В Малорите сейчас живут почти 13 тыс. человек.

О том далеком часе разное знатоки бают. И многое – о том, как оказались заселенными места на берегах больших и малых рек, заросших берестом.

На расправу волкам

Жил один князь. С оружьем не расставался. За земли чужие, за власть, из-за нанесенных ему обид, настоящих и выдуманных, воевал. Богатства хотелось неисчислимого. Шел он как-то на новую битву, а по дороге досталось и другим народам. Сотник князя привел своих воев к дреговичским селищам. Стал разорять их. Правда, досталось и сотнику тому. Собрал силы Микула Старшой, водца рода, и чужинцев загнал в болото. Добро вернул, полонников вызволил. Кто из чужих воев меч да лук бросил, тех отпустил, пригрозив, что коли еще раз увидит их здесь, то отдаст на расправу волкам.

На старое место не вернулись люди. Повел их Микула Старшой на заход солнца. Подалее от князя и его воев и вообще от людных мест. Довел до быстрой реки. Реку ту назвали Рытой. Бежала она меж крутых высоких берегов. Будто волоты прорыли дорогу воде среди гор мелколесьем заросших.

Не понравилось то место многим. Река вирливая, к ее воде не подступишься. А где берега пологие, от них болота начинаются. Тучи комаров тут нападали на людей и скот. Даже собаки боялись отходить от костров.

Рыбное место

Рыта вбегала в большую реку. По ней ляхи ходили. Не успели прибытчики осесть, а они уже тут как тут. Отбились от них. Но, едва зажили раны у тутошних воев, как в речку вплыли иные вои. Все в железе, с мечами длинными, самострелами.

Сила в их железном строе виделась такая, что, казалось, нет от них спасения. Но не таков был Микула Старшой, чтобы испугаться. Отступать велел своим воям в одно место. А место то — сухостойный лес. Заманили ворогов в самую его середину и подожгли лес со всех сторон. Смага великая достала воев в железе. А кто успевал выбраться из полымя, тех и побили.

После брани увел Микула Старшой своих людей из тех мест. Недолго шли. Увидели небольшую речку лесную. Рыбной она оказалась и спокойной. На берегах луга раскинулись с густой травой, сосны да ели в воду смотрелись. Дубы могучие стояли. Во рвах, что сбегали к речке, орешника да малинника было полно, зверя там было всякого много.

Назвали новую речку Рытой Малой. И никто не возражал. Рыта так Рыта, Малая так Малая. Всем помнилась та Рыта, вирливая и омутистая, к которой было не подступиться, помнилась и брань с чужинцами. Только в разных семьях слово «Рыта» выговаривалось по-разному. Одни выговаривали «ы», другие — «и». У кого как получалось.

Хлебом запахло…

Вскоре объявились граничники. С миром пришли сами. Не так много времени прошло, а родниться с ними стали. Толокой вырыли большую канаву, спустили из болота воду. Под пашню пошла просохшая земля. А потом призвали «водяных людей», умельцев ставить мельницы на реках. Лето работали они или два. Иная совсем жизнь началась у селян. Хлебом запахло в селище.

Сколько лет минуло с того часу, никто и не считал. Но пришел час селищу название иметь. А оно вот, рядом. Как река зовется, такое и селищу имечко.

Меж собой тутошние, купцы наезжающие, соседи близкие и дальние звали селище то «Рита Малая», то «Малая Рыта». Бывало, что и просто «Рыта» или «Рита» говорили. Прошло еще немало лет, и вот уже на картах появилась деревня Малорита. А когда слились два слова в одно, того даже наша сказка не скажет. Люди всегда выбирали названия по своему хотению и так выговаривали их, как было сподручнее и им, и тем, кто приходил к ним жить.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

Народное пение

Поиск

Журнал Родноверие