Выдающийся русский филолог, фольклорист, историк литературы Александр Николаевич Веселовский (1838—1906) опубликовал в 1889 г. работу под названием «Судьба-Доля в народных представлениях славян», в которой представлял Рода как того, кто «давал Долю», а Рожаницу, или Рожаниц, связывал с судьбой:

«Какъ ...доля связывается съ отцомъ-матерью и актомъ рожденія, такъ [в русском фольклоре, — прим. В.] ...выступаетъ идея обусловленности родомъ, дѣдами, предками. Бытовая форма рода древнѣе личной семьи; понятіе о долѣ выработалось впервые въ отношеніяхъ рода, въ связи съ культомъ предковъ, незримыхъ блюстителей домашняго очага и наростающаго поколѣнія. Долю давалъ Родъ, которому въ старину у славянъ клали требы, какъ теперь угощаютъ замѣнившаго его дѣдушку домоваго, также пребывающаго у очага, въ печи... <...>

Рядомъ съ дѣдомъ, родомъ (домовымъ) — мать-Рожаница: какъ и Роду, ей молились, клали требы, ставили трапезу, „трапезы котѣйныя“, „хлѣбы и сыры и медъ“, каши, какъ и греческимъ мойрамъ, приходящимъ одарить новорожденнаго долею, ставятъ хлѣбы (ϰουλούρια), медъ и плоды. Преобладаетъ, впрочемъ, при единственномъ Родѣ, множественное Рожаницы; „бабы каши варятъ на собранiе рожаницамъ“ (Слово Христолюбца); Рожаница встрѣчается лишь въ Вопрошаніяхъ Кирика и въ варьянтахъ къ чтенію изъ пророчества Исайи въ Паремейникахъ и къ слову Христолюбца, Не произошло-ли это подъ вліяніемъ позднѣйшаго сближенія Рожаницы съ Богородицей, приведшаго и къ другому отождествлению: Рода съ Рождествомъ? Сл[ичите] далѣе рожданицу какъ переводъ греч.: τύχη и γενεαλογία.

Родъ и при немъ — Рожаницы объяснились мнѣ въ связи съ отношеніями общинно-родоваго брака. „Родъ — производитель, совокупность мужскихъ членовъ племени, сообща владѣющаго Рожаницами, матерями новаго поколѣнія“, — сказалъ я по другому поводу. Вѣрованіе въ миѳическихъ Рожаницъ, дѣвъ судьбы, опредѣляющихъ долю новорожденнаго, явилось на субстратѣ дѣйствительныхъ бытовыхъ отношеній. Не Родъ, а Рожаницы выступаютъ въ значеніи одаряющихъ счастливой или несчастной
долей — не потому-ли, что въ условiяхъ_общинно-родоваго брака связь новорожденныхъ съ цѣлымъ родомъ была, по необходимости, менѣе тѣсна, чѣмъ съ известной рожаницей? Укажу по этому поводу на вотяцкіе воршуды; это родовыя божества; ихъ отношеніе къ судьбѣ дано въ самомъ имени: скрытая, таинственная доля; отдѣльные вотяцкіе роды обозначаются прибавленіемъ къ общему понятію воршудъ имени родоначальницы, переходящему по женской линіи; входя въ новый родъ невѣстка сохраняетъ покровительство воршуднаго божества своей матери, но послѣ свадьбы съ особыми обрядами сопричисляется къ воршуду семьи, куда вошла, получаетъ право молиться передъ семейнымъ воршудскимъ коробомъ, хотя призываетъ при этомъ соотвѣтствующее божество своего рода.

Древнія свидетельства о культѣ Роду и Рожаницамъ даютъ мало указаній на ихъ отношеніе къ идеѣ прирожденной доли. Только въ Паремейникѣ 1271 г., въ Чтеніи отъ Исайи, варьянты текста даютъ поводъ соединить съ тѣмъ или другимъ словомъ понятіе τύχη, fortuna: готовающеи рожаницѧмъ (вар. рожаници, родѹ, бѣсѹ) трѧпезу и исполънѧюще дѣмонови (вар. рожденицамъ) чьрпаниѥ = ἑτοιμάζοντες τῷ δαιμονίῳ τράπεζαν ϰαὶ πληροῦντες τῇ τύχῃ ϰέρασμα; у Іеронима: fortunae. Замѣтимъ, что τύχῃ должно было также повести къ представленію единичной рожаницы; въ русскихъ азбовникахъ онѣ снова во множественномъ числѣ — но въ связи съ идеей судьбы: „Рожденицы — свято дня рожденія младенца, въ кой же день кто родится, той нравъ и осудъ пріиметъ“

Эта роль рожаницъ, какъ подательницъ доли, вполнѣ освѣщается славянскими и хорватскими повѣрьями о роженицахъ, какъ дѣвахъ судьбы, давшими поводъ перенести это воззрѣніе на старослав. рожденицу: είμαρμένη. Хорутанскіе словенцы вѣрятъ, что всякій человѣкъ, какъ только родится, получаетъ себѣ звѣзду и свою Роjеницу на землѣ. Если о роjеницахъ говорится, что они предрекаютъ, назначаютъ судьбу новорожденному, то это ...лишь позднѣйшее освѣщеніе болѣе древняго факта: прирожденности.

Родъ и рожаница входятъ, такимъ образомъ, въ общій культъ предковъ, „родителей“, русалокъ, вилъ и т.п.» [Веселовскiй XIII 1889. С. 177–180].

Поиск

Журнал Родноверие