В фундаментальном «Мифологическом словаре» под редакцией Е.М. Мелетинского (1990) находим: «РОД, в древнерусских поучениях против язычества (11–12 вв.) мифологический персонаж, воплощающий единство рода.

Упоминается вслед за главными языческими богами вместе с женскими персонажами — рожаницами. Р[оду] и рожаницам совершали особые жертвоприношения едой (кашами, хлебами, сырами) и питьём (мёдом). Культ рожаниц, как и других женских персонажей, упоминаемых в форме множественного числа (берегини, лихорадки и т.п.), связан с женской средой, представлениями о продолжении рода и судьбе новорожденного, которому рожаницы (ср. хорв. роженицы и т.п.) определяют долю. Р[оду] и рожаницам близки образы Суда и судениц у южных славян» (цит. по изд.: Иванов Вяч. Вс. и Топоров В.Н. Род // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 460).

Через несколько лет данная статья, с дополнениями в виде короткой библиографии, была переиздана в другом словаре: Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Род // Славянская мифология / Ред. В.Я. Птрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 335. Библиография включала в себя, как это ни странно, всего две(!) публикации: «Лит.: Комарович В.Л. Культ рода и земли в княжеской среде XI–XIII вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М.–Л., 1960; Клейн Л.С. Памяти языческого бога Рода // Язычество восточных славян. Л., 1990» (С. 335).

 H7OVWQXkA0

Поиск

Журнал Родноверие