У известного русского историка, ординарного профессора Московского университета, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии наук Василия Осиповича Ключевского (1841—1911), в «Кратком пособии по русской истории» (1899), читаем:

«По-видимому, большое развитiе получилъ и крепчѣ держался другой родъ вѣрованiй — культъ предковъ. Въ старинныхъ памятникахъ средоточiемъ этого культа является со значенiемъ охранителя родичей родъ съ его роженицами, т.-е. дѣдъ съ бабушками — намекъ на господствовавшее нѣкогда между славянами многоженство. Тотъ же обоготворенный предокъ чествовался под именем чура, въ церковно-славянской формѣ щура; эта форма доселѣ уцѣлѣла въ сложномъ словѣ пращуръ. Значенiе этого дѣда-родоначальника, какъ охранителя родичей, доселѣ сохранилось въ заклинанiи чуръ меня, т.-е. храни меня дѣдъ. Но въ народныхъ преданiяхъ и повѣрьяхъ этотъ чуръ-дѣдъ, хранитель рода, является еще подъ именемъ дѣдушки домового, т.-е. хранителя не цѣлаго рода, а отдѣльнаго двора. Такимъ образомъ, не колебля народныхъ вѣрованiй и преданiй, связанныхъ съ первобытнымъ родовымъ союзомъ, разселенiе должно было разрушать юридическую связь рода, замѣняя подство сосѣдствомъ» (цит. по изд.: Ключевскiй В., проф. Краткое пособiе по русской исторiи. Изданiе восьмое. М.: Тип. Т-ва Рябушинскихъ, 1917. С. 21).

В состоящем из пяти частей фундаментальном «Курсе русской истории» (1904—1922) автор практически дословно, с небольшими изменениями, повторят сказанное о «роде и роженицах». См., напр., по изд.: Ключевский В.О., проф. Курс русской истории. Ч. I. 3-е изд. Москва–Петроград: Гос. изд-во, 1923. С. 139; либо по изд.: Ключевский В.О. Сочинения. В 8 тт. Т. I. Курс русской истории. Ч. 1. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956. С. 120–121.

QrDIr6LbObI

Поиск

Журнал Родноверие