Известный болгарский историк литературы, археолог, фольклорист, филолог, специализировавшийся на болгарской средневековой литературе и культуре, Йордан Иванов Николов (1872—1947) писал в работе «Культ Перуна у южных славян» (1-е изд.: София, 1903):

«Имя Перуна вполне сохранено в именах лиц и топографических названиях у всех южных славян. Как христианство ни препятствовало сохранению личных имен, находящихся в связи с языческой древностью, все-таки имя Перуна все же сохранилось доселе. В Трнском уезде хорошо сохранено мужское имя „Перун“, как и женское „Перуна“ с его ласкательными: „Перунка, Перуника“. В Радомирском селе Витановци, в окрестных селах Ихтимана и в Софийских селах (Подгумер, Славовци, Малешевци) попадается женское имя „Перуна“. В Македонии встречается женское имя „Перуница“. В Нейкове, селе Котленского уезда и теперь еще в ходу мужское имя „Парун“, а в Градеце, Жеравне и в самом городе Котле известно и женское имя „Паруна“. Оно известно и в Самоковском селе Ковачевци (сравним со словацким Parom, Parun). В Чачанском селе Слатина (Сербия) еще живет семейство „Перунчић“ — имя, известное уже 200 лет тому назад. По достоверным имеющимся у нас сведениям, имя Перуна теперь уже вышло из употребления у сербо-хорватов, хотя еще совсем недавно часто употреблялось личное имя Перунко. По свидетельству профессора-словинца Крека, мужское имя „Перун“ и сейчас существует у словинцев. Женское личное имя „Перуника, Перунига, Перуница (Пера)“ встречается и в народных песнях сербов и болгар: „Оj девоjко, бела Перунико!“ <...>

Имя Перуна, как было сказано, сохранилось доселе во многих топографических названиях. У словенцев существует „Перуня весь“ и „Перуньи врхъ“. На восточной части Истрийского полуострова возвышается гора „Перун“, вышиною 881 метр. Одна из горных вершин между Сутеской и Варешем (в Боснии) именуется „Перуном“. Доктор Алаупович из Сараева оказал нам свою любезность проверкой этого факта. У хорват существует „Перуна-Дубрава“, в Далмации — гора „Перун“ возле самого села Дубрава. На расстоянии 5 км от Крагуевца (Сербия) находится село „Перуновац“. В Княжевацком округе существует горная вершина „Перинатица“. В Куршумлийском уезде есть село „Перуника“. Автор описания Татар-Пазарджикской каазы (Фракия), Стефан Захариев, мимоходом упоминает об одной „Перуновой горе“ южнее города Пещеры. Иречек упоминает о той же самой горе с именем „Перин“. Проверив это, мы обнаружили, что и сейчас эта гора носит имя „Перин“. Местность, находящаяся вблизи Германа и Осича, в Кумановской каазе, в северной Македонии, известна под именем „Перин“. Опять этим же самым именем называются высокие Македонские горы „Перин“, как и носящее их имя село, находящееся у подножия этих гор. Миклошич производит это название от имени Перуна. Вывод этот утверждается существованием подобных соотношений у других более удаленных славян. Так, например, нынешний скит „Перын“, находящийся на левом берегу реки Волхова, воздвигнут на том самом месте, где когда-то было капище Перуна. Точно таким же является и „Перинград“ вблизи Столаца (Герцеговина). В Албании, к юго-востоку от Берата, есть село „Периняси“. Шеппинг упоминает об одном географическом имени в Валахии — „Перкуниста“. В старину Белоцкая община (Румыния) называлась „Перени“. Название болгарского городка „Перущица“, встречающееся еще в 13 веке, напоминает о Новгородском Перушице, — когда, по летописи, сам идол Перуна был выброшен в Волхов („ты, рече, Перушице, досити еси пил и ел, а ныне плови уже проче“). <...>

gy0uE7cVL2k

Посвящение дуба Зевсу Додонскому, Тору германскому, Перкуну у литовцев, Перуну у русских находится в тесной связи с южнославянским почтением и обычным воздвижением культа Ильи на возвышенных дубравах на холмах. В житии преподобного Феодосия в 14-м веке упомянуто, что вблизи самого Трнова люди поклонялись „дубу некоему“. Вероятно, подобными дубами-жертвенниками были и те же деревья во Фракии, о которых упомянуто графом Марсильи, дубы, которые доселе еще виднеются по сторонам Филиппопольско-Одринской дороги. На Балканском полуострове во многих местах большинство уединенных холмов называется именем Ильи (некоторые — Перун, Перин). У русских идолище Перуна находилось на возвышенном холме. Греческий ученый Политис связывает культ Гелиоса и Зевса громовержца по высотам с культом их наместника, св. Ильи с христианской эпохи. Академик Веселовский находит, что связь эта не существует, однако старинный культ Перуна у южных славян, как и теперешний культ св. Ильи на южнославянских холмах и в дубравах, по крайней мере подтверждается и стоит в известной связи со вторым пунктом из взглядов Политиса. Так, вблизи пещеры, как мы упомянули, возвышается холм Перин. Вблизи села Варвары, в окрестностях Татар-Пазарджика, на холмике, поросшем дубами, теперь возвышается маленькая церковь, посвященная имени сестры Ильи — Огненной Марии. В Родопах один из холмов, тоже поросший дубами, где находится маленькая церковь, и теперь еще называется „Ильиным верхом“. Поселяне с. Ярлова, в окрестностях Филиппополя, убивают свою жертву в честь Ильина дня на одном из холмов, поросшем дубами. У Созополя, на Черном море, параклис св. Ильи возвышается на конусовидном холме, а ближе к нему находится церковь св. Марины, которой поселяне молятся во время праздников „Горешляци“, чтобы не обгорали их посевы. В одном сербском памятнике встречаем „грмочелу вiеше мећа Илинно брьдо“» (цит. по изд.: Иванов Й. Культ Перуна у южных славян. М.: Изд-во «Ладога–100», 2005 (1-е изд.: София, 1903). С. 18–19, 20–21, 31–32).

Поиск

Журнал Родноверие