Жили-были на берегу Даугавы люди из племени земиголов. Однажды, когда широко разлилась их река, из Варяжского моря приплыли большие драккары, полные воинов с оружием. командовал чужаками высокий рыжебородый воин. Он велел собрать всех жителей поселения.

- На обратном пути мы всех заберем с собой,- сказал он  своим. — Мужчин мы научим держать мечи в руках. Женщины будут ткать из шерсти полотно для парусов и рожать нам новых воинов или рабов. Вот ее, — он вытянул из толпы хрупкую беловолосую девушку, — я беру себе. Это  первая добыча вашего ярла (князя)  Олафа. Но пока  эти люди ни о чем не должны догадываться. Мы оставим здесь несколько наших крепких парней…

Старый Петерис знал язык пришельцев. Он понял, какая беда нависла над его родом. Среди отобранных рыжебородым были и его сыновья. А беловолосая девушка была его дочерью. Нежная, как цветок белой кувшинки, тонкая, как ее стебель, за что и прозвали ее Лепой — по имени водяного цветка.

Через несколько дней, после того как чужие драккары  отплыли, собрал Петерис своих соседей и рассказал, что задумал рыжебородый ярл.

Выбора у людей не было. Им надо было избавиться от  приставленной к ним охраны.   Поздно ночью мужчины  напали на викингов. Оставшихся в живых чужаков связали,  уложили в их же драккар, поставили туда корзину с вяленой рыбой, подняли парус  и оттолкнули от берега.

Долго вел Петерис своих людей, пока не привел к красивому лесному краю.

- Здесь будем жить, — сказал он уставшим людям. — Зверя в лесах много. Озеро большое, до другого берега не докричишься.

Хозяин озера

Но не успел над первыми крышами взвиться дым, как из реки в озеро выплыла большая ладья. Сидели и стояли в ней человек десять. И среди них Петерис увидел рыжебородого.

- Я узнал тебя, старый рыбак!  Теперь никакой пощады вам не будет! — закричал он с носа своего суденышка. — К берегу, кормчий!

И в этот момент на озере поднялась огромная волна. Была она выше леса. А на ее вершине показался невиданный зверь, настоящее чудище. Его большие глаза зло смотрели на ладью и людей в ней. Чудище подняло ее, как пушинку, и вытряхнуло всех, кто там был. Пошли на дно и рыжебородый, и его спутники в своих тяжелых одеждах, с мечами и топорами.

- Я хозяин этого озера, — сказало чудище. —  Зовут меня Цмок. Мой дом в глубине вод, а вы живите здесь.

Долго смотрело чудище на девушку с белыми волосами, а потом, тяжело вздохнув, исчезло под водой.

- Доброму зверю  наша благодарность! — девушка с белыми волосами вошла в воду и погладила набежавшую волну.

Kувшинка

Много времени прошло, но люди не забывали  Цмока. О нем рассказывали тем, кто приходил сюда с добром или желанием поставить здесь свой дом. Только девушка с белыми волосами не находила себе места. День ото дня становилась она все  печальнее. Часто приходила на берег озера и долго стояла там, словно  кого-то ждала. Но не выплывал тот, кого она полюбила с первого взгляда.

И однажды, когда цвет неба слился с цветом воды,  девушка взяла  долбленку (лодка из целого ствола дерева) и выгребла на самую середину озера. Заиграла там над водой радуга и пропала. Больше девушку никто не видел. А в тихих заводях озера появился цветок необыкновенной белизны и чистоты.

- Белая кувшинка. Лепа по-нашему, — сказала мать девушки. — Теперь это озеро нашей   дочери Лепы.

Так с тех пор и пошло. Кто-то звал озеро Лепа,  кто-то Лепельским. И селитьбу (селище, поселение)  тоже стали называть Лепельским.

Поиск

Журнал Родноверие