Иллюстрация Сергея Покотилова
Асилки – наделённые богатырской силой богатыри, персонажи восточнославянского фольклора. Фигурируют в белорусских преданиях, где описывается, как они корчевали деревья и разбивали огромные камни каменным же оружием, также создавали русла рек, воздвигали утёсы и занимались прочим терраформированием. Иногда вызволяли похищенных змеем людей из плена, разрушая каменную стену узилища. В какой-то момент возгордились своей силой, начали угрожать богу и были уничтожены.
Такие фольклорные мотивы как подбрасывание в небо булавы (отчего гремит гром) и победа над змеем позволяют некоторым исследователям считать мифы об асилках вариантами мифа о противостоянии бога-громовержца и змея (более подробно об этом я писал здесь и здесь).
Само же слово «асилки» предположительно связано с индоевропейским корнем ак'-, имеющим значение «камень, каменное небо».
Часто асилок ассоциируют с волотами до степени полного замещения.
Волоты (велеты) упоминаются не только в устном фольклоре, но и в средневековых рукописях (например, в «Словах» Григория Богослова и в «Палее»).
В текстах волоты-велеты упоминаются как прекрасные предки людей огромного роста. Они выросли из засеянных в землю, аки зерно, змиевых зубов. Лично мне кажется, на «книжный» образ волотов повлияла библейская легенда о нефилимах, но могу быть не прав.
В устном же фольклоре волоты-велеты – это героические великаны, которые, как и асилки, вырывали деревья с корнем и двигали горы, а в какой-то момент превратились в камни или ушли под землю, оставив свои могилы – курганы, называемые «волотовками», «волотками». В легендах нередко подчёркивается связь волотов с потусторонним, загробным миром, а исследователи указывают на сходство образов волотов-велетов и Волоса-Велеса.
И асилки, и волоты – великаны.
Вот как описывает образ великана у славянских народов фольклорист Ольга Владиславовна Белова в книге «Славянская мифология: энциклопедический словарь»:
Великан – мифоэпический персонаж. В народных легендах великаны отождествляются с «чужими» народами или воинственными противниками – чудью, гуннами, татарами, турками, шведами.
Великан – антропоморфное существо огромного роста (мог взять на ладонь пахаря с упряжкой, реки были ему по колено) и силы (бросал камни величиной с мельничный жёрнов, вырывал с корнем деревья). Согласно общеславянским легендам, великаны были первыми людьми на свете (трансформация ветхозаветного сюжета), участвовали в устройстве мироздания: насыпали горы, курганы, прокладывали русла рек и т. п., при этом передавая друг другу огромные предметы – камни, стрелы, палицы, топоры. Деятельность великанов могла носить и разрушительный характер: они уничтожали дома и губили всё живое, бросали в небо камни. За гордыню и вредоносную силу великаны были истреблены Богом или превращены в обычных людей. Великаны погибли во время потопа (укр.) или в борьбе с огромными змеями (пол.), были съедены мифической птицей Кук (укр.). С мотивом гибели великанов связаны рассказы о древних могильниках и огромных костях, которые сохранялись в Польше и на Украине в храмах и ратушах (служили объектом культового почитания) и использовались как оберег в хозяйстве и лекарство от лихорадки.
Иллюстрация Виктора Королькова
Список использованной литературы
- Бараг Л. Г. «Асилки» белорусских сказок и преданий
- Веселовский А. Н., Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском). Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук России
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов
- Асилки / Иванов В. В., Топоров В. Н. // Мифы народов мира: Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев
- Великан / Белова О. В. // Славянская мифология: энциклопедический словарь. Коллектив авторов
- Мифологический словарь Мелетинского
- Вілкул Т. Л.. Велети, волоти // Енциклопедія історії України / редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін.
- Писаренко Ю. Г., Велес-Волос в язичницькому світогляді Давньої Русі