Что мы знаем о камнях? Первое, что приходит в голову – строительный материал, сырье для скульпторов, талисманчики-амулетики и, конечно же, древние святилища. Вот как раз о последнем и будем говорить, о священных камнях славян в целом, а потом пройдемся по камням Тульской области.

Знаете, из всех вопросов, которые звучат в моей голове, самый частый – «почему?». Почему что-то происходит так, а не иначе? Почему люди почитали камень?

Сакральные камни, древние святилища и обсерватории… Я никогда не приходила мимо публикаций, затрагивающих данную тему. А тут недавно прочла замечательную книгу – «Мегалиты русской равнины» автор Антон Платонов. Его труд привел мои мысли в порядок, что-то подтвердил, что-то объяснил, и конечно, поведал много всего нового.

Но самое главное, я получила ответ на свои «почему?». Если и вас интересует эта тема, то все же рекомендую книгу к прочтению. А в рамках этой статьи я чуточку перескажу, чтобы и вам стало понятно, почему люди поклонялись камням.

21

Почему камни почитаемы?

Ответ кроется в нашей истории, в ушедших в Лету верованиях, мелькает тонкой ниточкой в фольклоре (заговорах, сказках, приметах и поговорках), причем не только восточных славян.

Чтобы понять, почему камень занимает одно из ключевых мест в верованиях древних людей, стоит учесть то, что он, прежде всего, является частью чего-то большего, некой системы, храма, в конце концов.

Храм людей прошлого – это не обязательно здание, не обязательно какая-то постройка, это могло быть определенное место, имеющее определенное значение в жизни людей. Святилище могло быть большим, как Кромлех, к примеру, или совсем маленьким (деревенское капище), но камень там присутствовал почти всегда. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, нужно понять, что такое храм для язычника.

Любое святилище – это особая структура, повторяющая структуру всего Мира, его пространство и момент сотворения. Соответственно, центр храма символизирует центр Мира, и в этом центре стоит Камень (или Дерево, а часто и то и другое). И снова «почему?». Почему именно камень?

Все станет на свои места, если мы обратим внимание на связь камня с магией, плодородием и смертью. Магия. Рождение. Смерть. Это те свойства, те элементы, за которыми всегда стоит божество. А если связать их вместе, то не просто рядовой божок, а один из творцов всего Мироздания – скандинавский Один, славянский Велес.

Мы и по сей день верим в то, что мир сотворен высшей силой – Богом. Наши предки считали так же: все живое и сущее сотворил Бог (или группа Богов). Так вот, твердь земная была сотворена из горсти песка или земли, комка глины или же… камня, поднятого со дна Первоначального Океана. Отпечаток руки Бога остался на том камне и по сей день, а, следовательно, и на всех камнях. Так считали наши предки.

Камень в фольклоре

Раз уж я начала издалека, аж с самого сотворения мира, и вскользь упомянула про фольклор, то стоит к нему вернуться. Отметить некоторые моменты, где мы с вами встречаем камень.

Заговоры

Да-да, это именно то, о чем вы подумали – магические заговоры. Уж не знаю, насколько велика их сила, но с точки зрения этнографии – они ценнейший источник информации. И в этом источнике мы нередко встречаем камень, который иногда называется — Алатырь. Отрывок из приворотного заговора:

...А взываю я к белому камню Алатырю.

Лежит камень посередь воды,
Лежит века и не знает беды...

Сказки

Просто вспомните, в скольких сказках встречается Камень.

Иван Царевич видит на перекрестке камень с надписью: «Налево пойдешь…» и так далее;

Вход во всякие страшные места (жилища Кощея и Бабы Яги) закрывает большой валун.

А как же Экскалибур? Легендарный меч был заточен в камень.

Белорусская поговорка «Что из земли, то от Бога»;

И так далее.

Основные типы священных камней

Камни-чашечники. Камни, имеющие небольшие (несколько сантиметров в диаметре) углубления. Некоторые исследователи считают, что такие камни имеют отношение к культу предков и Нижнему миру.

Использовались как жертвенники и являлись частью святилищ.

Камни с изображениями. Весьма почитаемы были камни с изображениями (рисунками, следами, так называемые «следовики»).

Идолы. Это камни, которым искусственно придавалась некая особая форма (форма креста, к примеру).

Менгиры. Это высокие (от 1 до 9 метров в среднем) столбообразные камни. Бытует мнение, что такими камнями обозначались Места силы.

Круги и лабиринты. Целая система камней, распложенных особым образом. Древние считали, что при помощи определенного расположения камней можно «стягивать» силы природы в одном месте.

Астрономические сооружения. Помимо своих мистических свойств обладали еще одним – привязкой к астрономии. Благодаря таким сооружениям древние люди следили за небесными светилами, предсказывали затмения и дни солнцестояния. Ярким примером такого сооружения является Стоунхендж.

Древние мегалиты России: священные камни Тульской области

При упоминании того же Стоунхенджа многие восхищаются, мол, фантастическое и загадочное сооружение (я, кстати, в их числе). Но мало кто задумывается о том, что частичка загадочного и фантастического (масштабы только разные) есть и совсем рядом. У нас в Тульской области точно так же есть священные камни, которым поклонялись люди, приносили им жертвы. К сожалению, некоторые из таких камней утеряны. Помимо всего прочего, есть не просто менгиры, есть целые системы. Но давайте быстренько по ним пробежимся.

Конь-камень

Один из самых знаменитых камней нашей области. Расположен недалеко от села Козье на берегу Красивой Мечи.

Цыган-камень (Цыганский камень)

Находится на Куликовом поле, недалеко от красного холма. Куликово поле в этом плане благодатное место для исследований.

Епифанский камень

Назван так из-за того, что находится близ Епифани. Представляет собой классический менгир.

В Богородицком парке есть особые камни.

Небезызвестные Баши (Баш и Башиха). Ныне утеряны.

Пятницкий камень (Долбинский камень)

В селе Долбино (древнее название Темная Пятница) Белёвского района Тульской области, под крутой горой в реке Вырке лежит камень, известный среди жителей этого села как "растущий".

В легенде, бытующей среди жителей Долбино, говорится, что в древности к камню приходила Параскева Пятница и на камне остался след от ее левой ноги, а вскоре по реке приплыла к камню ее икона. На

Руси было поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины.

22

Камни-следовики известны во многих районах славянского мира. Все они обычно связаны с культом Богородицы. Здесь исключение можно объяснить тем, что камень лежит непосредственно в русле реки, а значит, связан с поклонением воде, реке, с языческой богиней земных вод Мокошью. Параскева Пятница, как известно, при христианизации приняла на себя все функции этой языческой богини.

Известен Долбинский камень еще как растущий, т.е. по преданию он все время растет, увеличиваясь в размерах. Аналогичных "растущих" камней много, все они культовые. Однако камень совсем не растет.

Здесь очевидная связь с ростом растений, их вегетативной силой, т.е. поклонение этому камню было в первые дни мая, когда язычники поклонялись первым росткам нового урожая, и молились о будущем урожае, прося своих богов даровать влагу на поля. Святая Параскева признавалась нашими предками как покровительница и охранительница полей и скота, подательница урожая. Раннехристианский культ Параскевы Пятницы слился со славянским культом женских духов воды и растительности — русалок.

Русалки у древних славян — это особые женские духи водной стихии: рек, озер, прудов, родников, колодцев, а также растительности: деревьев, трав, цветов, хлебов.

В подтверждение этому существует еще одна легенда в с.Долбино. Над камнем, на высоком обрывистом берегу, стояло в древности огромное дерево, росшее корнями вверх, и этому дереву поклонялись.

Этнографами зафиксированы похожие легенды, и они связаны с идеей мирового дерева как вегетативной силы растений. Дерево, растущее корнями вверх, вероятнее всего означало то, что оно всей своей мощью должно было собирать небесную влагу — дождь и посылать ее на поля.

Подобные легенды присущи многим народам Европы и Малой Азии и связаны они с мировым "древом жизни". Дерево это представляет собой женское божество хтонического характера и олицетворяет собой жизнь вообще и плодородие в частности. Как в религии греков, Гея олицетворяет земную почву с растительностью или как у финикиян и вообще в Ханаане Ашера, или Астарта — богиня плодородия.

Поклонение камням было связано с идеей посылки небесной влаги на землю, с этими целями поклонялись рекам, озерам, источникам в определенные дни во время всего вегетативного периода роста растений.

Путешествие по священным камням

В октябре прошлого года, меня потянуло прокатиться по камушкам в тульской области. Бывшие священные капища, жертвенники и астрономические обсерватории. К этим камням много сотен лет приходили и поклонялись люди, но тропа не зарастает и до сих пор. Все эти камни объединяет одно, все они мегалиты.

Мегалиты это — (от греч. — большой камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или известкового раствора. В некоторых случаях, это отдельно стоящий камень — Менгер.

Так вот, в тульской области таких мест с камнями как минимум семь: у села Краснохолмского два места, у села Козье, Красногорское, Белоозеро, Сабуров Хутор и Монастырщино по одному. Поздняя осень внесла свои корректировки и что бы осмотреть все семь мест, Куликово поле и Араповскую пещеру нам потребовалось три выходных дня.

Первый камушек около села Краснохолсмкое. Сворачиваем с трассы "Дон" по полевой дорожке, потом еще один поворот на грунтовую еле заметную просеку в поле.

По сторонам открываются живописные виды русской равнины. Как же было бы красиво, светив бы сейчас солнце!

Проезжаем небольшой спуск и подъем. АТшка мылиться и ехать в горку по размокшему грунту не хочет....

"Краснохолмское святилище расположено неподалеку от истоков р. Непрядва в глубокой балке, почти полностью заросшей дубами. Находящиеся в балке камни почитаемы до сих пор; о них прекрасно знают жители всех окрестных деревень, что, вероятно, свидетельствует о высоком «статусе» святилища в прошлом"

23

Данный камень имеет в плане приблизительно прямоугольную форму (3,65×3,00 м) и возвышается над дневной поверхностью примерно на метр. Длинные боковые грани камня ориентированы меридионально. Масса камня превышает, предположительно, два десятка тонн.

По оси камня проходит широкая и достаточно глубокая в центральной части ложбина, завершающаяся стоком в круглую, правильной формы «чашу» диаметром 36 см. Из чаши до поверхности земли ведет глубоко врезанный в камень и расширяющийся книзу слив общей длиной около полуметра. В целом вся система ложбины, «чаши» и слива вытянута вдоль одной линии, причем ось системы ориентирована строго по линии север — юг.

Еще на камне я обнаружил круглые отверстия, похожие на те которые есть в Калужской обл. на Чертовом городище.

Полюбовались камушком и дальше в путь. Проехав по мосту через трассу "Дон" и проехав, Краснохолмское, попали на полевые дороги. Да такого качества, что по ним можно ехать 70 км/ч. А вокруг редкие посадки березок, окрашенные в цвета осени. Красота!

Немного поколесили по полям, нашли нужный овраг с камушками. Честно сказать впечатлили они мало. Если не знать что это, то кажется просто кучей огромных камней сваленных в хаотичном порядке. Фотографировать их вовсе неудобно.

24
Долина реки Красивая Меча

Наспотыкавшись в овраге и так ни чего не разобрав поехали далее, к селу Козье рядом с которым стоит самый знаменитый мегалит — Конь Камень.

Около Ефремова на несколько минут вышло солнце. Немного посветив, оно скрылось за свинцовыми тучами и больше не показывалось...

Красивая Меча. Река в Тульской области. Ооочень красивая река. Не зря называется она Красивая!

Сворачиваем с дороги на черноземную грунтовку, и едем значит дальше. И вдруг перед нами открывается зеленое озеро!!!

Шутка, это озимые взошли на полях. Но чувство такое, что вот наступи и утонешь в зелени. Проехав еще немного, и поднявшись в довольно крутую горку, мы на месте, вот он Конь-Камень: центр Вселенной!

На высоком крутом берегу реки (перепад высот составляет здесь более 70 метров) на трех каменных опорах установлен огромный — более 20 тонн весом — камень, который в народе и зовется «Каменным Конем». Существует много легенд о Конь Камне.

25

Одни ученые утверждают, что он естественного происхождения и остался здесь с ледникового периода. Конь-Камень стоит на трех других валунах, как на ногах. Рядом разбросаны другие валуны.

Другие ученые уверены, что это древний компас. Канавка указывает точку восхода солнца в день зимнего солнцестояния. Вот рисунок из книги Антона Платова "Мегалиты Русской равнины".

Конь-камень

Конь-Камень — причудливое нагромождение глыб кварцитовидного песчаника из аптского яруса на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Вес камня более 20 тонн. Конь-Камень стоит на трёх других валунах как на ногах. Он напоминает по форме конскую голову (или, по другому мнению, тело). Его окружают другие валуны. Канавка треугольного сечения в Конь-камне, возможно, естественного происхождения, а возможно, вытесана субгоризонтально в верхней грани камня и ориентирована на точку горизонта, лежащую за Красивой Мечей, в направлении на юго-восток.

Приблизительно в километре от Конь-Камня в лесном овраге находится предположительно каменный жертвенник с плитой, служившей алтарем и углублением для жертвенной чаши.

Конь-Камень, по словам старожилов окрестных сел, являлся культовым объектом вплоть до середины XX века. Раз в год совершалось обрядовое опахивание вокруг мегалита, чтобы предотвратить падёж скота. Также среди местных жителей бытует мнение, что посидев на этом камне мужчины увеличивают мужскую силу, а у женщин возрастает способность к деторождению.

Упоминание

Первое известное упоминание памятника относится к концу XV века: о нём говорится в описании путешествия в Кафу русского посла А. Голохвастова в 1499 году («Клалися в судно на Мече у Каменнаго коня»).

«И гнали Мамаево войско русские полки до самой до Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той одни ордынцы пали, другие в реке утонули. А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь»,

— так гласит легенда

По одной из легенд, камень установили в честь победы русских войск над монгло-татарами.

«И гнали Мамаево войско русские полки до самой до Мечи, и рубили неверных без милости. И в погоне той одни ордынцы пали, другие в реке утонули. А те, которые достигли берега, от страха застыли, превратились в камень и навечно остались здесь»

Над Красивой мечей около Конь Камня была у нас и трапеза, а потом, поставив телевик поснимали окрестности.

После нас ждало заключительное место. Склон оврага в долине Красивой Мечи около деревни Красногорское. До революции деревня носила название Ведьмено, не случайно наверное. По дороге от Конь Камня нас настала какая то аномалия. Поднялся сильнейший ветер, ливень вперемешку с градом обрушился на нас. Но через 10 минут такого "душа" все стихло. Скажу стразу, что это место стоит посетить всем любителям пейзажа и природы! Место настолько потрясающие по красоте!!! К сожалению нам с погодкой не повезло...

Вторая поездка в тульскую область была через неделю 29 октября. В этот раз было намечено куча точек. Помимо оставшихся трех мегалитов посмотреть Куликово поле и Араповскую пещеру.

Первым делом мимо Куликова поля к Цыганскому камню. С первого раза нашли еле заметную дорогу в поле в нужную сторону. Едем вдоль балки Курца, внизу лежат большие камни, но это не те, наш чуть дальше. Находим, паркуемся, спускаемся.

Цыганский камень. Жители окрестных деревень говорят, что когда-то у камня стоял цыганский табор и от них камень получил свое название.

26

Потом мы поехали смотреть Куликово поле и Прощеный колодец. Пытались найти балку Рыбий Верх, но безрезультатно. Правда удалась найти подземную реку. Второй день так же подходил к концу. По пути домой заехали на следующий мегалит около деревни Белоозеро. В окрестностях села в поле стоит одинокий камень — Менгир. Кто его поставил и зачем тоже не известно. Ученые говорят о астрономическом применение камня, местные же говорят что лет десять назад тракторист на спор поставил камень вертикально. Удалой колхозник выиграл в споре бутылку и отправился наслаждаться жизнью. Другая часть местных утверждала, что один колхозник пытался выдрать камень из земли для фундамента, но что-то у него там не получилось и камень остался стоять. Так это или не так я не знаю, но вот то что кто-то пытался выдрать камень на фундамент это явный бред.

27

На улице уже начинало темнеть, и мы отправились в Араповскую пещеру. Но фотографии и рассказ о Куликовом поле и пещере будет чуть позже. А в продолжении первый ноябрьский выходной 4 число и мы снова едем за мегалитами.

Осталось посмотреть на последний, который находиться в балке Рыбий Верх, которую мы так и не нашли неделю назад.

В Епифане выглянуло солнце, тут я решил все же остановиться и сфотографировать Собор Николая Чудотворца построенного ориентировочно в 1810-1850 гг.

Проезжаем Монастырщино без остановки, вот она балка Рыбий Вверх.

На противоположной стороне балки искусственный пруд, видимо разводят рыбу для платной рыбалки.

А вот и сам камушек. Ученые говорят об очередном доисторическом компасе, а легенда гласит так: в лощине Рыбная, где находиться три камня, возле которых был обнаружен раненый Дмитрий Донской после Куликовской битвы. Также по приданию раненый Дмитрий Донской опирался на камни рукой и ногой. С тех пор на камнях остались следы его конечностей невиданных размеров. Честно сказать вокруг камней были большие заросли травы, и как я их не разгребал отпечатки так и не увидел.

28

Монастырщинская плита

Заезжаем в Епифань, посетив там музей, находящийся в бывшей лавке купца (не раскрываю его имени – это ответ на виртуальный вопрос тайника «Куликово поле»). Второй шаг тайника в селе Монастырщино. Там же и музей Куликовской битвы.

Имеющиеся у нас описания местонахождения плиты скудны: «…в овраге, неподалеку от с. Монастырщино близ впадения Непрядвы в Дон». Опросив местных жителей, выяснили примерное местоположение нужного оврага, но узнали также, что «вы туда без проводника не проедете – нужно знать точную дорогу»

Полноприводному автомобилю дороги не нужны, а настоящему геокешеру проводник только помеха!

Через полтора часа мы нашли то, что искали. На склоне в результате древнего оползня образовалась площадка. На ней и стоит каменная плита. Причислить ее к менгирам не позволяет малая высота – всего 80 сантиметров при длине 3 метра. Зато камень интересен тем, что имеет форму равнобедренного треугольника, а его отшлифованная сторона идеально сориентирована на запад. По камню, независимо от эпохи, можно с абсолютной точностью определять дни осеннего и весеннего равноденствий.

А еще нас поразил гигантский валун, находящийся в десятке метров от плиты. Он более 2 метров в высоту, метров 6–7 в длину и около 2 метров в ширину! По форме напоминает голову какого-то животного, обращенную на запад. В районе «носа» и «глаза» видны то ли естественные, то ли искусственные углубления. Мы долго гадали, кто это – конь, динозавр или какой-то другой зверь.

По следам скифов

По прямой это не более 12 километров от Конь-камня. Всего через 20 минут (5 минут мы любовались порогами в месте, где дорога пересекает Красивую Мечу) мы были в 300 метрах от городища. Но тут с запада начала приближаться гроза, и вопрос с организацией лагеря принял насущный характер. Окружающая городище местность совсем не плоская – вокруг крутые высокие берега Красивой Мечи, рядом глубокий овраг. Когда мы в очередной раз съезжали по его склонам вниз или забирались наверх, всегда замирали. К счастью, все обошлось. Мы подобрались как можно ближе к воде, поставили палатки, и тут небо разверзлось.

С утра продолжили исследования. Вал, окружающий городище упирается одним концом в реку, другим – в овраг, по дну которого мы ехали. Выходы известняка и песчаника на его склонах создают впечатление, что находишься в Крыму, а не в Тульской области. Готовясь к поездке, я так и не смог найти ничего внятного относительно городища – только то, что относится оно к первому тысячелетию нашей эры и что жители его были скифами или сарматами. И что неожиданно появлялись они или скрывались от врагов в протяженных подземных ходах, чем всегда сильно озадачивали неприятеля.

К сожалению, на Ишутинском городище, любуясь сказочными пейзажами, я потерял свой GPS-навигатор Garmin GPSmap 60CS, поэтому прошу прощение за отсутствие в материале точных координат стоянок и достопримечательностей.

Ишутинское городище

Южнее села Шилово, и совсем неподалеку от деревни Ишутино (Ефремовский район), на реке Красивая Меча, расположено Ишутинское городище.

29

Река протекает по каменистому руслу, дно ее и берега – из белого известняка. Река холодная и довольно быстрая, раньше ее называли иногда «Быстрая Меча». И вот в этом месте высокий правый берег реки разрезан оврагами и балками на несколько частей, которые возвышаются над равниной, как утесы. Среди них выделяется один, расположенный как раз над Ишутинским порогом. Неудивительно, что именно это высокое место было выбрано для укреплённого города. Едва ли он вмещал, судя по площади утеса, больше 200-250 жителей. Вероятно, это было такая крепость, где можно держать оборону в случае опасности. С трех сторон обрывы, и только с одной стороны можно было войти в укрепление. Но жители построили там сильные оборонительные укрепления — до сих пор можно различить остатки вала.

Каких-то достоверных данных по городищу нет, да и название дано по ближайшей деревне.

Какого роду-племени были эти жители — история умалчивает. То ли скифы, то ли сарматы. Доподлинно известен факт: сколько раз враги ни пытались захватить Ишутинское городище, им эта затея не удавалась. Напав на город-крепость, они просто-напросто никого не находили. Все жители куда-то странным образом испарялись. Не могли басурманы додуматься, что причиной этому были подземные ходы, выходы которых вели далеко за пределы поселения. Есть также версия, что жители прятались в потаенную пещеру, но как ни старались поколения искателей, никаких следов пещеры или подземного хода найти пока не удалось.

Как доехать:

Городище находится в Тульской области, от Москвы 350 км.

На автомобиле:

По трассе М4 до Ефремова, поворот налево на Благодать (Трасса Р-126). Проезжая по трассе ровно на севере от городища сверните направо на одну из лесных дорог (там их три штуки). Двигайтесь прямо на юг. Почти перед городищем будет развилка, налево дорога — подъезд на вершину городища, направо (более накатанная) извилистый и длинный спуск в низину. Дорога доступна любому транспорту практически в любую погоду.

Общественным транспортом: Москва — Ефремов поездом (поездов достаточно много). Ефремов — Шилово пригородный автобус.

Координаты: N 53° 9.079', E 38° 29.102'

Синь-Камень в с.Николо-Гастунь

Объект находится примерно в одном километре от северной окраины села Николо-Гастунь. Валун серого, местами коричневого цвета и весом около 3 тонн. По результатам предварительного археологического обследования, здесь находилось древнее Славянское селище XI-XII веков.

30

Примерно в одном километре от северной окраины села Николо-Гастунь, в лесу, лежал гранитный валун серого, местами коричневого цвета и весом около трех тонн. Среди местных жителей он известен как Синий камень. Такое название он, предположительно, получил не за свой цвет, а за свое культовое предназначение. На церковно-славянском языке «синец» — «бес», что буквально означает бесовский камень. Здесь не обошлось без влияния христианской церкви, так как после христианизации все языческое становилось бесовским. Косвенно это подтверждает легенда, в которой говорится, что под этим камнем разбойник Жаба закопал свои драгоценности и нашедшему их грозят всевозможные беды. В середине 2000-х годов, камень был похищен неизвестными.

В полутора километрах от камня, на противоположном конце села, в период христианизации была обретена чудотворная икона Святителя Николая, византийского письма, в честь которой был поставлен вначале деревянный, а затем каменный храм. Здесь необходимо отметить такой факт, что около «синих» камней христианские храмы по каким-то причинам не ставились. Таким образом, в селе Гастуни удивительным образом встретились два антипода: языческий Синий камень, творящий по народным преданиям чудеса, и христианская святыня, также известная своим умением творить чудеса.

Сныховский Камень

Cныховский валун представляет собой гранитный камень светло-серого цвета моренного происхождения. Форма его яйцевидно-овальная, основание плоское. Длина камня составляет — 120 см, высота — 56 см, ширина по основанию 70 см. Широкие боковые поверхности его сильно уплощены. На одной из них фиксируется композиция из трех фигур. Аналогичных камней на территории России до сих пор найдено не было.

31

Предыстория находки Сныховского камня такова: в 1996 году белевский краевед И.И.Некрасов обратился к сыну священника Троицкой церкви с.Сныхово Н.М.Никольского — Федору Николаевичу с просьбой поделиться воспоминаниями о своем отце, литераторе, краеведе, публицисте начала XX века, знатоке древностей местного края. Детство Ф.Н. Никольского прошло в 1910-20х г.г. в с.Сныхово и его окрестностях, впоследствии он жил в Москве. Отвечая на письмо краеведа, он упомянул о лежавшем на южной окраине села, на высоком берегу Оки, недалеко от часовни, гранитном валуне, который в начале 30-х годов после разрушения часовни воинствующими безбожниками был сброшен со своего места вниз, в Оку. Последовавшие за этим событием десятилетия советской истории не позволяли сельчанам вспоминать о камне. Предпринимались неоднократные попытки обнаружить камень, и только весной 2002 г. поиски увенчались успехом. Детским клубом "Вятич" (руководитель Барбашов Е.Р.) Белевского Дома детского творчества камень удалось найти в илу и с помощью лебедки, установленной на машине, поднять валун из р.Оки и поместить на вершине холма, примерно в том месте, где он лежал ранее.

Камень осмотрели тульские археологи из областного краеведческого музея: заведующий отделом археологии Екимов Юрий Георгиевич и научный сотрудник Зацаринный Сергей Валерьевич. По их мнению, изображения на камне были выбиты каменными орудиями в период неолита и датированы в предварительном плане III тыс. до н.э.

Городище «Городки» / Древнерусский город Корнике

Городище «Городки» и Комплекс памятников древне-русского времени у деревни Городище «Летописный город Корнике» расположен к югу и юго-западу от деревни Городище и занимает устьевую часть у реки Корничка. «Правый приток реки Шат». В настоящее время «Площадка», «Старое дворище» и селище уничтожено карьером. Остальные памятники образуют единую охранную зону протяженностью вдоль реки Шат 1,5 км. и шириной 0,75 км. Датировка: 1-я половина 1-го тысячелетия нашей эры; XVII-XVIII века. Охранная зона 112 га. Находится на территории Кукуйской сельской администрации.

Всего 9 памятников: 1.Городище «Старое дворище; 2.Городище «Городки»; 3-9.Селище I-VII у деревни Городище.

Неоднократно был обследовано в советский период и датировалось периодом позднего средневековья XVII-XVIIIвв.

Работы на памятнике в 1984, 1986 гг проводимые автором показали наличие слоев XII-XIV вв. В ходе работ выявлена топография памятника: две укрепленные площадки общей площадью около 2 га, 5 сельских поселений примыкающих к укреплениям, общей площадью 30 га и 2 небольших поселения расположенных на некотором удалении. Все памятники синхронны по времени и датируются XII-XIV вв.

Полученные данные позволяют говорить о данном комплексе, как о древнерусском городе с укрепленным детиницем и окольным городом.

В литературе XIX в. данное городище связывалось с летописным городом Корнике, упомянутом в «Списке русских городов дальних и ближних». М.Н.Тихомиров рассматривая «Список» отнес город Корнике к числу нелокализованных и выделил регион поиска, в который попадает данный памятник.

Топонимический анализ местности в данном регионе позволил выделить наиболее древние топонимы, которые тяготеют к нижнему течению реки Корнике. Здесь собраны и микротопонимы с искомым корнем.

Все топонимы находятся на территории самого памятника или на расстоянии 1-2 км от него.

Этимологический анализ названия показал, что оно относится к древнейшей топооснове «КОРЬ» и обозначает: место расчищенное под пашню, поселение.

Данные полученные на основании исторического, топонимическо-этимлогического и археологического анализа позволяют интерпретировать данный археологический комплекс с древнерусским летописным городом Корнике.

В 1989 году карьером значительно была разрушена территория памятника: срыта одна площадка городища и повреждена восточная часть неукрепленной части памятника. Охранными мероприятиями удалось остановить дальнейшее разрушение объекта и доследовать восточную поврежденную часть поселения. На территории 7 тыс. кв.м проведены геофизические исследования, выделившие территорию занятую постройками площадью около 3 тыс. кв.м. В результате удалось проследить топографию поселения состоящую из жилой зоны, где прослежены остатки двух усадеб и зоны хозяйственных построек. На 150 метровом удалении зафиксированы зоны сброса мусора.

Анализ вещевого материала показал наличие на памятнике слоев в основном XII — нач. XIII в., XIII-XIV вв.,XVI-XVIII вв.

Материал XII – нач. XIII вв. представлен предметами:

- ремесла (гончарное дело, металлообработка, косторезное дело, ткачество);
- охоты;
- рыболовства;
- импортом из Киева, Овруча, Византии, Греции;
- культуры (варган, писало);
- снаряжение всадника.

Ефремовские валуны

Ефремовские валуны находятся в 50 км на юго-восток от г.Ефремов Тульской области, возле села Козье. Камни расположены на доминирующей высоте и хорошо видны даже из космоса.

Объект выглядит как компактное скопление внушительных валунов на участке примерно 200 х 200 метров.

Как рассказал местный житель, геодезист по профессии и потому хорошо знающий этот район, нигде поблизости подобное скопление камней не встречается. Поскольку территория буквально усеяна валунами различной величины, этот участок не пашут, и он выглядит небольшим островком посреди обработанных полей Ефремовского района.

При ближайшем осмотре выявилась ещё одна необычная особенность — большинство камней имеют ровные, словно чем-то обработанные грани. Центральное место занимает плоский валун размером примерно 2х3 м. Валун имеет ровную, как бы спиленную грань, почти точно ориентированную по направлению Север-Юг.

Помимо камней с ровными гранями встречается много так называемых «чашечных» камней, которые во многих других местах считаются священными. Некоторые со сквозными отверстиями. Имеются также несколько отдельно стоящих камней напоминающих менгиры, а также валуны, собранные в небольшие кучи.

Преобладают камни необычной формы, а на одном из камней имеется отпечаток ископаемого существа.
Недалеко находится объект Конь-камень, о котором было известно еще в XV веке и с которым связано немало легенд и предположений у ученых и исследований.

Камни баш и башиха

Баш и Башиха.

С этими камнями, находившимися в Одоевском районе Тульской области (да-да, в Одоевском, хотя бытует мнение, что ныне та территория принадлежит Щекинскому району, я все же буду придерживаться версии официальной) связано больше всего легенд.

Аномальные зоны Тульской области

Итак:

Баш и Башиха (они же Баши) «находятся в селе Башеве, въ верстахъ 25 отъ Одоева и саженяхъ въ 50 отъ церкви, близъ дороги на пахотном поле. Место, где находятся эти камни, имеетъ довольно значительную возвышенность. Фигура этихъ камней обыкновенная, неправильно квадратная и небольшихъ размеров. Между собою они лежатъ параллельно на расстоянiи одинъ отъ другаго не более полтора аршинъ. Тамошнiе жители утверждаютъ, что Башъ и Башиха были люди, мужчина и женщина; по мненiю однихъ — мужъ и жена, другихъ — кумъ и кума, или Богъ и Божиха» (из книги Забылина «Русский народ. Его обычаи»).

История появления камней (точнее истории) на этом месте интересная. Но все они сводятся к тому, что камни в прошлом были людьми (поэтому, видимо, и называют их живыми). По одной версии…

Лучше сделаю выписку из книги И. П. Сахарова «Памятники Тульской губернии» за 1851 год (у меня об этих камнях написано на 39-ой странице).

Башъ и Башиха—два небольшихъ камня, въ роде надгробныхъ, находятся въ Одоевскомъ уезде близъ села Скобычева. Они, безъ всякихъ надписей, давно уже вросли въ землю.

Народное преданіе олицетворяетъ въ нихъ мужчину и женщину. Жили, говорятъ старые люди, когда-то на чужой земле мужъ съ женою, въ миру и согласьи. Мужа все звали Башемъ, а жену Башихой. Жили они долго и много, что и счета летамъ ихъ никто не помнилъ, состарелись старыми стариками и оба въ день преставились. Какъ переставились, такъ оба, не весь отъ чего, окаменели. Налетала буря съ непогодой, подхватили камни и перенесли на наше поле. А когда это было, ужъ никто изъ нашихъ стариковъ не помнітъ на своемъ веку. Съ той поры Башъ и Башиха здесь лежатъ, да и будутъ лежать до конца века.

Летъ за сто или более тому назадъ, говорили наши старики, одинъ баринъ вздумалъ себе: дай-ка подъ камнями вырою землю, да псмотрю: что тутъ такое? Нарядили мужиковъ съ лапатами, да съ заступами.

Пороютъ мужички днемъ землю, а ночью камни, сами собой, опять перейдутъ на то же место, да ужъ такъ крепко прилягутъ къ земле, что ни какая сила не оторветъ отъ земли. Недели съ три бились надъ

Башемъ и Башихой. Барину ужасъ, какъ хот лось доведаться, отъ чего такъ камни крепко стерегутъ землю? Видно, что нибудь у нихъ здесь зарыто.

Съ горя и досады баринъ бросилъ свою думу и велелъ мужикамъ идти по дворамъ. Что же после сделалось: въ одну ночь, не весть съ чего, всю землю, что вырыли мужики, невидимая сила перетаскала на прежнее место, да такъ, что и приметы не осталось, какъ будто и землю здесь никто не рылъ.

Вот такая вот легенда, мне она, кстати, больше всех нравится. По другой же легенде Баш и Башиха были татарскими князьями (точнее Баш князем, а Башиха его женой), жив на Руси, они вели, благочестивую жизнь, потом крестились и перешли в православную веру, а после смерти, эти камни приплыли по реке на их могилу, являющиеся как бы тенями их душ.

Легенда говорит, что сначала эти камни были на расстоянии, а потом начали приближаться друг к другу. Так они и стояли рядом, пока однажды один из камней (Башиха) отодвинулся(!). Люди рассказывали, что на нем появился след от сапога, будто-бы кто-то камень пнул (даже видны были гвозди подошвы). Местные сразу же нашли объяснение такому поведению камней, мол, Баш за что-то разгневался на свою жену, ну и… «отвесил ей пинка».

Еще есть одна легенда, на том же камне, были следы, будто-бы кто-то рубил его. И снова людям на ум пришло объяснение таким следам. Опять же виноват был Баш, мол, он свою жену (бедная женщина) шашкой полоснул. А по второй версии, это местный помещик хотел узнать породу камней и поэтому рубил их топором (или же, когда не получилось эти камни вынуть из земли, помещик, раздосадованный таким положением дел, начал их рубить, и рассказывают, будто бы в месте, куда падало лезвие топора, выступала кровь, как от ран).

В общем, видя такое странное поведение камней, жители села начали поклоняться им, и на фоне этого возникли новые легенды. И снова отрывок из книги М. Забылина:

«…замечаютъ и чудодейственную, благодетельную силу на техъ, которые къ нимъ прибегаютъ за помощiю, и потому въ летнее время, около Петрова дня, народъ стекается въ село толпами; сперва служатъ молебенъ Божiей Матери — Умиленiю, а потомъ ходятъ кланяться камнямъ, как бы на могилы усопшихъ родственниковъ.

После сего обряда у камней Вашей оставляют вещи, деньги, волну (шерсть), холстъ и прочее, что потомъ собираетъ ктиторъ (церковный староста), и это жертвованiе поступаетъ въ церковь…

…Рассказывали, что будто бы Баши многимъ въ сновиденияхъ открываютъ повеленiе искать ихъ помощи. Такъ, напримеръ, когда въ одномъ доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеленiе, — поклониться означеннымъ камнямъ, взять из-под нихъ земли; тогда овцы перестанутъ умирать, что по исполнению предписания оправдалось на деле.

Где берутъ землю, тамъ образовалось большая яма. Земля эта еще полезна для размножения скота и отъ порчи, по народному убежденiю. Осколки Башей почитаются врачевствомъ от зубной боли».
Но помимо, такой чудодейственной силы, живые камни Баши были достаточно мстительны и наказывали своих обидчиков. Бытует несколько легенд, связанных с этим.

Например, после того, как вышеозначенный помещик, рубил камни топором в селе начали умирать овцы и прочий скот, перестали плодоносить поля, жители бледнели и болели. Нетрудно догадаться, что молва это окрестила «местью Башей).

Так же рассказывают еще об одном помещике, который надругался над камнями (помочился на них и побил плетью). После этого, говорят, он ослеп, и ничего не помогало вернуть зрение, кроме вымаливания прощения у тех же самых Башей (впрочем, также говорят, что и это не помогло, и он до конца дней остался слепым). По второй версии, это был не помещик, а пьяный мужик, у которого после неуважительного обращения с камнями отнялись руки и ноги, но после того, как он попросил прощения, здоровье вернулось.

Одним словом, люди уважали, боялись и обращались за помощью к камням, как святым. Даже на поле место, где они стояли, старались лишний раз не тревожить.

Теперь о грустном: от Баша и Башихи, не осталось ничего, кроме памяти и этих легенд. Говорят, в советское время, камни свалили в овраг (по другой версии, один из них свалили в овраг, куда делся второй не известно) и там они были погребены под слоем грунта при обрушении подмытого водой речного берега.

Что касается места, где покоятся эти камни, рассказывают, будто бы некоторые местные старожилы еще могут его показать. Но…скоро и этих людей не останется.

Тайна алексинских камней

32

В 1999 году на территории близ деревни Соломасово Алексинского района Тульской области проводились работы разведывательных археологических экспедиций. Под руководством ведущего научного сотрудника Института истории материальной культуры Российской Академии наук — доктора исторических наук Анисюткина Николая Кузьмича.

Важным открытием явилось обнаружение древней стоянки палеолитического периода. По мнению ученого, данное открытие является уникальным для европейской части России. Это самый северный памятник в Восточной Европе.

Кремниевые орудия труда древнего человека, собранные алексинским краеведом Сергеем Зверевым, были отнесены ученым к периоду среднего палеолита и определен их возраст – 150-200 тысяч лет тому назад. Главной загадкой этих артефактов являются изображения на них.

Материалы этой необычной коллекции, представлены в альбоме «Тайна Алексинских камней». Сергей Зверев считает, что собранный им археологический материал идет в разрез с современной наукой. В течение четырех лет он предлагал для изучения образцы многим специалистам и только потом высказал смелые предположения.

По мнению Зверева: на древней Земле обитал Человек Разумный, удивительные знания которого, можно объяснить лишь вмешательством инопланетного разума. А изображения на артефактах таят в себе галактические послания.

Что удивительно, сами камни легко комплектуются в группы по содержанию изображений. Это изображения живых существ, различных предметов, знаков, символов, сооружений, а так же изображения, насыщенные космической символикой. Возможно это пиктографическое письмо.

Источник материалов и фото

Команда Кочующие.

В тексте использовался текст и картинка из книги А.Платова "Мегалиты русской равнины".

Мегалиты и почитаемые камни Центральной России.

Священные камни Тульской области.

Поиск

Журнал Родноверие