ГРОМНИЦА, 2.02 — родноверческий праздник, в котором за основу была взята католическая версия христианского праздника "Сретения Господня" (2/15 февраля).

Праздник "Громница" появился в календарях ССО СРВ и СО "Велесов Круг" не ранее 2000 — 2003 гг.

ССО СРВ

Календарь ССО СРВ в 1997 — 2000 гг.:

1.01. Новый Год.
6.01. Турицы.
11.02. Велесов День.
24.03. Комоедицы.
30.04. Родоница.
29.04. по 1.05. Красная Горка
1.05. Живин День.
2.05. День всходов.
10.05. День Земли.
4.06. Ярило.
23.06. Купало.
20.07. Перунов День.
7.08. Спожинки.
8.09. Род и Рожаницы.
24.09. Родогощь.
28.10. Макошь.
21.11. Марена.
22.12. Корочун.
25.12. Коляда.
31.12. Щедрец.

В 2000 году был опубликован новый календарь ССО СРВ:

1.01. Новый год.
6.01. Турицы Зимние (Окончание Святок, Водокрещи, Водокрес (укр.)).
18.01. Змиулан (Интра).
28.01. Кудесы.

1.02. Громница (Громы, Громниця (укр.)), Hromnice (чеш.), Свjeтло (серб.)): " «Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло». Посвящается жене Перуна Додоле (Маланьице). У литовцев этот день посвящён Перкунасу.".

11.02. Велесов день.
11.02 -17.02. Велесовы Святки (Велесов тиждень (укр.)).
2.03. Заклички.
10.03. Сороки (Сорочини (укр.))
19.03. Навий День (Навський Великдень (укр.)).
24.03. Комоедица (Масленица, Jary gody (польск), Масляна (укр.), Užgavėnės (лит.)).
25.03. Весна (Открытие Сварги).
3.04. Переплут.
22.04. Лельник.
22.04 – 10.05. Красная Гора.
23.04. Ярило Вешний (Jorė (лит.)).
30.04. Родоница (Радуниця (укр.), Тризница).
1.05. Живин день (Kravske hody (чеш.), Турицы Вешние, Летницы).
2.05 Всходы (Соловьиный день, Солов’ïний Великдень (укр.)).
4.05 (смещается на четверг). Русальный День (Русалчин Великдень (укр.))
10.05. День Земли.
31.05-6.06. Русальи (Русальная Неделя, Русальний Тиждень (укр.), Rusadlje (чеш., словац.), Русаљи (серб.), Risale (словен.))
4.06. Семик (Ярило).
23.06. Купало (Rasa (лит.)).
13.07. Стрибог.
20.07. Перунов день.
26.07. Чур (Поликопны)
1.08. Спас.
7.08. Спожинки (Дожинки, Обжимки)
18.08. Хорояр.
31.08. Постриги (Postřižiny (чеш.)).
8.09. Рожаницы (Род и Рожаницы, Рожаницi (укр.)).
14.09. Вырий (Закрытие Сварги, Свято Вирiю (укр.)).
24.09. Радогощь (Родогощь, Световид, Свiтовид Осiннiй (укр.)).
1.10. Покров (Зазимье, Покрова Матiнки-Землi (укр.))
21.10 (смещается на суботу). Деды (Дiдова субота (укр.), Дзяды (белор.), Vėlinės (лит.), Ilgės (лит.)).
28.10 (смещается на пятницу). Мокошь (Свято Мокошi (укр.)).
28.10-3.11. Сварожки (Плуг, Свято Сварога (укр.)).
8.11. Дый.
21.11. Марена.
6.12. Мороз (Дiд Мороз (укр.)).
22.12. Корочун.
25.12. Коляда (Калёда, Каледа, Kaledos (лит.), Kūčios (лит.), Jol (сканд.)).
31.12 Щедрец (Щедрый вечер).

Скорее всего праздник был заимствован из календарей ОРУ ("2 лютого — Стрітення (Громниця). Зима зустрічається з Весною. Молитви до Сонця, пiснi-замовляння про тепло. З цього дня вже починають закликати Весну, співати веснянки і писати писанки. Вшанування вcix язичницьких Богів, запалювання смолоскипів (христ. церква замінила їх «громничними» свічками). Спостереження за погодою: яке буде Стрітення, така й Весна. Тож хай буде цей день Сонячним! Збіг. з христ. Стрітенням Господнім") и Ромувы ("Vasario 2 d. – Perkūno – Graudulinė arba Grabnyčios (gromnica) diena. P. Višinskis rašė, jog žemaičiai vasario pirmąją vadino „sukos diena“, mat buvo paprotys Ugnies dienai susisukti po plonytę vaško žvakę graudulinę (perkūninę) – storą lininį siūlą su vašku vyniodavo ant medgalio. Tai – vyniotinė žvakė, ji gali būti tiesiog lininiu siūlu apvyniota. Ji simbolizuoja lino (gyvybės) nesibaigiančios ugnies jėgą. Perkūno žvakė deginama prie mirštančiojo, per šermenis, uždegama apsaugai nuo perkūnijos ir kitų pavojų").
У ССО СРВ с ОРУ и Ромувой были тесные контакты в конце 90-х 20 в. — начале нулевых 21 в.

СО "Велесов Круг"

В СО "Велесов Круг" календарь в 2002 году выглядел так:
" Годовое Коло являет нам высшее откровение "Действа Божского" во Всемирьи. Постигая священный смысл Годового Коло, мы постигаем изначальное единство Рода и Природы, Рода и Человека, Жизни и Смерти. Рождение, Юность, Зрелость, Старость и Смерть, которая есть не погибель, но Возрождение — вот основные вехи на земном пути человека, отражающем собой небесный путь Солнца, постигая который, мы поистине постигаем СЕБЯ...

Утро Года — Весна : время пробуждения Природы после зимнего сна, возвращения Светлых Богов и душ Предков из Ирия Небесного.

— (аз) Комоедица (Весеннее Равноденствие), Масленица (проводы Зимы, заклички Весны). Отмечается в конце месяца березозола (марта).
— (буки) Выход змей из-под Земли (Велесов День). Отмечается в месяце цветене (апреле).
— (веди) Первый Гром (Перунов День) — отмыкание Сварги. Отмечается в месяце цветене (апреле).
— (глаголь) Ляльник (первые Русалии) — время бурлящих Весенних-Девственных Вод. Отмечается в конце месяца цветеня (апреля).
— (добро) Ярило Вешний (первые Ярилки) — праздник Весеннего Солнца, Солнечной-Мужской Яри. Отмечается в конце месяца цветня (апреля).
— (есть) Велесова Ночь (Чернобог передает Коло Года Белобогу). Отмечается в последнюю ночь месяца цветеня (апреля).
— (живете) Весеннее Макошье (День Земли-Матушки). Отмечается в начале месяца травеня (мая). [В это же время отмечается скотий (коровий) праздник Турицы (Велесов День).]
— (зело) Весенние Деды (белорусское "Дзяды") — встреча-поминовение душ Предков (Радуница [Родоница], Красная Горка). Отмечается в начале месяца травеня (мая).

День Года — Лето : время расцвета жизненных сил Природы.

— (земля) Семик (вторые Русалии) — проводы Девы-Весны. Отмечается в начале месяца кресеня (июня).
— (иже) Ярило Мокрый (вторые Ярилки — "Ярило-в-Силе"). Отмечается в начале месяца кресеня (июня).
— (и) Купало (любовный союз Неба и Земли, Огня и Воды, Мужа и Жены), Солнцеворот (Солнце из наивысшей точки Годового Коло начинает катиться вниз). Отмечается в конце месяца кресеня (июня).
— (како) День Лады (не Девы, но Жены). Отмечается в начале месяца липеня (июля).
— (люди) Перунов День. Отмечается во второй половине месяца липеня (июля).
— (мыслете) Спожинки/Госпожинки (Велес/Макошь) — праздник окончания Жатвы, собранного Урожая (последний сноп оставляется в поле Велесу "на бородку"). Отмечается в месяце серпене (августе).

Вечер Года — Осень : время угасания жизненных сил Природы и перехода к Зиме, время проводов Светлых Богов и душ Предков в Ирий Небесный (в сердцах же наших родные боги остаются всегда) .

— (наш) Змеи уходят под Землю (Велесов День). Отмечается в месяце вересене (сентябре).
— (он) День Рода и Рожаниц — праздник Урожая собранного, Семьи каждой да всего Рода Славянского. Отмечается во второй половине месяца вересеня (сентября).
— (покой) Осеннее Равноденствие, День Огня Сварожича ("Именины Овина"). Отмечается в конце месяца вересеня (сентября) [Вскоре после него — в начале месяца листопада (октября) — Покров ].
— (рцы) День Сварога (Сварог кличет Светлых Богов да Предков на Небо, кое замыкает до будущей Весны). Отмечается в конце месяца листопада (октября).
— (слово) Велесова Ночь (Белобог передает Коло Года Чернобогу). Отмечается в последнюю ночь месяца листопада (октября).
— (твердо) Осенние Деды (Дзяды) — проводы-поминовение душ Предков. Отмечается в начале месяца груденя (ноября).
— (ук) Осеннее Макошье (Паздерник) — Земля-Матушка засыпает до будущей Весны. Отмечается в начале месяца груденя (ноября).
— (ферт) Встреча Марены-Зимы (Велесов День). Отмечается в конце месяца груденя (ноября).

Ночь Года — Зима : время Смерти и Возрождения, когда лишь Велес Вещий да Огонь Сварожич остаются на Земле с людьми, помогая им пережить время торжества Темных Богов.

— (хер) Корочун (самый короткий день в Году). Коляда (Возрождение Солнца, начало нового Коло Годового — величайший праздник в Году). Отмечается в конце месяца стуженя (декабря) — когда день вырастает "на воробьиный скок".
— (от) Велесовы Святки (две недели после Коляды).
— (цы) Велесов День ("Сивый Яр" — оберег скота), встреча Зимы с Весной. Отмечается в середине месяца лютеня (февраля). [Если в это время наступает оттепель, то Весна ожидается теплая; однако, Зима-Марена еще сильна, и после оттепели ударяют трескучие Велесовы (Власьевские) морозы...].

Автор: Велеслав (Община "Родолюбие") ".

В 2003 году в календаре появляется "Громница":

"ПЕРУНЕ ГРОМЕ МАРУ БОРОНЕ
ВО СВЕТЕ РЕЧЕ А НАВИ СЕЧЕ
В МОЛОНЬЯХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАТАЙ
СТА РЯДУ ВЕК А НАМ ОБЕРЕГ!
ГОЙ!
...Рекут, есть в начале месяца лютеня день, когда единственный раз в зимнее время можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что о сию пору встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной, и происходит меж Ними великая битва — бой тьмы и хлада со светом и теплом.
И бьются-ратаются Светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил — Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечуна Капище Перуновом, речёт слово вещее:
РЕКУ НА ГРОМЬЕ В ЗИМНЕ УКРОМЬЕ:
ПЕРУНЕ ЗИМЕ О ЯРЕ СИЛЕ
ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАДАРЬ
ОГНИ ВСПОЛЫМИ А ИНО ОТРИНИ
ЗИМУ ПРЕЛОМИ ВЕСНУ ОТВОРИ
СТА ДНЕСЕ СРЕЧА ТВОЕГО МЕЧА
ВО НОЧИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА!
ГОЙ!
А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного Бога — Перуна Навегонителя:
ПЕРУНЕ БОЖЕ САМ ТЬМЫ ПРЕМОЖЕ
СТАВЬ КОЛО НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫ
ЧТОБ КОЩНЫ РАТИ НЕ МОГЛИ ЯТИ
ВО ЛЮДЯХ ЖИВУ А В РОДАХ СИЛУ!
ГОЙ!
Затем жрец, беря в рукавицы (никак не голой рукой!..) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху
бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё — кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, не оглядываясь, прочь...
Слава Роду!" (с) Велеслав (И.Г. Черкасов).

Скорее всего праздник был заимствован из календаря ССО СРВ.

В дальнейшем описание "Громницы" в календаре "Велесова Круга" стало выглядеть так:

- "Встреча зимы с весной на мироколице Яви, когда силы юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.
В пору двоеверия на Руси 2 лютеня/февраля отмечали Сретенье Господне. Сретенье (Встреча) напоминало христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном, состоявшейся в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества Христова";

- "Родноверческий Святодень, отмечаемый 2 лютеня/февраля-месяца. Первые Заклички Весны. Пора, когда Новое Солнце начинает входить в силу, и возвращающиеся вместе с Юной Весной Светлые Боги под предводительством Самого Перуна, Ратая (Воина) Небесного, дают первый бой силам Старухи-Зимы. По народным поверьям, в этот день единственный раз в зимнюю пору гремит Перунов Гром. Другое название ГРОМНИЦЫ — СРЕТЕНЬЕ (буквально: «Встреча») — происходит оттого, что, как говорят в народе, в этот день «Зима с Весною встречаются»".

Надо признать, что описания этого праздника в ССО СРВ ("«Громницей» называется единственный день зимой, когда можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы его зовут «Свjетло». Посвящается жене Перуна Додоле (Маланьице). У литовцев этот день посвящён Перкунасу.") и в "Велесовом Круге" ("Родноверческий Святодень, отмечаемый 2 лютеня/февраля-месяца. Первые Заклички Весны. Пора, когда Новое Солнце начинает входить в силу, и возвращающиеся вместе с Юной Весной Светлые Боги под предводительством Самого Перуна, Ратая (Воина) Небесного, дают первый бой силам Старухи-Зимы. По народным поверьям, в этот день единственный раз в зимнюю пору гремит Перунов Гром. Другое название Громницы — Сретенье (буквально: «Встреча») — происходит оттого, что, как говорят в народе, в этот день «Зима с Весною встречаются»") довольно фантастичны.

В этих описаниях правдиво следующее:
1."единственный день зимой, когда можно услышать гром", "в этот день единственный раз в зимнюю пору гремит Перунов Гром."
НО это поверие характерно ТОЛЬКО для Витебщины, где не Перун, а "св. Юрий пробует на чертях свою "стральбу". Поэтому, хотя и редко, с этого дня можно слышать громовые раскаты." (источник: Т.А. Агапкина. Сретение // СДЭС);
2. "сербы его зовут «Свjетло»", хотя сами сербы пишут, что "Сретен и Обретен, Средозимци" (источник: СРЕТЕЊЕ http://www.vijestio.com/pravoslavlje/sretenje/);
3. "У литовцев этот день посвящён Перкунасу.". Забыли уточнить, что не у всех литовцев, а из "Ромувы";
4. " Первые Заклички Весны", которые были ТОЛЬКО "в Полесье, где девушки начинали "кликать весну", но делали это тихо и обычно дома" (источник: Т.А. Агапкина. Сретение // СДЭС);
5. "Другое название ГРОМНИЦЫ — СРЕТЕНЬЕ (буквально: «Встреча») — происходит оттого, что, как говорят в народе, в этот день «Зима с Весною встречаются».". Вот только забыли сказать, что " заимствованный у католиков обычай освящения свечей на праздник Сретения (польский праздник Громничной Божией Матери) получил распространение и в православных приходах западных (и граничащих с ними) губерний Российской империи." (источник: Скитер Е.М. "Сретенские" свечи и чин их освящения , 2010).

Поиск

Журнал Родноверие