Велесов камень — культовый камень, лежащий в лесу, близ деревни Веледниково, Истринского района Московской области.

Об этом камне кратко упоминает И. Д. Маланин в своей работе — «Материалы разведки Синих камней Подмосковья в 2003 году»:

«Поэтому не исключено, что на Синем камне около деревни Следово было изображение какого-то следа, и он подобно Синему камню — идолу языческого бога Велеса — возле деревни Веледниково, на границе Истринского и Красногорского районов Московской области»

Идти до камня совсем не далеко. Он лежит рядом с заросшей дорогой, в заболотине.

Камень имеет вытянутую (по направляющей запад – восток) форму. Явно рукотворная, и достаточно глубокая чаша на камне — напоминает по форме глаз, если смотреть на мегалит с определенного ракурса. Вероятно, это и есть то самое изображение «следа», о котором упоминает И. Д. Маланин. Интересна также выемка, расположенная рядом с округлой большой чашей. Создается впечатление, что это еще одна чаша, которую пытались выдолбить на камне. Но, видимо, что-то помешало закончить работу.

Камень Велеса – камень чашечник, лежащий неподалеку от села Веледниково. То, что камень в древности относили именно к Велесу, говорит и само название места, рядом с которым он находится. Что сразу привлекает внимание, так это вид самого камня и больших размеров округла чаша, в точности напоминающие пейзажи Чертова городища Калужской области. Одна из чаш явно искусственного происхождения, а другая, поменьше, скорее всего, естественная, но с небольшими доработками человека. Также на поверхности валуна имеются сколы в виде то -ли бороздок, то -ли чешуек.

Камень сам размером приблизительно 3×1,5 м (видимая часть), находится в лесном массиве между деревнями Веледниково и Новинки, рядом с заросшей дорогой. Интересно то, что своей широкой стороной он ориентирован практически по линии Восток-Запад.

Расположенное в 2,5 км. на ЮЮЗ — *городище Дятлова Поляна – памятник археологии, также укрепляет в мысли, что камень – не просто остаток ледниковой морены. Вполне возможно, что жители данного городища ходили на Велесов камень для совершения ритуальных обрядов. В самой деревне Веледниково также известен памятник археологии — **славянское селище Веледниково, периода позднего средневековья.

И. Д. Маланин причисляет камень у д. Веледниково к «Синим камням» — название мегалитов, широко распространенное на русской равнине. Большинство исследователей связывают «Синие камни» с загробным миром, точкой перехода из мира людей в потусторонний мир и с богом Велесом — Волосом. Часто на подобных сакральных камнях встречаются «чаши» или «следы» – естественные или искусственные углубления, в которых собиралась вода, считавшаяся целебной. Лес, где лежит камень, был некогда сильно заболочен – еще один из признаков культового места (существовавшего, возможно, уже в период раннего железного века, во времена заселения бассейна р. Москва и ее притоков племенами Дьяковской культуры, и позднее — функционировало как древнеславянское святилище).

Трудно представить истинные размеры камня и его вес, заставивший всю эту махину практически сравняться с уровнем земли, погрузившись в болотистую почву под собственным весом.

2

3

4

5

6

7

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы «Русская Традиция» от 03.10.2009

[видео]

Алексей Блинов (Бахарь) — Магическая символика. Введение

Лекция школы «Русская Традиция» от 15.10.2009

[видео]

Алексей Почерников — Реконструктивная этнография

Поиск

Журнал Родноверие