Давно это было. Еще в те времена, когда у богов много дел на земле находилось. Перун на земле искал огромные валуны для жерновов и помечал своими знаками. Многие камни Перун забыл забрать на небо, и они до сих пор называются перуновыми.

Жижаль, бог кузнецов, часто пристраивался у горна ковача. Зюзя, бог зимы, любил украшать деревья легким инеем, пугать людей завирухами. Леля, богиня влюбленных, не раз водила хороводы девичьи и кружила головы парням. А вот Чернобог редко вылезал из своего подземелья — солнца не терпел. Когда же выбирался на белый свет, то беду всякую с собой приносил людям.

Однажды сидел он под огромными дубами. Зашла сюда, собирая травы разные, девица из ближнего селища. Звали ее Пина. Имя ей с детства такое дали, потому что любила она забавляться раковинами из речушек да озер. Однажды истолкла большую раковину в пыль, высыпала ее на ладонь, стала разглядывать. Неподалеку Переплут, бог веселья и забав, оказался. Дунул он на ладошку девочки — вся пыль на нее и полетела. И стала вся она сиять, как пинна (ракушка). С той поры и носила она это имя.

Спасение от Чернобога

Увидел Чернобог Пину и захотел в свое подземелье затянуть. Стал он уговаривать ее, золото да каменья всякие дорогие перед ней раскладывать. Только девушке ничего этого не надо было. Тогда сдвинул с места Чернобог валун тяжеленный и стал тащить девушку в подземелье.

Закричала Пина, прося помощи у Перуна, Ярилы, Лели.

Долетел до высокого неба голос Пины. Ударил Перун огненной стрелой в валун — развалился тот на части. Но крепко держит Чернобог девушку. Молнии не достают до него. Глянул Ярила на Лелю. И в тот же миг выскользнула Пина из ручищ Чернобога, превратившись в быструю струйку воды, выбежав из-под земли светлым ключом.

Вот так Ярила и Леля смогли вызволить девушку из рук Чернобога.

Побег от крымчаков

Побежал ручеек меж камней. И чем дальше бежал, тем больше в нем воды становилось. Встретилась речка со Струменью (Припятью), соединилась с ней. В далекие края вместе отправились.

Погоревали в селище о девице. Речку Пиной в утешение себе назвали. И стали дальше жить.

В это время в селище появился Воюш. Бежал он из полона крымчаков и остался на Пине-реке. Уговорил он всех селище высоким плотом (забором) огородить, ров вокруг выкопать и водой залить. Оружных отгоняли стрелами да каменьями, рогатинами били да топорами. Но однажды ворогов за плотом оказалось видимо-невидимо. В бою погиб Воюш. Оставшиеся в живых скрылись в лесах. Когда крымчаки ушли с добром и полоном, жители вернулись к своему жилью. Оставили поселенцы на этом месте могильные курганы, собрали разбежавшийся скот и ушли вниз по Пине искать удачи. Дошли до места, где их речка со Струменью слилась. На верховитье (высоком месте) стали избы ладить.

Много ли, мало ли времени прошло, но выросло селище поболее прежнего. Сказывалось то, что по большой реке вверх и вниз по течению шли лодии с разным товаром. Красно (богато) стало жить селище. Местом (городом) его стали звать. А какое место без имени? Миром присуд вынесли, что городу Пиньском быть: от речки Пины, на которой первое селище стояло, где могилы остались. Пинеском еще звали город.

Через много лет в 1097 году знатца грамоты Нестор вписал имя города в свою летопись.

Богатый город в хорошем месте кто только не пытался прибрать к рукам. Туровские князья считали его добро, черниговские, киевские, конунги с заморья (Варяжского моря), ханы степняков. Город отбивался от многих ворогов. Не зря, наверно, на его гербе — лук с натянутой тетивой и стрела с золотым наконечником.

P.S.

Если добраться до деревни Переруб, что в Ивановском районе, можно найти тот родничок, с которого начинается Пина. Даже осколки разбитого Перуном валуна отыщутся, что вросли глубоко в землю. Только вот сама река уже не та. Большая часть ее стала каналом, выровнялась и притихла.

Поиск

Журнал Родноверие