Кто и для чего создал комплекс валунов в Варнавинском районе – это пока остается тайной.

То, что участники ветлужской археологической экспедиции (ВАЭ) обнаружили в 2012 году в варнавинских лесах, пока не укладывается ни в какие рамки. Комплекс тяжелых разноцветных камней явно был сакральным объектом для какого-то народа… Но для какого? Кто собрал, применив недюжинную силу, эти валуны в одно место и расположил их в особом порядке, точно по географическим координатам? И, главное – для чего? Чтобы приносить жертвы неведомым богам, поклоняться здесь духам умерших предков или путешествовать по иным измерениям, используя каменный комплекс как портал?

Случайность

Открытие было сделано случайно. Осенью 2012 года археологи «прочесывали» берега реки Лапшанги и прилегающую к ней территорию на предмет обнаружения остатков древних поселений – в общем, проводили обычную разведку. Исследователи поветлужья могли пройти мимо, но вдруг взгляд одного из участников ВАЭ — Дмитрия Карабельникова — упал на заросший мхом и травой камень. Ну, казалось бы, камень и камень… Но подозрительно прямоугольным он выглядел. Неужели природа так его «обтесала»?

Рядом с ним из травы выглядывали и другие валуны, расположенные в относительно правильном порядке, — рассказывает Дмитрий Карабельников. – Мы тут же решили остановиться на этом месте и изучить его

И решение было верным. Расчистив как следует площадку от растительности и упавших листьев, археологи обнаружили на ней пять камней: четыре вытянулись цепочкой с севера на юг, один – самый большой – расположен точно к востоку от середины этой цепочки. Уже это позволяет сомневаться в чисто природном происхождении комплекса (хотя сотни тысяч лет назад здесь было движение ледника, поэтому разных камешков осталось много, и расположение их порой весьма причудливо).

Сверху самый большой валун довольно плоский и имеет форму прямоугольника. Исследователи тут же окрестили его алтарем. Позже это загадочное место посетил сотрудник кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман и установил важный (можно даже сказать, поразительный) факт: стороны этого «алтаря» расположены точно по географическим координатам – так, что отклонения нет ни на градус! Стало быть, люди, которые устанавливали этот камень, или ориентировались по заходу и восходу Солнца в дни равноденствий (тогда светило оказывается точно на западе и точно на востоке), или могли безошибочно указать стороны света по звездам, соорудив каким-то образом астрономические приборы. Предположение, что создатели древнего комплекса пользовались чем-то вроде современного компаса, кажется маловероятным. Но еще менее вероятным кажется то, что камень сориентировался по сторонам света сам по себе, благодаря ледниковым смещениям.

Кстати

Камни данного комплекса отличаются друг от друга по цветовым оттенкам: некоторые валуны бурые, некоторые синеватые… Тот, что самый большой — серый с красным оттенком, почти посередине у него белая прожилка. Доцент кафедры физической географии НГПУ Борис Фридман сообщил нам, что структура камней также неоднородна: в основном это кварцетовидный песчаник, но попадается и такая порода, как шокшинский песчаник. Все это принесено в поветлужье ледником 250 тысяч лет тому назад.

Этот комплекс явно был создан людьми,

— уверен руководитель ВАЭ Евгений Четвертаков

В ходе детального изучения объекта были обнаружены три насыпи более мелких камней, которые как бы замыкают большие валуны в большой треугольник. В этих насыпях встречается и шлак – отходы более-менее древнего металлургического производства. Дмитрий Карабельников считает, что они могли быть… жертвенными. Его мысль проста: если приносили в жертву пищевые отходы (мясо ели, а рога и жилы – богам), то почему бы кузнецам-язычникам не делать то же самое по отношению к переплавленной руде?

Кто и зачем?..

К востоку от комплекса археологи нашли более конкретные артефакты: часть крышки котла, крюк, гвозди, пробой (металлический стержень с кольцом на конце). Все это было изготовлено и использовалось сравнительно поздно, в XVII-XIX веках. И все это с большой долей вероятности принадлежало марийцам. Именно эта народность до сих пор совершает жертвенные ритуалы, используя котлы и подвешивая их на крючья. Более того, –все это «железо», пришедшее в негодность, современные язычники выбрасывают строго на восток от ритуального места.

Похоже? Очень похоже. Но есть ряд нестыковок.

Во-первых, ни в расположенном рядом селе, ни в окрестных населенных пунктах марийцев нет. Допустим, они тут жили, да ушли 200 лет назад в результате более плотного заселения Варнавинского района русскими. Но если еще в XVII-XVIII веках эти места населяли марийцы, от них должны остаться характерные артефакты: черепки с соответствующим орнаментом, украшения и так далее. Ничего этого археологам обнаружить пока не удалось. «Железки» к востоку от валунов – сильный аргумент, но он пока единственный.

Во-вторых, данная народность использует в своих обрядах длинные и высокие деревянные столы, класть жертвенную еду (мясо и хлеб) на низкие камни – не просто неудобно, это не соответствует традициям. Можно, конечно, допустить, что поскольку в этой местности много «ледниковых» камней, местные язычники решили не утруждать себя созданием столов. А может, просто решили соригинальничать и раскладывать подарки богам на камнях? Но с такой же долей вероятности можно допустить, что это были не марийцы вообще.

Кто тогда?

Татары, мордва и русские этого делать не могли в силу иных религиозных обычаев. Загадочный народ меря, также населявший территорию нашей губернии, в позднее средневековье приказал долго жить. А остатки котла и того, с помощью чего он держался над костром, — все это использовалось явно в позапрошлом столетии. Таким образом, это были или представители какого-то своеобразного и неведомого доселе религиозного направления, канувшие в лету, или, все-таки, марийцы.

Но зачем им понадобилось расставлять большой камень – «алтарь» — точно по сторонам света? Отметим, что поднять любой из пяти валунов, составляющих комплекс, весьма непросто: это под силу только четырем-пяти очень сильным людям, и то с применением рычагов, а то и крупнорогатого скота. Стали бы марийцы напрягаться и расставлять эти камни в особом порядке, если религия этого не предписывает?

Вероятнее всего, представители этого народа стали совершать жертвенные ритуалы со своими котлами, но с «чужими» валунами – то есть они использовали каменное святилище, оборудованное кем-то ранее.

Но кем?

На этот вопрос тоже пока нет ответа, потому что более древние местные культуры (ананьинская, дьяковская и так далее) не оставили после себя ритуальных камней, расставленных и повернутых по географическим координатам. Значит, это была кучка людей, пришедших сюда издалека? Или, наоборот, некая коренная народность, следы которой мы только начали находить в глухих варнавинских лесах?

Исследователь поветлужья и марийской культуры Николай Морохин считает, что комплекс камней могли создать меряне – народность, упоминавшаяся в летописях, но исчезнувшая в средние века. Здесь надо уточнить, что некоторые ученые (в том числе и Николай Владимирович) относят мерян к марийцам, некоторые же выделяют их как самостоятельный этнос.

Невольно приходят на ум лабиринты и «истуканы» на ножках-валунах в Карелии, оставленные древней цивилизацией (то ли местными саамами, то ли еще кем-то). На юге страны хорошо всем известны дольмены – каменные «домики» без дверей и с единственным окошком. Истинное назначение всех этих объектов до сих пор не раскрыто: они могли быть жертвенными алтарями, кенотафами (символическими могилами без тел), предметами поклонения… Загадочен и каменный комплекс, найденный в Варнавинском районе. Только он не похож ни на дольмены, ни на северные лабиринты с «идолами». Судя по всему, с подобными объектами российская научная общественность сталкивается впервые.

Поиск

Журнал Родноверие