Ведник:

…То ни ветрушки шумят буйные, то ни на море разыгралась непогодушка, то летит в ступе [1] над сырым бором – ломит, выворачивает с корнем дубы вековечные Мара-Яга1 – Костяная Нога [2]. Летит – пестом железным [3] погоняет, помелом [4] след заметает; зубами звериными [5] клацает, костьми белыми [6] бряцает. Летит Она с поля брани, крови [7] человечьей напившись, жажду Свою утолив – рудяного зелья испив… Косой железной [8] Мара косила, когти во тело бело вонзила – Жизнь до капли вытянула, Нить Макошину [9] оборвала. У Синь-Камня [10] на Земь ступала, к западу [11] оборотясь, кости глодала [12]. Во ступе пестом их в пыль растирала, шуйцёю [13] брала – по ветру пускала. Всяк живот Поднебесной в котле [14] варила, в котле варила – в Нави новила [15]. В Нави новила – в Явь проводила, десницей [16] махала – в путь провожала. В путь провожала – на Стезю [17] наставляла. На Стезю наставляла – старый след [18] заметала. На Стезю Вещего Бога [19] – от Своего Порога. От Своего Порога – до Неведомого Чертога [20]. Из Тьмы Кромешной [21] Нави – чрез Маяту-Мороку [22] Яви – во Горний Свет [23] Прави. Како ведомо Ведающим – во Знании Древнем [24] сведущим. Како в Ведах Святых [25] изложено, како Самим Родом положено!..

Гой, Черна Мати! Гой-Ма [26]!
Толковник:

1. СТУПА – то, в чём толкут зёрна, перетирая их в муку. Образ Женского Начала – Врат Жизни и Смерти. Согласно Вещим Сказам, Мара тако же использует Ступу в качестве Воздушного Корабля (санскр. «вимана»), на котором с громоподобным шумом и невероятной скоростью – «в мгновение ока» – пролетает над Землёй.

2. КОСТЯНАЯ НОГА – мёртвая нога, образно отражающая связь Мары с Миром Мёртвых – Навью. Согласно Вещим Сказам, Мара одной ногой «стоит» в Яви, а другой – в Нави.

3. ПЕСТ ЖЕЛЕЗНЫЙ – то, чем перетирают зёрна в ступе. Образ Мужского Начала – Гоя Рода. Если Ступа означает Великую Мать – Врата Жизни и Смерти, то Пест знаменует Собой Ост Всемирья, Железную Иглу в Золотом Яйце (в Котором заключена Кощеева Смерть), Волховской Посох, Мировое Древо, Мер-Гору на Острове Буяне – пронизывающую Собой всё сущее Творческую Силу Рода. Мара, обладая одновременно Пестом и Ступою, показывает нам Своё владычество над Явью, над всем Проявленным Миром – Миром Двойственности.

4. ПОМЕЛО – то, чем Мара-Смерть, согласно Внщим Сказам, заметает следы. Знак «стирания» прошлой памяти, отсечения былых уз, «развязывания» Покутных Нитей Макоши (Нитей Судеб – Доли и Недоли), освобождения от всех ограничений, накладываемых прошлым. Знак Смерти (Разрушения, Растворения) и Забвения. «Стирая» человеческую самость, Мара связывает узами Забвения души тех, кто при жизни в Яви отождествлял СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) со своей преходящей личностью (человеческой самостью), и разрешает от Своих уз тех, кто добровольно принёс Ей в жертву свою «голову» – «отсёк» Мечом Веданья свою ограниченную самость, обнажив (раскрыв) так истинного СЕБЯ (АЗ ЕСМЬ) – Собь, Дух Рода в себе.

5. ЗУБЫ ЗВЕРИНЫЕ – один из признаков нечеловеческой природы. Образно передают страх смерти, присущий в той или иной мере всем ограниченным живым существам, к коим, связанным узами своей самости, вовлечённым в Маяту, Мара обращается Своим Гневным Ликом, несущим ужас и смятение. К Мудрым, прозревшим свою Собь, Мара обращается Своим Милостивым Ликом, представая пред ними в Образе Чистого Самосиянного Света.

6. КОСТИ БЕЛЫЕ – связь с Миром Иным, с Навью. Тако же – знак «обнажения», раскрытия истинной природы сущего.

7. КРОВЬ-РУДА – согласно Вещим Сказам, вместе с кровью Мара выпивает Живицу (Жизнь) – Живую Воду умирающего.

8. КОСА ЖЕЛЕЗНАЯ – Оружие Мары, несущее смерть живым существам. Согласно Вещим Сказам, Железной Косой Мара косит колосья Живы, когда приходит их срок. Пребывая в Вечном Коловращении, всё сущее проходит через четыре Стадии Изменения: Рождение, Пребывание, Растворение и Обновление, ведущее к новому Рождению и началу нового Круга Жизни.

9. НИТЬ МАКОШИНА – здесь: Серебряная (Велесова) Нить, связующая душу и тело живого существа. Не путать с Покутными (Покута – «то, что суждено Свыше», Судьба) Нитями Макоши, связующими живых существ между собой, причину и следствие, начало и завершение всякого дела.

10. СИНЬ-КАМЕНЬ – Велесов Камень, упавший с Неба. Известно девять наиболее почитаемых Синих Камней, хранящих Следы Стоп или Дланей Вещего Бога.

11. ЗАПАД – Сторона Света, где «умирает» Даждьбог-Солнце. Через Запад лежит Путь к Чертогу Мары.

12. ОБГЛАДЫВАТЬ КОСТИ – здесь: раскрывать истинную природу сущего. Согласно Вещим Сказам, Мара обгладывает кости умерших, толчёт их в муку в Своей Ступе, а затем рассеивает по ветру, что означает прохождение умершим Стадии Растворения.

13. ШУЙЦА – левая рука. Шуйный Путь – Путь Левой Руки, Путь Нави – Стезя Тёмных Богов.

14. КОТЁЛ – то, в чём Мара, согласно Вещим Сказам, «варит» мясо умерших, ведя их души к Обновлению (новому воплощению в Яви) и Духовному Возрождению.

15. НОВИТЬ ДУШИ – вести их от Растворения в Нави к Обновлению в Яви и Духовному Возрождению в Прави.

16. ДЕСНИЦА – правая рука. Десный Путь – Путь Правой Руки, Путь Яви – Стезя Светлых Богов. Не путать со Стезёй Прави – Стезёй Великого Равновесия, Путём Лада Всемирья.

17. СТЕЗЯ – Духовный Путь САМО- и БОГО-Познания.

18. СТАРЫЙ СЛЕД – здесь: привязанности прошлого, память самости.

19. СТЕЗЯ ВЕЩЕГО БОГА – Путь Мудрости, раскрывающий Родовую Память.

20. НЕВЕДОМЫЙ ЧЕРТОГ – Незримый Удел Самого Рода Все-Держителя, Вышний Чертог Духа, Нетленная Собь (АЗ ЕСМЬ), Обитель Рода в Духовном Сердце человека, Несмертное и Непреходящее Пакибытие (Сверхбытие), лишённое всякой двойственности.

21. ТЬМА КРОМЕШНАЯ – мрак Духовного невежества; «ночь» подсознания. Тёмным Ликом Своим обращается Мара к тем, чьи Духовные Очи закрыты либо ослеплены Маятой. Мудрые, к коим обращается Мара Милостивым Ликом Своим, во Тьме Кромешной прозревают Её Истинную Природу – Немеркнущий Самосиянный Свет.

22. МАЯТА-МОРОКА – круговерть Духовного невежества, обусловленность внешними формами, привязанность к мирскому.

23. ГОРНИЙ СВЕТ – Свет Прави, просвещающий Духовное Сердце.

24. ЗНАНИЕ ДРЕВНЕЕ – Ведное Знание, открытое нашим Предкам Родными Богами; Духовное Веданье Соби; непосредственное Видение Очами Духа; Родовой Искон.

25. ВЕДЫ СВЯТЫЕ – Законы Прави, писанные Перстом Сварожьим на Алатыре-Камне (Сердце Мира) и запечатлённые в Вещем Сердце человека; волховские писания (Вещие Книги) и предания (Вещие Сказы) Мудрых Предков наших, вразумлённых и вдохновлённых Самим Вещим Богом; всякое Неизречённое (хранимое в Сердце Вещем) и проречённое (проявленное, насколько сие возможно) Слово Истинной Мудрости.

26. ГОЙ-МА – Священные Слоги Творческой Силы Все-Отца Рода (ГОЙ) и Великой Матери (МА) в соединении. Двое в Одном – Едином Недвойственном. Колокол Всемирья: Коло (МА), заключающее в Себе Кол (ГОЙ).

Слава Роду!

Писано Велеславом – волхвом Русско-Славянской Родноверческой Общины «РОДОЛЮБИЕ»
на Родной Земле 16 травня-месяца (мая) лета 4413
от Основания Словенска Великого (лета 2004 от н.х.л.) – во славу Родных Богов!


1. Относительно значения имени «Яга» высказываются различные предположения. Так, например, некоторые исследователи склонны возводить его к санскритскому «яджня» или «ягья», означающему буквально «жертвоприношение». Яджня, по сути, являлась основной формой Ведического обрядного Богослужения, во время которого Огню предлагались подношения – топлёное масло (гхи), зерно, пряности и ценные сорта дерева. Всё делалось в определённом Писаниями (Ведами и Агамами) порядке при пении или рецитации специальных мантр. Места, где совершались большие яджни, назывались ягашалами. (Для сравнения: у цыган «Яга» означает «Огонь», причем женского рода.) Связь Бабы-Яги (Ежи-Бабы, Ягой Бабы, Яги Ягишны, Лесной Ёшки и т.п.) с обрядами принесения жертв подтверждается тако же тем, что жилище Её – избушка на «курьих» («куриных» или «окуриваемых»?..) ножках – расположено на границе Яви и Нави (на опушке Леса), а сам образ Её восходит к древнему образу Хозяйки Зверей и Хранительницы Путей в Иной Мир – Божественной Супруги Велеса. Согласно русским народным сказкам, одна из Её ног – «костяная», то есть мёртвая, что опять-таки указывает на связь Бабы-Яги как с Явью – Миром Живых, так и Навью – Миром Мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Её как ступа (символ Женского Начала и обрядного умерщвления – «перемалывания»), котёл (символ обновления и Возрождения), помело (которым Она «заметает следы» – стирает память и отсекает прошлое) и лопата, на которой Она «отправляет в печь» детей (ср. древнеславянский обряд «перепекания» ребенка, родившегося больным или не доношенным), позволяют увидеть в Яге – за внешним обликом «злой колдуньи-людоедки» – древний образ жрицы-ведуньи, проводившей обряды возрастных и иных посвящений, связанных с проходом через Врата Смерти и последующим Возрождением в Яви…

Поиск

Журнал Родноверие