Скальные скиты и башни в народе часто называют «бабушками» или «дедушками». Все скалы, горы и холмы с этим названием систематически еще не перечислены, но до сих пор известно несколько десятков таких скал или так называемых уединенных столбов, высоты которых часто только оцениваются, и исследованы лишь некоторые из них. и исследовал более подробно. Самая высокая каменная башня — это, скорее всего, Игла в долине Верхней Савины, хотя та самая местность, где их можно было найти больше всего, т. е. Юлийские Альпы, наименее возделана. Еще одна такая местность – наш Динарский карст, где больше всего «столовых» отшельников. Третий тип остроконечных, иногда человекоподобных башен находится на крутых доломитовых склонах.

Появление скальных башен, выходов или одиночек довольно часто, так как связано с постоянным экзогенным понижением каменистой поверхности земли. Здесь, скорее всего, сработает обычная денудация и эрозия, за которыми следуют все механические и химические процессы на обнаженных породах и коррозия на карсте. Одиночные породы представляют собой более крупные или более мелкие остатки в основном более стойких или твердых пород, которые как-то «болтали» из-за сильного опускания поверхности. Даже то, что мы видим сегодня, — лишь один из этапов этого развития. Механические процессы мороза, инсоляции, гравитации и промывки рано или поздно разрушат их.

Скалистые бабушки и дедушки

Скалистые бабушки и дедушки в основном носят старинные мифологические имена, часто связанные с местными легендами. Интересно, что они встречаются преимущественно в доломитовых поясах, но больше всего их известно в Посавье на склонах крутоврезанных долин. Популярное объяснение окаменения — это Божье наказание за совершенный грех, нарушенное обещание, оскорбление, лжесвидетельство, неверность, ненависть, планирование убийства или результат действия злого духа. Нередко бабушек и дедушек окаменевали за то, что они проклинали солнце или за другие грехи, например Полянская Баба, потому что она не хотела спасать несчастную гончую, на которую на охоте напал дикий зверь. Над рекой Бистрицей, чуть ниже Пильштейна, стоит проклятая в камне айдовская женщина с ребенком, потому что она прокляла Солнце из-за жары. Из-за жары проклинали и окаменевших свадебных гостей пруда, но в сказке не Солнце, а Бога. В данном случае речь идет скорее о живописной стене Великой Горы, нежели о затворниках; но то же имя и, вероятно, та же самая сказка у Окаменевших Братьев у реки Мидии между Излаком и Локом в Загорье. Эти башни действительно нечто особенное: около десяти из них имеют высоту от 5 до 20 метров, а остальные тянутся почти километровой и очень узкой полосой.

28
Самый большой сват, его вертикальная стена над ложем Медии имеет высоту не менее 25 м, а по наклонной стороне около 15 м .

29
Бабушкин зуб над Мартулько. Его высота около 10 м.

На высоте 1700 метров Дедец возвышается над долиной Камнишке Бела, которая имеет совершенно особенный вид, так как представляет собой настоящую «голову» на узкой шее, а группа башен на Камнишке седловине называется Бабе. Рядом с Иго знают одинокую скалу Стари-дедец высотой два метра, и одинокая колонна Дедец тоже находится под зеленским колосом. Мы знаем довольно много зобов Бабджи: известняковый зоб Бабжи на Еловице имеет высоту около 30 метров, зоб Бабжи из доломита над Мартулько имеет высоту 10 метров, а зоб Бабжи на Студоре имеет размеры четыре метра. Есть также много разных маленьких зубов Бабы или камней, называемых Баба. О некоторых из них упоминает и Павел Медвешчек в книге «Пусть в люлина сэнко». Интересная скала Бабьи зоб находится в Кочевш-под-Войскем.

30
Бабьи зоб в Кочевш-под-Войски

Одинокие скалы в Словении имеют много других названий, например. Бревенчатая печь, Карстовый стол, Поворот и др. Многие из них названы в честь людей, мы уже упоминали Окаменелую Свадьбу, но мы также знаем скалу Каменного Человека (Можице) на Врбице на Ишке, Окаменевшего Человека над Колпо, Каменных Людей на Жебнике или Одинокого Близнеца. . К сожалению, имена во многих местах уже затерялись, и хотя таких скальных отшельников здесь немало, но для большинства из них мы даже не можем найти подходящее название.

Холмы и горы бабушки и дедушки

В Словении также много холмов и особенно гор с такими названиями. Интересно, однако, что Бабов больше, чем Дедов. Несколько холмов и гор под названием Дедец: Лучки Дедец над Корошицей, Камнишки Дедец, Дедец рядом с Крвавцем. Некоторые бабы: Любельска Баба, Довшка Баба, Лучка Баба, Баба над Блейско Добрава, Велика Баба над Езерски, Велика Баба над Бовец, Баба...

31
Дедушкины фонари

32
Велика Баба над Езерски

Мифологические бабушки и дедушки

Слово баба имеет в словенском языке множество семантических категорий: оно может обозначать старуху, демона, привидение или ведьму, сухое, пересохшее русло реки или ущелье, темную тучу, приносящую бурю с дождем или мокрую снег и последний пучок травы. Аналогично и в других славянских языках. Бабджи кот обычно является местом, откуда над холмом спускаются грозовые тучи. Кроме того, в нашей стране Баба фигурирует в составных именах, зуб Бабджи, нос, голова, гора, холм, ручей, вершина, колодец, поле, холмик. Уменьшительные формы Babuna, Babunica, Babunja для названий воды также происходят от старославянского *baba. Баба также связан с оронимом Бабикой.

Жива пастырская традиция о каменных «бабушках», связанных с водой, влагой, грязью и плодородием пастбищ. До недавнего времени, во время своего первого ежегодного восхождения на Велику Планину над Камником, пастухи оставляли несколько монет или буханку хлеба в месте, называемом «Живот Бабджи» или «Желудок Собаки», с намерением, чтобы Баба забрал подарок. , потому что иначе она бы "гуляла с этим градом". В русском фольклоре баба — это мифическая старуха, которая приносит людям «живую воду», или дождь.

Нико Курет предполагал, что топонимы Баба и Мож сохранили следы прежних верований в мифических существ, олицетворявших смерть, зиму, холод и бурю. Змаго Шмитек показал мифологическое наименование ландшафта Нижней Австрии именами топонимов. Горная вершина Эчер (1893 м), задокументированная около 1100 г. как Отзан, имеет особое значение. Первоначально имя означало «Отец» или «Дедушка». Рядом с ним находятся две соседние вершины Кляйнер Эчер («Маленький глаз») и Шварцер Эчер («Черный глаз»). Между малой и большой вершинами уже в 1352 г. зафиксировано ледниковое название Teufelsrigel, «Ребро Дьявола» (мифологическое название ландшафта см. в записях > Троица). Название Очанец могло относиться к славянскому громовержцу Перуну, поскольку орографическая ситуация напоминает хорватский ороним Перун, который также включает пики Перунско и Перунич. Такое мифологическое имя известно и в балтийской мифологии, где громовержца Перконса или Перкунаса тоже звали Дедом. Поэтому мы можем справедливо предположить, что словенские имена, такие как Дед, Баба, Очанец и другие названия холмов или одиноких скал, имели мифологическое происхождение.

Мы также можем связать их с «пещерами погоды», из которых, по народному поверью, исходили бури. Такие пропасти есть и на холме Очанец; самый большой из них лежит на западной стороне горы, недалеко от вершины. Если кто-нибудь бросит в эту дыру камень, из него задымится туман и начнется дождь, даже если до этого небо было совершенно чистым. У нас есть много отчетов из Вальвасора по этому поводу. Бросание камней в пропасти или озера могло быть только подражанием действию громовержца Перуна, преследовавшего своего противника молниями, громом и направляющими каменными стрелами (в виде топора).

Возможно, речь идет и о представлениях о том, что боги были изначальными предками людей на земле. Таким образом, Баба и Дедушка будут богами, воплощенными в камне или горе, богом-отцом (небесным отцом) и богиней-матерью. Нечто подобное мы знаем из поэмы «О полку Игореве», где русские названы внуками Дажьбога. Названия больших холмов и гор также могли быть рождены от таких изображений, чтобы защитить людей.

Айдова девушка

В Юлийских Альпах мы также знаем айдовскую девушку. Она жила под нависающими стенами Присанки и вела путешественников по сугробам через Вршич в Тренто. Когда путники возвращались, они оставили ей пищу под Присанеком, так что она никогда не испытывала ни жажды, ни голода. Но она тоже была пленницей. Она посещала молодых матерей и пророчила новорожденным их судьбу. Однажды ночью она посетила крестьянку в Тренте, которая только что родила сына. Пока мать спала, девочка-гречиха молча подошла к ребенку и напророчила, что он станет охотником, выстрелит в Золотой Рог и с помощью его рогов заполучит в свои руки баснословные богатства. В свою каменную вечность она пришла при Присанко, потому что ее сестры, девушки из Айдовы, прокляли ее, когда услышали пророчество, предсказывающее гибель Золотого Рога.

Особого места, безусловно, заслуживает обсуждение названий горных пород с плато Баньска и более широкой области, где жили последние старообрядцы в Словении. Самый большой спектр мифологических имен, несомненно, известен именно в этой местности – и помимо имен фиксируются также предания и народные поверья. Помимо самых известных камней Змеиной Головы, особое место в поверьях занимали и другие скалы. Не некоторые из них также совершали старообрядческие обряды, напр. на скале Камртна в долине Идрийца. Многие скалы и одиночные столбы, вероятно, получили свое название и мифологическое содержание из-за своего особого вида, особенно на плато Баньска, где отчетливо карстовая местность полна ям, скал и камней всех возможных форм.

Досовременные народы, особенно старообрядцы, переживали окружающий мир совершенно особым образом, чуждым сегодняшней жизни. Они олицетворяли живой и неживой мир природы: животные и растения были существами, равными человеку. Полностью человеческими или, по крайней мере, человекоподобными, часто карикатурными, были существа, олицетворявшие неживую природу: вода, камень, ветер и огонь, словом, все древние первоэлементы. Более того, у каждой реки, у каждого озера, болота или груды камней был свой более или менее дружелюбный обитатель. Для наших предков высокие горы, скорее всего, были запретной зоной, полной недоступных тайн. Необычные скальные образования стали ориентирами разрешенной территории. Во многих мифологических и религиозных традициях пики предназначены для богов и поклонения им.

Литература

∙ Пук, М.: Младенцы и дедушки. – Протей. Ежегодный 47, нет. 5 (январь 1985 г.), с. 167-174
∙ Primc, J.: Окаменевший человек и другие истории из долины Верхней Колпы: (из Бабне-Поле и Презида через Герово, Чабру) Осилницу, Кузлье, Костел, Фаре-ду-Дол и Предград). – Кмечки стекла, 1997
∙ Стритар, М.: Младенцы и дедушки: мифологическая прогулка среди окаменевших грешников. – Горный вестник. 110 год, нет. 11 (ноябрь 2005 г.), с. 52-55
∙ Шкодич, Д.: О бабушках и дедушках: старая легенда из Камникского района. – Горный вестник. 110 год, нет. 11 (ноябрь 2005 г.), с. 48-52
∙ Медвещек, П.: Подобнник, Р.: Полет в тень луны: рассказы о старых верованиях. – Таура, 2006
∙ Шмитек, З.: Мифологическая традиция словенцев: священные места прошлого. – Студенческое изд-во, 2004
∙ Нахтигаль, Р.: Древнерусский эпос Слово о полко Игореве. – Словенская академия наук и искусств, 1954 г.
∙ Валвасор, СП: Честь и слава герцогства Карниола I. – Институт земли Крайна, 2009 г.
∙ Рудольф Баджура: Народная география. – Государственное издательство Словении, 1953 г.

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года

[видео]

Часть 1

Язычество и шаманизм

[видео]

Часть 1

История традиционной культуры

Поиск

Журнал Родноверие