Из материалов Международной научно-практической конференции «Народная художественная культура, как стратегический ресурс развития России»

На современном этапе подготовки к жизни подрастающего поколения нужно заботиться не только о качестве общеобразовательных дисциплин, но и уделять время художественно-эстетическому воспитанию, в котором должное место необходимо отвести изучению своих истоков, традиций, культуры.

Одним из аспектов народной культуры является его традиционная одежда. Она отражает традиции народа, его мировоззрение и мировосприятие.

В наши дни традиционный костюм представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Народный костюм — важная часть традиционной художественной культуры. И эта часть народного искусства отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы, дает возможность подрастающему поколению приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в них определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства.

И сегодня народный костюм привлекает многих. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Им интересуются не только этнографы, историки и искусствоведы. Многие ведущие модельеры (не только российские) используют в своих коллекциях элементы народного костюма и даже создают целые коллекции по его мотивам. А ведь эти «сряды», «обряды», «наряды» были изготовлены руками простых, неграмотных крестьянок, которые не осознавая того создавали шедевры мировой художественной культуры.

К теме народного костюма обращались и Джанни Версаче, и Пако Рабан. Даже в одной из коллекций мадам Шанель маленькие платья были декорированы тесьмой, изготовленной в традиционном русском стиле. Российский модельер Вячеслав Зайцев неоднократно создавал коллекции на основе русского народного костюма, что приводило в восторг не только соотечественников, но и зарубежных ценителей моды. Еще один метр российского моделирования — Валентин Юдашкин так же в своих работах неоднократно обращается к истокам традиций, в частности, к вышивкам на платьях из коллекций Pret-a-porte и даже от Couture. Возможно, после многих лет забвения настоящая народная традиция необходима нам сегодня для осознания своей самобытности, для восстановления почти утраченных связей с прошлым, со своими корнями, для правильного воспитания современного поколения.

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм отражал эстетические воззрения народа, восходящие к понятиям жизни и смерти, молодости и старости, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.

Русский народный костюм — это не только многообразие стилей и видов одежды, не только уклад жизни русских людей на огромном пространстве. Это взаимодействие видимого и невидимого мира. Это слышимые звуковые вибрации и сокрытые от всех женские чувства и помыслы, с которыми не принято было делиться в крестьянской среде, но которые «вшивались» в узоры и растворялись в многовековой толще времени, соотнося личную жизнь с жизнью предков.

В настоящее время все больше учебных заведений, как высших, так и средне-специальных, готовят специалистов — «народников». Выпускники прекрасно исполняют народные песни, пишут к ним аранжировки, великолепно двигаются на сцене, а вот костюмный ряд иногда оставляет желать лучшего. Зачастую в разнообразии стоящих на сцене студентов или уже профессионального коллектива царит пестрота, безвкусие или просто безграмотность руководителей. Отражение певческого и хореографического материалов в совокупности с костюмами не соответствует понятию — стиль. Сценическую одежду мы так же должны подразделять, как подразделяем хоровое и ансамблевое пение, как подразделяем исполнение хороводов и плясок. Не в коем разе нельзя ставить в один ряд костюмы под «Гжель» или «Хохлому» со сценическим костюмом обусловленной местности, а тем более с его началом — этнографическим костюмом. Это вызывает полное непонимание у публики, а что еще хуже приводит к не восприятию традиций у самих студентов. Понятно, что не каждый коллектив может позволить себе этнографические костюмы, да это и совсем не обязательно. Важно, что бы и в стилизованном костюме (он может быть более сценичным) легко прослеживались или черты принадлежности костюма к определенному региону или, к общерусским мотивам. Как, например, мы никогда не спутаем Воронежский хор с Северным народным хором, где четко отражены традиционные региональные тенденции народного костюма. Здесь уместно сказать, как одеваются и несут русскую культуры некоторые наши известные исполнители народных песен. К сожалению, есть примеры «жуткой импровизации» традиционного народного костюма, например, сочетании коратены северной традиции и южнорусского головного убора «сороки», вызывает полное удивление специалистов. Создается впечатление, что художники или не отличают понятия русский народный костюм, или совсем не знают о традиционном народном творчестве.

Это понятно, что костюм создавался, как сценический, но есть же какие-то каноны, от которых отступать не вправе. Есть, конечно, примеры и правильного «ношения» традиционного костюма. Например, сценический костюм Заслуженной артистки России Надежды Крыгиной. Сама Надежда Евгеньевна родом с Курской области. Немало исполняет песен своей традиции, и ее курский костюм в сценическом исполнении вызывает одобрение и восхищение. Сохранен крой сарафана, сохранена местная цветовая гамма, укрупнен рисунок на рубахе, для восприятия праздничности добавлены блестки.

Необходимо прививать культуру ношения народного костюма. И этому вопросу учебные заведения должны уделять больше внимания, понимая, что в последующем их выпускники научат своих учеников тому, чему научили когда-то их. В лучшем случае студентам дается общий курс по изучению народного костюма, в худшем отводится минимум часов в программе изучения народного художественного творчества. Необходимо что бы студенты, в последующем руководители фольклорных коллективов, могли хотя бы отличать девичьи костюмы от женских, праздничные от бытовых и горевых и просто взрослый костюм от детского. Немало фольклорных детских коллективов одеты столь не грамотно и столь противоречиво с репертуаром, что стоит задуматься для чего создавался коллектив. То ли для утехи самого руководителя или банально для работы на публике. А первым делом здесь все-таки необходимо думать о самом ребенке, о его восприятии народной культуры. Дети, одетые во взрослые головные уборы и в женские понёвы, выглядят не совсем убедительно и как-то неестественно. Есть детский фольклор, с весенними закличками, с традиционными играми, с декоративно-прикладным искусством, но не будем забывать, что есть и детский народный костюм, отражающий возрастные особенности. Хороший этому пример детский фольклорный ансамбль «Звонница», руководитель Заслуженный артист России Петр Сорокин, где костюмы у детей подобраны стилистически правильно и не противоречат друг другу. За основу взята общерусская традиция сарафанного типа, великолепно подобран материал изготовления, сохранены основы традиционного кроя, в этих костюмах нет вычурности и мишуры.

Но полный образовательный процесс не может идти и без самообразования, без изучения литературы, без посещения выставок и профильных фестивалей и конкурсов. На основе своего собрания народного костюма, мной было проведено немало встреч, лекций, выставок по России, а так же зарубежных проектов, где взрослые и дети узнавали для себя новое и, может для кого-то еще неоткрытое, истинное народное искусство своей страны, а для иностранных граждан — понимание об эстетики России. Этому подтверждение — выставочный проект «Вышивки России. Традиции и современность», недавно проходивший в рамках «Московской Недели Моды», который посетили более семи тысяч человек, и где о народном традиционном костюме узнали, а многие и в первый раз увидели, не только обычные посетители, но и многие наши «звёзды» кино и шоу-бизнеса. Им, кстати, тоже не помешало бы повнимательней относиться к народному костюму в своих постановках. В недавно прошедшем сериале «В лесах и на горах» на телеканале «Россия» показан ХIХ век с его традициями и нравами. Действо происходило на севере Нижегородской губернии. Ну и откуда там на дочерях купца появляются рубахи села Секирино Рязанской губернии: ? Почему на купчихе повязан фартук с костюма западных украинцев, да еще с ужасной стилизацией укрупненного рисунка: ? И таких ляпов к сожалению достаточно много.

Говоря о фестивальных проектах, хочется отметить Всероссийский конкурс «Русский костюм на рубеже эпох», проводимый вот уже в пятый раз в городе Ярославле Государственным Российским Домом народного творчества. Номинации конкурса интересны и разнообразны. Это реставрация и реконструкция этнографического костюма в локальных особенностях его изготовления. Это современный костюм, отвечающий требованиям сегодняшней моды, с использованием современных технологий, материалов, сохраняющий традиционные особенности и колорит русского костюма. Это сценический костюм со стилизацией народных мотивов, сочетающийся с репертуарной программой творческих коллективов. Отрадно отметить, что в прошлом конкурсе студенты кафедры Декоративно-прикладного искусства МГУКИ стали Лауреатами I — степени этого престижного в нашей стране конкурса.

Проходят годы, пролетают столетия, человек стремится к большему, к совершенному. А если вернуться немного назад, в Русь изначальную, этак годов на 100–150? Такая же великая Держава, такой же народ, такая же, вроде бы, национальная культура. И спасибо предкам, что они сохранили и донесли до современного поколения ту немногую толику нашего достояния, что выражена в песнях, легендах, танцах и, конечно, в народном костюме.

Время уходит от нас безвозвратно, но сколько еще всего можно спасти, открыть, изучить. Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом, мы не имеем права.

Необходимо поддерживать интерес мастеров и модельеров, стремящихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма, воспитывать и помогать формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной культуры, выявлять и поддерживать талантливых мастеров, новые коллективы и авторские центры в области создания русского костюма в его региональном многообразии.

Поиск

Журнал Родноверие