«Русь крещена, но не просвещена», – писал Николай Лесков. Собственно, об этой «непросвещенности» и будет идти речь. Действительно ли идолослужение осталось в далеком прошлом? И не привносим ли мы порой языческое отношение к действительности, магизм в собственную религиозную жизнь?
Кирилло-Белозерский монастырь я посещал дважды. Оба раза «на бегу», в опасении возвращаться в Каргополь ночью по лесной дороге. Дважды, но, к сожалению, была весна, а не залитое солнцем лето. Лето — время радостей, а посещение залов Кирилловой обители настраивает на размышления.
13 и 14 марта по всей России люди празднуют Масленицу. Кульминация разгула — не поедание блинов, как многим кажется, а сжигание чучела. Является ли этот праздник языческим? Насколько уместно предаваться в эти дни чревоугодию и всевозможным забавам?
Что сменило религиозный вакуум атеистического советского общества, и почему в 90-х годах мы стали свидетелями не только церковного возрождения, но и появления множества сект, оккультных и неоязыческих движений? Почему популярность большинства из них спустя какое-то время полностью «сдулась», а какие из них остались и сейчас? И можно ли сказать, что, получив три десятилетия назад некую «инъекцию религиозности», общество узнало о религии больше, но стало в итоге и менее религиозным? На эти и другие непростые вопросы попробует ответить религиовед Павел Ломанов, кандидат культурологии, доцент Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского.
Публикуется по: Мартинович В.А., Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования : коллектив. моногр. Н. Новгород, 2016. С. 161-175.
Аннотация. В настоящем разделе обосновывается необходимость целостного восприятия феномена неоязычества как при синхронном его анализе, так и в диахроническом измерении. Представляются основные типы неоязычества и показывается их место и роль в общем контексте нетрадиционной религиозности. Особое внимание уделяется анализу факторов, препятствующих целостному восприятию феномена неоязычества, влияющих на искаженное, некорректное распознавание населением и обществом его реальных границ и характеристик. Показываются последствия целостного подхода для оценки места и роли неоязычества в исторической перспективе. Анализируются некоторые факторы, влияющие на успех неоязычества.
Занятия восточными единоборствами опасны в случае, если человек не придерживается христианской веры, это "вредно для души", считает председатель патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин).
Они бросают жизнь в городах ради «родовых поместий», поклоняются волшебной деве, не доверяют прививкам и не рады чужакам. Корреспонденту Daily Storm Алексею Жабину удалось попасть в поселение анастасиевцев.
Главный тезис современных неоязычников по отношению к христианству и Иисусу Христу – это «чужая вера», которая нам занесена извне и соответственно, Иисус Христос – это «еврейский бог», который к нам не имеет никакого отношения.
Что ж, давайте разбираться: с чего бы вдруг такое отношение.
В первой части материала, посвященного вопросам неоязычества, с помощью представителей православия, иудаизма и ислама мы пришли к выводу, что конфликт между неоязычеством и традиционными религиями России в корне своем имеет неразрешимые противоречия.
Неоязчество, неоязыческие культы, новое язычество. Что это: направления новых религиозных движений, опасная тенденция современности, молодежные субкультуры или просто красивые названия?
Часть 1
Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года
Часть 1