1673770767 2023 01 15 110344
Художнику В. Н. Левандовскому приношу благодарность за рисунок обложки. М. Шереметева.

Летом 1925 г. Этнографическая секция Калужского Общества Истории и Древностей начала обследование быта Гамаюнщины Калужского уезда. Лично я собирала материал, главным образом, по костюму этой этнографической группы, и результатом моих наблюдений и записей явилась настоящая работа.

Все фотографические снимки сделаны летом 1925 г., за исключением снимка №9 (хоровод гамаюнских девушек), который произведен в 1908 г. А. Г. Школьниковым, любезно разрешившим мне воспользоваться этой фотографией для моей работы.

Одной из задач этнографии является изучение той массы мелких этнографических групп, на которые делится великорусское племя в зависимости от историко-колонизационных и культурно-сословных отношений. Эти мелкие этнографические группы отличаются от соседей всем укладом своей жизни — костюмом, жилищем, говором, и понять эту пеструю современность народного быта можно, только осветив ее историческими данными, идя в своих разысканиях от настоящего, известного — к прошлому, в глубь истории.

В большинстве случаев население само отмечает и выделяет эти группы, давая им особые прозвища и клички. Исторически прозвища даются прежде всего новым переселенцам в данную местность со стороны прежних, старых жителей этой области. Переселенцы, в свою очередь, осмотревшись и обжившись на новом месте, дают какую-нибудь кличку своим соседям. Таким образом, разные колонизационные потоки и слои выделяются под особыми именами. Иногда там, где позднейшего прилива населения не было — прозвище отличает друг от друга жителей разных древних княжеств и уделов (это относится, наприм., к прозвищам Тверской губ.), а иногда даже и старых административных подразделений-волостей и станов, ведущих свою историю от тех же уделов (наприм.. в Московской губ;). Иногда при этом народная память просто-на-просто сохраняет старые юридические, термины, которые в официальном языке давно успели исчезнуть: таковы «однодворцы» на юге Великороссии. По вопросу же о том, откуда пришла в данный край та или иная новая волна населения, источниками служат народные предания, фамилии географического происхождения и географические имена селений.

В Калужском крае также имеется несколько групп крестьянского населения, снабженных особыми названиями, кличками.

Значительная часть населения Калужский губернии принадлежит к «полехам». Калужские полехи, смежные географически с «полехами» орловскими, имеют между собой много общего. Калужское полесье — возвышенная, покрытая лесами равнина, заключающая в себе уезды: Жиздринский, частью Мосальский, Козельский и Лихвинский. У полехов отхожие промыслы не развиты; они занимаются промыслами лесными: часть их живет в курных избах. Шахматов считает характерным для мужского полесского костюма белый цвет, а для женского поневы. Тургенев в своих рассказах: «Хорь и Калинин», «Поездка в Полесье», «Певцы» отмечает ряд типичных для Жиздринских полехов черт.

В Медынском у. известны «Карамыши», выделение которых в глазах народа в особую группу произошло на почве особого местного отхожего промысла: по окончании полевых работ они отправляются для выделки овчин в южные губернии, Екатеринославскую и Херсонскую. В самом Медынском уезде они тоже заняты кустарным овчинным промыслом. Промысел этот развит между крестьянами Карамышевской волости. Село Карамышево — центр промысла — село старинное, упоминается уже в 1629 г.

В Малоярославецком у., выделяется «Репринщина». Под этим именем известна расположенная рядом с селом Запажьем Овчининская волость, принадлежавшая еще в ХѴII в. и при Петре I князьям Репниным, а при Екатерине II сделанная царскою. Здесь лежат между прочим селения: Ильинское, Лябинка, Семкино и другие. Все они принадлежали кн. Репниным, о чем народ сохранил память до сего времени. Соседи зовут их: «Реприны, Репринщина». Местные крестьянки отличаются до сих пор тем, что по белым онучам опутывают свои ноги черными шерстяными оборками — мода белорусская.

На с.-з. Козельского уезда лежит «Голицовщина» — прежняя вотчина кн. Голицына, обнимая Хотенскую волость, часть Каменской и Колодезской волости, а также селения Глазово, Жердево, Корвяково. Быт здесь городской под влиянием отхожего промысла — легковые извозчики в Ленинграде. К ряду таких групп относится и Калужская «Гамаюнщина».

1673770748 2023 01 15 105044
Гамаюнская «молодая» в китайке и кичке с золотной сорокой

1673770769 2023 01 15 105141
Гамаюнка в золотной сороке, покрытой шалью

1673770708 2023 01 15 105214
Девушка-гамаюнка в подпластике, рубахе и шубке (сзади)

1673770705 2023 01 15 105312
Девушка-гамаюнка в подпластике и чехрах. На шее ожерелье с языком

1673770752 2023 01 15 105354
Молодая женщнна-гамаюнка в чехрах и языке

1673770737 2023 01 15 105431
1 — чехры; 2 — поднизь; 3 — поднизка; 4 — ожерелье в клетку с языком; 5 — ожерелье в клетку; 6 — подшейный язык; 7 — позатылень; 8 — парчевой сборник.

1673770756 2023 01 15 105707
Невеста-гамаюнка в дымке

1673770739 2023 01 15 105831
Гамаюнский праздничный рушник

1673770739 2023 01 15 105938
Хоровод гамаюнских девушек в с. Покров

Скачать

Поиск

Журнал Родноверие