27 ноября 2023 года кафедра Богословия Сретенской духовной академии, Научный центр патрологических исследований им. проф. А.И. Сидорова совместно с Миссионерским отделом Московской епархии провели в актовом зале Сретенской духовной академии Третью конференцию, посвященную изучению современных сектантских движений, на тему «Русское неоязычество: истоки, история, мифология и обряды».
В конференции, которая проходила в очно-дистанционном формате, приняли участие ведущие российские ученые по неоязычеству; миссионеры Московской епархии; представители епархий Русской Православной Церкви как в России, так и из-за рубежа, а также студенты Нижегородской духовной семинарии, кафедры теологии Тульского государственного университета и других духовных школ нашей Церкви.
На конференции, состоявшей из пленарного заседания и трех заседаний, было представлено 19 докладов, обсуждение и дискуссия по которым продолжалась более 11 часов.
Конференция открылась с молитвы, после которой началось пленарное заседание с приветственных слов к участникам конференции преосвященного Константина, епископа Зарайского, викария Патриарха Московского и всея Руси, исполняющего обязанности патриаршего экзарха Африки, Председателя Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви и исполняющего обязанности ректора Сретенской духовной академии игумена Иоанна (Лудищева) наместника Сретенского монастыря.
По случаю 79-летней годовщины со дня рождения выдающегося ученого, историка, патролога заслуженного профессора Алексея Ивановича Сидорова епископ Константин возгласил вечную память приснопамятному учителю и наставнику многочисленных выпускников духовных школ Русской Православной Церкви, которую совместно молитвенно пропели участники конференции.
Затем с докладом «Русское язычество: мировоззренческая и структурная пролификация XX-XXI вв.» выступил Роман Витальевич Шиженский, кандидат исторических наук, доцент, заведующий лабораторией религиоведческих исследований «Северо-Запад» Балтийского федерального университета им. И. Канта. В нем он коснулся основных вопросов, связанных с русским неоязычеством, в частности, превалировании конструкта над реконструктом, религиозного синкретизма, структурной и мировоззренческой пролификации, футурологии и конспирологии, культовых мест и праздников, символики и религиозной практики.
Андрей Анатольевич Бесков, кандидат философских наук, доцент Волжского государственного университета водного транспорта представил доклад «Неоязыческий миф о «славянской свастике» и его возможная рецепция в (около)православной среде». В нем он показал несостоятельность попыток неоязычников выдать свастику за славянский языческий символ, а также разобрал некоторые фейки в отношении свастики, распространяемые в последние десятилетия, в т.ч. людьми, которые считают себя православными монархистами.
Алексей Викторович Гайдуков, кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена представил доклад «Проблема радикализма неоязыческой символики и терминологии». Вначале доклада он рассмотрел проблему дефиниции неоязычества, затем коснулся вопросов парадигмы и таксономии неоязычества, проблемы типологии и экстремизма и отметил, что в нем присутствует скрытый экстремистский потенциал. В завершение выступления было рассмотрена символика неоязычества.
Протоиерей Олег Корытко, кандидат богословия, доцент Сретенской духовной академии выступил с докладом «Мифологическая реконструкция дохристианских верований восточных славян».
Тема «Традиционализм и неоязычество: два образа будущего» была предметом исследования Даниила Викторовича Семикопова, кандидата философских наук, доцента Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Яшин Владимир Борисович, кандидат исторических наук; доцент кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета, доцент кафедры библейских, богословских и церковно-исторических дисциплин Омской духовной семинарии представил доклад «"Вольные Русы Божичи": назад в СССР». Вопрос «Трансформация солярного мифа в неоязычестве» был рассмотрен в докладе Бабенко Федора Викторовича, аспиранта кафедры истории религии и теологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Анализ неоязыческих мифов и попытка адаптации неоязычников под социальный мейнстрим была раскрыта в докладе Солодкова Андрея Ивановича, старшего преподавателя Сретенской духовной академии, Перервинской духовной семинарии, члена Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы на тему «Неоязыческие мифы и их мимикрия под "традиционные ценности"».
Распространению неоязычества в Тульской области был посвящен доклад диакона Максима Хланта, преподавателя Тульской духовной семинарии и Тульского государственного университета на тему «Неоязычество в Тульской области».
Тема «Предпосылки возникновения родноверия, на примере РУНверы» была рассмотрена в докладе магистра богословия Александра Недашковского. Иерей Александр Семёнов, выступил с докладом «Славяно-горицкая борьба: история и современное состояние».
Файдыш Диана Игоревна, соискатель ученой степени доктора наук в клинической психологии, Pacifica Graduate Institute, Калифорния, США, Председатель Международного комитета ученых Американской Психологической Ассоциации, отдел 39 представила исследование на тему «Влияние психологической теории Карла Г. Юнга на распространение западного неоязычества в России».
Рэйчел Уилсон (США) проанализировала влияние феминизма на возрождение язычества в докладе «Возвращение к Богине: Феминизм и возрождение язычества в 21 веке».
Протоиерей Андрей Рахновский, доцент Сретенской духовной академии представил библейское учение о природе язычества в докладе «Новозаветный взгляд на природу язычества».
«Методология полемики с язычеством блж. Феодорита Кирского и ее актуальность в настоящее время» была предметом исследования Доброцветова Павла Кирилловича, доцента Сретенской духовной академии, кандидата философских наук, кандидата богословия, руководителя Научного Центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА, профессора Перервинской духовной семинарии.
Канонические аспекты, связанные с проблематикой неоязычества, были проанализированы священником Михаилом Улановым, кандидатом богословия, преподавателем Нижегородской духовной семинарии в докладе «Язычество в канонических документах Церкви».
Игумен Трифон (Михайловский), наместник Свято-Троицкого Феодоритова Кольского монастыря представил доклад на тему «Адаптация языческих восточных психо-физических практик (традиционные школы боевых искусств -ушу и цигун) для российских адептов».
Пелипенко Сергей Викторович, магистр богословия, старший преподаватель Оренбургская духовная семинария выступил с докладом «Использование фантастической литературы как инструмента пропаганды неоязыческой идеологии в России». Вопрос «Современное состояние изучения и противодействия неоязычеству в православном сектоведении» был рассмотрен в докладе, который представил доцент Сретенской духовной академии Роман Михайлович Конь.
В завершение конференции Шиженский Роман Витальевич и Гайдуков Алексей Викторович дали оценку прошедшей конференции, отметив актуальность и высокий уровень подавляющего большинства представленных докладов.
Модерировали работу конференции Р.М. Конь, А.И. Солодков и диакон Александр Карпов, член Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы.
Соорганизаторы и участники конференции выразили благодарность исполняющему обязанности ректора Сретенской духовной академии игумену Иоанну (Лудищева), наместнику Сретенского монастыря с братией, сотрудникам и студентам Сретенской духовной академии за гостеприимный прием и высокий уровень организации конференции.