Помимо литературной деятельности Елизаров с 2010 года пишет бардовские песни и ездит с концертами по стране.
В Тамбов Михаил заглянул 30 сентября и выступил на сцене арт-кафе «ДК».
После концерта писатель и музыкант пообщался с редакцией портала «Твой Тамбов» о современной русской литературе, тамбовском волке, скандинавском конце света и диком православии в глубинке.
- В ваших песнях часто фигурируют образы германо-скандинавской мифологии. Чем они вас привлекают?
- Скандинавская цивилизация оказала огромное влияние на славянскую культуру, на формирование русского мифа, языческого пантеона, поэтому мне нравится обращаться к архетипам скандинавской мифологии, играть с ними.
- Какой архетип наиболее близкий вам?
- Мне нравится образ вселенского волка, предвестника и носителя Апокалипсиса.
- Есть такое выражение «Тамбовский волк тебе товарищ». Слышали?
- Слышал. Но я не провел параллели, забыл про волчью тему тамбовскую. Значит, Тамбов — город волков. Мне это нравится. Достаточно много оказалось сегодня «товарищей» у меня. Зал собрал. Это же чудо, когда ты приезжаешь в небольшой город, и на твой концерт кто-то пришел, нашел время и силы. Это всегда вызывает у меня удивление, думаю: «Неужели кому-то не лень слушать меня?». Я очень благодарен моим тамбовским слушателям.
- Ваш последний альбом называется Рагнарек – по сути конец света, гибель богов. Почему такое печальное название выбрали?
- Рагнарек означает гибель и возрождение, героический итог старого мира и начало нового, кровавое обнуление. И это самый достойный финал любого начинания — битва. И смерть в бою.
- Из скандинавского пантеона кто вам ближе – Один, Тор, может быть, Фрейр? Как вы вообще относитесь к язычеству?
- Я люблю русское язычество и народное неканоническое православие. Мне близки суеверия народа, смешения, мутации его верований. В этом живёт метафизика народа. Я с уважением отношусь к каноническому православию, но украдкой предпочитаю те дикие его маргинальные формы, которые оно обретает на окраинах, перерастая из веры в такое чудесное народное мракобесие. В каноне религиозная жизнь застывшая, вялая. По факту мы получаем безразличную паству и религиозных олигархов, которые занимаются, например, торговлей воды в баклажках, сигаретами. А мне нравится всё неуправляемое, бескорыстное, истовое.
- В одном из интервью вы описали свое творчество как «бард-панк-шансон». Что это такое?
- «Бард-панк-шансон» — условное название, скорее ирония над потребностью журналистов как-то обозвать, классифицировать всякое художественное направление, жанр. У меня воинские песни. Песни вообще должны быть воинскими.
- А что для вас главное в песнях? В поле музыкальном творить легче, чем литературном?
- Песни позволяют высказаться на какие-то темы, которые не раскроются в текстах прозаических. Песня народный жанр: можно лаконично, простыми поэтическими и мелодическими средствами поговорить на важную для меня и, как я выясняю, для людей, тему.
Я стараюсь писать песни, которые легко исполнить компанией за столом. Они сделаны таким образом, что любой, даже не владеющий хорошо гитарой, человек, может её подобрать и спеть. Мой основной критерий для песни это её доступность — легко сыграть, спеть, выучить.
- Может быть, у вас есть любимая композиция в репертуаре?
- Это будет нечестно выделять какую-то. Я написал около 120-ти песен – что я начну какие-то хвалить, а какие-то ругать. Они же не виноваты. В каждую вкладывал энергию. Есть песни, которые создаются в течении 20 минут, есть те, которые делаются долго, я их собираю постепенно, в течении нескольких месяцев, иногда мучительно долго.
- Расскажите, какую песню вы написали за 20 минут, а какую долго вынашивали?
-«Трехрукую Машу» — за полчаса. А, допустим, песня «Похороны» делалась очень долго.
- У вас такая гитара интересная.
- Это гитара фирмы Martin. Хороший крепкий инструмент для дороги. Я, собственно, везде ею пользуюсь, моя любимая гитара. Другой мне не надо.
- Возвращаясь к теме литературы. Ваша последняя книга «Мы вышли покурить на 17 лет» вышла в 2014 году. Когда читателям ждать новинку?
- Я работаю, однажды что-то напишу. Просто книжка делается долго — даже не один год.