В историко-этнографическом исследовании о старорусских Солнечных Богах замечательного русского этнографа и фольклориста, автора пособий по философии Михаила Евгеньевича Соколова (1860—?) находим:

«Арабъ Массуди, писатель X вѣка, въ своихъ „Золотыхъ Лугахъ“ замѣчаетъ, что въ одномъ изъ славянскихъ храмовъ сдѣланы были въ куполѣ отверстiя и надстройки, для наблюденiя точекъ восхожденiя солнца, и что тамъ вставлены были драгоцѣнные камни съ начертанiями, предсказывавшими будущее (Объ обожанiи солнца... И. Срезневскiй, I стр.). Въ параллель съ описанiемъ славянскаго храма у Массуди нельзя не сопоставить храмъ Ютербока: „въ немъ не было идола, но просто обоготворялось явленiе перваго луча восходящаго солнца. Этотъ храмъ освѣщался только однимъ небольшимъ отверстiемъ, которое было обращего на восточную сторону такъ, что онъ (храмъ) озарялся свѣтомъ только при восходѣ солнца“ (Русск. народность въ ея повѣрьяхъ, обрядахъ и сказкахъ. Д.О. Шеппингъ, 10 стр.). Замѣчательно, что нѣчто подобное славянскимъ храмамъ мы встрѣчаемъ у американскихъ туземцевъ, жителей Флориды. „У племени Апалатчи на восточной сторонѣ горы Олаими есть священная пещера, представлявшая собою солнечный храмъ. При восходѣ солнца, когда лучи его падали въ храмъ черезъ главное отверстiе, также точно и въ полдень, когда лучи падали туда черезъ другое отверстiе, нарочно для этого продѣланное, Апалатчи привѣтствовали его пѣнiемъ и воскуренiями“ (Зап. имп. новороссiйск. универ. т. XXIV, ч. I, 72 стр.). Какое странное совпаденiе въ обычаяхъ двухъ народовъ, столь раздѣленныхъ пространствомъ! Теорiя заимствованiя здѣсь рѣшительно неприложима, потомучто самый рьяный бенфеистъ не додумается поставить въ духовную связь и взаимное общенiе славянъ и американскихъ дикарей. Намъ остается только признать единство психологическихъ законовъ развитiя, приводящихъ къ одинаковымъ результатамъ»

Цит. по изд.: Старо-русскiе солнечные боги и богини. Историко-этнографическое изслѣдованiе Михаила Соколова. Симбирскъ: Типографiя А.Т. Токарева, 1887. С. 65–66.

У выдающегося английского этнолога, культуролога, исследователя религиозных обрядов и церемоний, одного из основателей этнологии и антропологии Эдварда Бёрнетта Тайлора (в старой транскрипции: Тэйлор; англ. Edward Burnett Tylor; 1832—1917), во втором томе его знаменитой «Первобытной культуры» читаем о храме американских индейцев, который упоминает в своём труде М.Е. Соколов:

«Другой народъ солнцепоклонниковъ были флоридскiе апалачи, ежедневное богослуженiе которыхъ состояло въ привѣтствованiи Солнца у дверей своихъ домовъ, при восходѣ и закатѣ его. Солнце, по ихъ мнѣнiю, построило себѣ свою коническую гору Олаими съ спирально вьющеюся тропинкой, которая вела въ пещерный храмъ на восточной сторонѣ горы. Здѣсь, во время четырехъ годичныхъ солнечныхъ празднествъ, вѣрующiе привѣтствовали восходящее солнце пѣнiемъ и курѣнiями, какъ только лучи его проникали въ святилище, и то же повторяли въ полдень, когда солнце изливало свои лучи на алтарь сквозь отверстiе, продѣланное для этой цѣли въ скалистомъ сводѣ пещеры; черезъ этотъ же проходъ выпускали на волю солнечныхъ птицъ, тонатцули, чтобы онѣ летѣли къ солнцу въ качествѣ вѣстниковъ, и этимъ оканчивалась церемонiя (Rocherfort, „Iles Antilles“, book II, ch. VIII)»

Цит. по изд.: Первобытная культура. Изслѣдованiя развитiя миѳологiи, философiи, религiи, языка, искусства и обычаевъ. Эдуарда Б. Тэйлора, Лектора Антропологiи въ Оксфордскомъ университетѣ, автора «Изслѣдованiй древнѣйшей исторiи человеческаго рода» и пр. Второе изданiе, исправленное и дополненное по третьему англiйскому изданiю (1891 г.) подъ редакцiей Д.А Коропчевскаго. Въ двухъ томах. Томъ II. СПб.: Типографiя И.Н. Скороходова [Изданiе О.Н. Поповой], 1897. С. 328–329.


Книга М.Е. Соколова. 

Поиск

Журнал Родноверие