Игры направленные на «оживление» покойника, часто носят кощунственный характер:

Умершего тянут за ноги, приглашая подняться, хватают за волосы и просят догадаться, кто это сделал, щекочут в носу соломинкой или веткой, чтобы заставить рассмеяться.


Верховина, Закарпаття .

Во время исполнения погребальных песен или чтения Псалтыря, покойника сажают на скамью, привязывают веревки к рукам и ногам, дергают за них и кричат:

Він встає!

Подобные действия ассоциируются с восточнославянским обрядом «бужения» покойника и другими формами символического бужения.

В играх, имитирующих похоронный обряд, роль покойника исполняется кем-нибудь из участников посиделок. Его кладут на лавку, накрывают полотном. Другой парень переодевается в женское платье и начинает причитать, изображая жену «покойного». Третий участник игр наряжается священником – ему надевают на голову красный колпак, из фартука делают облачение, а спину украшают крестом из газеты или картофельных очисток.

«Священник» берёт в руки башмак, кожаный лапоть или горшок на веревке с тлеющей ветошью и пародирует отпевание, вместо слов молитвы произнося тексты типа:

Коли я йшов в гору, знайшов я ризу, взяв я собі ризу, подивився вгору і вниз і думав – був би з мене попище, як би я взяв собі ризищу.

Во время «отпевания» ряженый поп описывает «умершего» как пьяницу, который пропадал в кабаке, вечно бранил жену, мало ходил в церковь, курил трубку и теперь должен попасть к чертям в Пекло, где его будут бить железными вилами. В это время двое парней пытаются сбросить «покойника» на пол. Он увертывается от них и убегает.

Иногда в играх пародируется также исповедь и причащение:

Один из парней накрывает себе голову полотном, а остальные рассказывают о своих грехах. После чего он берёт чашку с водой, ложку и «причащает» всех водой.

Подобные игры имеют параллели с рядом символических похорон и игр типа «похорон Пахомушки, Сидора, деда, таракана» и др., которые устраивались на Святках, на Масленицу, перед началом Филлиповского поста, во время свадьбы.

Иногда в играх при покойнике, имитирующих похоронный обряд, участвует маска смерти, которую изображает мальчик с соломенным горбом, лицом, обсыпанным мукой и вставленными зубами из картошки. Смерть прыгает через порог в комнату, становится на колени перед «покойником», молится, точит «косу», а затем набирает в рот воды, обрызгивает всех и гоняется за молодыми девушками и парнями, пока кто-нибудь не упадёт.

Эротические игры имеют несколько вариантов, наиболее распространенным из которых является игра с участием діда и бабы:

Парень наряжается старым евреем-торговцем, надевает рваный грязный тулуп шерстью наружу и большую шапку, делает искусственный горб, привязывает бороду и берет в руки палку; между ног у него искусственный фаллос, сделанный из палки, обмотанной тряпками, сплетенный из соломы или веревок. Другой парень наряжается бабой, надевая на голову платок и вымазывая лицо сажей.

«Дед» и «баба» подходят к двери, где собрались играющие, и просят разрешения купить телку или бычка. У них требуют разрешения на торговлю. «Дед» даёт бумагу, на которой написаны непристойности, и их пускают в дом. «Дед» и «баба» начинают плясать, затем падают на пол и имитируют половой акт, после чего поднимаются и начинают торговать телочек, т.е молодых девушек. Каждая из девушек должна поцеловать слюнявого, сопливого «деда», иначе ей мажут лицо сажей. Парни должны поцеловать «бабу», которая также мажет их сажей. В других вариантах игры «дед» и «баба» «строят мельницу» т.е бьют палками по горшку. В «построенной» мельнице «дед» колотит «бабу» палкой и обвиняет её в том, что она слишком много гуляет с другими мужчинами. Затем они вновь имитируют коитус.

В игре копіці [стог сена] также участвует ряженый «дед» и «баба». «Дед» назначает каждой из девушек парня, которого она должна поцеловать. Если девушка не согласится это сделать, она должна поцеловать соломенный фаллос «деда». Когда все перецелуются, дед «косит» палкой, и все падают, изображая стог сена. «Дед» и «бабка» ложаться на «стог» и имитируют половой акт. Другие игры – ніточки, скіпки [щепки], игра с ложкой основаны на том, что каждая из девушек должна поцеловать всех парней, или парень должен поцеловать всех девушек.

Эротические варианты игр при покойнике имеют прямые аналоги со слав. святочными и масленичными обходами ряженых, направленными на увеличение плодородия.

К играм состязательного типа относятся различные соревнования в ловкости и силе. Игра лопатки заключается в том, что один из участников посиделок, выбранный «господином», сажает на стул парня или девушку, закрывает им глаза, а в это время кто-нибудь из присутствующих бьет сидящего по ноге деревянной лопаткой. «Господин» отпускает сидящего и предлагает угадать, кто его ударил. Если тот угадает, ударивший занимает его место на стуле, если нет, то его будут бить до тех пор, — пока он не угадает. По этому же принципу строится игра вiуса йстi [есть овес]:

Один из участников игры засовывает голову в шапку, которую держат перед ним, а кто-нибудь в это время бьет его по спине. Он должен угадать, кто его ударил, в противном случае он продолжает «есть овес», пока не угадает.

Состязательные игры при покойнике, вероятно, восходят к тризне — др.-русскому похоронному обряду, обязательной составной частью которого наряду с пиршеством, были ритуальные состязания.

Богатырев П. Г. Игры в похоронных обрядах Закарпатья // СЭРТК:484-508;

Кузеля 3. Посижiне i забави при мерцш в українськiм похороннiм обрядї // ЗНТШ 1914/121: 173-224; ЕЗ 1912/31-32:210;

Грушевська К. 3 примiтивної культури. Київ, 1924:107— 108; ЗНТШ 1915/122:111-136;

КА. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н.И.Толстого. Т. 2. М., 1999, с. 386-388

Поиск

Журнал Родноверие