В этом году «Кривая балтов», как и в прошлом году, проходила онлайн. Он был посвящен некогда обширному балтоязычному пространству.

В связи с ограничениями Кривой уже второй год подряд онлайн. Темой декабрьской кривой этого года стала «Святая земля балтов».

Выступления делились на две части, первая из которых была посвящена скорее физическому пространству, некогда бывшему балтоязычным, а вторая — его символическому восприятию нынешними потомками балтов.

В первой части высокую планку сразу же задали Мунтис Авнс (латышский историк и сын известного активиста Dieutour Ольгерта Таливалды Авны; его текст с воспоминаниями об отце был опубликован в последнем, 4-м номере журнала Svajksta) и Гинтарас Сангайла. (бывший депутат Сейма) и член краеведческого движения с 1980-х гг.).

В своих выступлениях Аунс и Сангайла озвучивали в том числе и новейшие сведения генетики , которые, с одной стороны, свидетельствуют о наследовании генов древних европейских охотников, а с другой — о том, что балты когда-то занимали половину Европы. Эту тему обещают вскоре развить в книге Сангайла по истории Прибалтики.

Из Варшавы доклад о западно-балтийских Голиндах и Подмосковье читал автор "Свиика" Гомант Лис . Показан и объяснен маршрут прусских голиндов через Волынь и Подесьене в предместья Москвы — аккуратно, но на удивление четко очерчивая "снаружи" теперешнюю Беларусь в обход нынешней Белоруссии. Доклад завершился рассказом, обогащенным фотографиями, о нынешних обрядовых действиях в землях Колыны-Голяди, над Святым Косиным озером и над рекой Голядянкой .

Не показывая, что за пределами современной Литвы и Латвии (особенно даже за пределами современной Белоруссии) что-то делается на балтийский лад, нынешние хранители балтийского языка будут все больше погружаться в абстрактную генетику и не менее абстрактную гидронимию . По предложению одного из следующих выступающих Дайнюса Разаускаса, доклад был прослушан без перевода (по крайней мере , сам Разаускас , как известно, может даже немного говорить по-нашему)

Участники Кривой больше всех откликнулись на доклад, зачитанный представителем силовых структур (и их негласным «министром иностранных дел») Угисом Настевичем . Послание было посвящено тому, как христианские активисты борются со святынями, которые, продолжая традицию, продолжают чествовать сторонников восстановления этнической религиозности. Начиная с экскурсии в Древний Рим, наибольшее внимание было уделено событиям в современной Восточной Европе, где католицизм и православие, особенно в Польше и России, ведут себя достаточно неспокойно.

Именно после выступления Настевич на Кривуле возникла идея публичного обращения к литовским и международным властям по поводу монотеистического вандализма. Г-н Сангайла предложил «показать им их место». Но воплотить идею не стали, так как, как было озвучено с другой стороны, это могло навредить нынешнему процессу государственного признания «Рамувы» в Литве, ведь сейчас во главе стоит коалиция во главе с «подцерковными» христианскими демократами .

15
Балтийская гидронимия

Наконец, ряд спикеров завершили выступление Дайнюса Разаускаса (мифолог и этнолог, бывший диссертант на улице Тапарова) и Йонаса Вайшкунаса (этноастроном, организатор мероприятий Ramu и редактор новостного портала Alcas).

С мнением первого из них, составившего основной посыл выступления под названием «Источник святости земли», можно было более подробно ознакомиться в прошлогоднем 4-м номере журнала «Свайкста».

Дайний считает, что никто и никогда не почитал никакой природы как явления, только «все дубы или все леса» вокруг; место было освящено человеческой историей, легендой, которая «исходит из человеческой души»; та или иная роща освящает нашу интерпретацию ее; священный объект действует как образ, а не как самоцель. Соответственно всю "землю балтов" не освятишь.

При таком — скажем прямо — весьма антропоцентрическом взгляде, кстати, легко промахнуться, когда место тебе "заговаривают", желая святыню именно здесь, по не всегда очевидным для человека причинам

В своем докладе (названном, как и тема всей Кривой, «Святой землей Прибалтики») Йонас Вайшкунас коснулся целостного восприятия некогда единого балтоязычного пространства. Сегодня составные части этого пространства автор охарактеризовал так: « Латвия, Литва и Литва, которая сейчас называется Беларусью ». Напомним, что "Литва" — славянизированная форма (через "Литва") от предполагаемого бывшего "Летува" (так же, как балтийско-голядское " Москва ", через "Москва", от предполагаемого "Маскува").

Конечно, звуков из дальних от Литвы-Латвии оконечностей еще не хватает в единодушном хоре голосов на Балтийской кривой . Но уже темы на этой Кривой показали, что в сторону мысли катится. А намерение и направление внимания — вот с чего все начинается. Понятие духовной родины выше границ государств.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Коло года. Беседа третья

Поиск

Журнал Родноверие