В статье современного российского историка-медиевиста, археолога, антрополога, доктора исторических наук Владимира Яковлевича Петрухина (р. 1950), опубликованной в этнолингвистическом словаре «Славянские древности», читаем:

«СВЯТИЛИЩА, капища — обозначение культовых мест, на которых устанавливались идолы языческих богов. У восточных славян ни письменным источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы. Древнейшее описание святилища принадлежит Ахмеду Ибн Фадлану, который видел его в Болгаре в 921/922 г. Русские купцы, прибывающие в Болгар, шли к С[вятилищу] на пристани, где стоял деревянный идол их высшего божества, вокруг — меньшие изображения „жен и детей“, позади идолов — длинные бревна, воткнутые в землю. Идолам подносили еду и набиз (алкогольный напиток), чтобы они способствовали выгодной торговле. После удачной торговли в жертву приносили овец и крупный рогатый скот, часть мяса оставляли возле идолов, на бревна вешали головы жертвенных животных.

Единственным древнерусским описанием С[вятилища] остается рассказ об установлении кумиров князем Владимиром в Киеве в П[овести] В[ременных] Л[ет] (под 980 г.): шесть кумиров во главе с Перуном были установлены на холме вне теремного двора (предполагается, что при Игоре в середине X в. кумир Перуна стоял прямо во дворе княжеского терема).

Предположения о С[вятилище] основывается преимущественно на археологических данных, хотя интерпретация археологических остатков как культовых сооружений подвергается серьезным сомнениям и пересмотру. Каменная вымостка, обнаруженная в Киеве дилетантскими раскопками В. В. Хвойки (1908) и считавшаяся капищем Перуна или даже Рода, не имеет точной датировки и документации, равно как и другое „капище“ с шестью или пятью выступами (для богов Владимирова пантеона?) на Владимирской улице, открытое в 1975 г. в подвале современного дома. В Перыни под Новгородом, которая стала соотноситься с местом капища Перуна лишь в поздних летописных и др. преданиях, открытые В. В. Седовым круглые ровики со следами огня напоминают остатки снивелированных погребальных насыпей — сопок.

Не менее дискуссионной остается интерпретация памятников XI–XIII вв. как языческих „городищ-святилищ“, сохраняющихся на юго-западных окраинах Древней Руси (святилища у горы Богит и др. на р. Збруч, Тернопольская обл., Украина) в условиях предполагаемого „двоеверия“ (И. П. Русанова, Б. А. Тимощук). Обнаруженные на городищах человеческие останки можно считать скорее свидетельствами военного разгрома (часть их датируется временем монгольского нашествия), чем жертвоприношениями.

Никаких культовых изображений, идолов и т. п. на „святилищах“ не обнаружено. На предполагаемых святилищах в Звенигороде (на р. Збруч) объектом культа мог быть опрокинутый камень, напоминающий антропоморфную стелу: это может быть связано со специальным уничтожением идолов, описанных летописью, — принявший крещение в Корсуни Владимир в 988 г. велел ниспровергнуть, изрубить или сжечь деревянные кумиры в Киеве, Перуна же волочить вниз к Днепру и спустить по реке к порогам — за пределы Русской земли. Ритуал сопровождался плачем язычников, так что в историографии сложилось представление о соответствии поругания идола фольклорным календарным действам, вроде символических похорон Масленицы, Купалы и т. п. календарных чучел, которые иногда выбрасывались в реку. Собственно текст Повести временных лет, описывающий „проводы Перуна“ в Киеве (равно как в Новгороде), восходит к „этикетному“ образцу летописи — описанию изгнания злодея Феврария (воплощение зимы — Февраля) из Рима в византийской „Хронике“ Георгия Амартола (один из источников русского летописания). Вместе с тем известные условия обнаружения редких языческих изваяний на Руси, возможно, свидетельствуют об историчности обряда низвержения в реку языческих кумиров, стоявших на С[вятилищах]. Вероятно, это относится к Збручскому идолу и менее известному каменному изваянию, обнаруженному при расчистке р. Шексны в округе древнерусского Белоозера. Массовыми культовыми сооружениями восточных славян были по преимуществу погребальные памятники — курганы, связанные с культом предков.

В отличие от вост. славян, у западных, прежде всего балтийских — сложилась храмовая архитектура и скульптура. Наиболее исследованным храмовым комплексом являются остатки деревянного храма в Гросс Радене (округ Шверин, Германия): прямоугольное здание из вертикальных плах, обшитых антропоморфными досками; центральная часть здания повреждена, внутри обнаружены черепа зубра, шести коней, два копья. Упоминания славянских каменных храмов с купольной архитектурой у некоторых арабских авторов (ал-Масуди и др., X в.) относятся к разряду литературных „диковинок“ и недостоверны. Раскопки на месте описанных западными хронистами храмов в Арконе и др. (о-в Рюген), Ретре (Ридегост, описанный как треугольный город с тремя воротами и святилище Сварожича в священном лесу), равно как в Щецине и Волине (святилище Винета, Польша) не дали результатов для детальной реконструкции. Титмар Мерзебургский (XI в.) упоминает также священную рощу Шкейтбар — „Святой бор“ (восточнее Лютцена, Германия), которую славяне почитали „как Бога“. Эти С[вятилища] были уничтожены в процессе христианизации» (цит. по изд.: Петрухин В. Я. Святилища // Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под общ. ред. Н. И. Толстого. Институт славяноведения РАН. Т. 4. М.: Международные отношения; Институт славяноведения РАН, 2009. С. 582–584).

 Графическая реконструкция языческого святилища XI в. в Гросс-Радене (Groß Raden), Германия. Иллюстрация из книги: Słupecki L. P. Slavonic Pagan Sanctuaries. Warsaw, 1994. S. 102.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы «Русская Традиция» от 15.11.2009

[видео]

Богумил Мурин — Славянские обереги

Лекция школы «Русская Традиция» от 30.05.2009

[видео]

Алексей Почерников — О святилищах

Поиск

Журнал Родноверие