В вышедшем в 1914 г. первом томе «Русской истории» общественного и политического деятеля, историка, краеведа, профессора и ректора Императорского Харьковского университета Дмитрия Ивановича Багалея (1857—1932), в главе «Бытъ русскихъ языческихъ славян», читаем:

«Русскiе славяне должны были пережить такiя же стадiи религiознаго мiросозерцанiя, какъ и другiе родственные имъ народы, но славяно-русское язычество не получило выдающегося развитiя; оно было прервано принятiемъ христiанства... <...> Несомнѣнно, что языческая религiя славяно-руссовъ должна была находиться въ соотвѣтствiи съ ихъ общественной организацiей. Такимъ образомъ, если славяно-руссы жили когда-либо въ родовомъ быту, то они должны были имѣть и родовую демонологiю. И, дѣйствительно, мы находимъ указанiя на два божества славяно-русской миѳологiи, которыя должны были бы имѣть, казалось, прямое отношенiе къ ихъ родовому быту — это, именно, Родъ и Рожаница. Вотъ свидѣтельства о нихъ памятниковъ. Въ паисiевскомъ сборникѣ сказано: „извыкоша елени класти требы артемиду и артемидѣ, рѣкше Роду и Рожаницѣ“. Въ азбуковникахъ говорится: „рожаницами елинстiи звѣздословцы нарѣчутъ седмь звѣздъ, глаголемыхъ планиты, и кто въ кую планиту родится, и по той плпнитѣ любопрятся предвозвѣщати нравъ младенца или къ коемъ похотемъ естествомъ уклонителенъ будетъ“. Оказывается, такимъ образомъ, что божества Рода и Рожаницы стоятъ въ связи не столько съ родовымъ бытомъ, сколько съ идеей судьбы, рока. Это тождественно съ русской поговоркой: „что на роду написано“. Но нужно предполагать, что все-таки культъ родовыхъ божествъ у русскихъ славянъ существовалъ. Слѣды этого культа сохранились въ современныхъ народныхъ воззрѣнiяхъ на домового, который является душой умершаго прародителя или предка»

Цит. по изд.: Багалѣй Д.И., заслуженный профессоръ. Русская исторiя. Съ картами, планами и снимками съ памятниковъ древности и искусства. Пособiе къ лекцiямъ для высшей школы и руководство для учителей и самообразованiя. Томъ I-й. Княжеская Русь (до Iоанна III). М.: Типографiя Т-ва И.Д. Сытина, 1914. С. 135–136.

7

Поиск

Журнал Родноверие