Долгое время считалось, что Кривичи — это славянское племя, пришедшее с юга в процессе расселения славян на восток и занявшее обширные территории от Смоленска на юге и до Изборска и Пскова на севере.

Однако многие современные исследования говорят нам, что с кривичами не все так просто. В этой статье попробуем разобраться с их историей.

Данные, которые имеются в распоряжении современной исторической науки, дают повод считать устарелой мысль о приходе кривичей с юга. Действительно, тяжело представить, чтобы такое большое и сильное племя как кривичи, к середине — второй половине IX века имевшее сразу несколько крупных племенных центров, могло быть вытеснено с юга полянами, северянами и дреговичами, как в свое время считал П.Голубовский и другие исследователи. Кроме того, очень сильно отличаются археологические культуры кривичей и славян Среднего Приднепровья. Отличие наблюдается и в языковых особенностях этих славянских групп.

В начале 20-х годов XXI века ученые К.Буга и А.Спицин озвучили мысль о том, что Кривичи пришли не с территории современной Украины в свои земли, а прямым путем через территорию нынешней Польши минуя Среднее Приднепровье. В последнее время этот взгляд на разностороннем научном материале (археологическом, лингвистическом и топонимическом) подтвердил В.Седов. Он в частности обратил внимание на существование кривичских топонимов на польских землях. Они присутствуют в бывших губерниях: Варшавской, Келецкой, Плоцкой, Седлецкой и Пертековской. Oсобенно много кривичских топонимов в бывшей Сувалксой губернии: Крейвяны, Крейвае, Крейва, Крживульки, Крживец, Кревнишки, Крживе, Крейвинцы, Крейве и т.д.

Как видим, кривичами они назывались еще до прихода на нашу землю. Про это название еще существует легенда, согласно которой кривичи свое имя унаследовали от средней дочери мифического славянского царя Богумира-Скревы и потому первоначально назывались скривичами (скревичами). В подтверждение этого приводится документ, согласно с которым римский папа в 834 г. назначил Ансгария своим легатом ко всем северным народам, в том числе к славенам и скридевиндам. Под последними видимо и нужно понимать скривичей. Можно предположить, что начальное "с" в дальнейшем могло отпасть при сбеге трех согласных и название получило форму "кревы", "кривы", "кривичи".

М.Касторский и некоторые другие ученые на на основании свидетельств Адама Бременского и Петра Дусбурга считали, что кривичи получили свое название от литовского языческого жреца Крева-Кревейты. А.Киркор даже утверждал, что первоначальное название Вильно — Крева город — походит от имени жреца Креве, который жил в этом городе. Однако если он и действительно существовал, то скорее не он дал название целому племени, а наоборот, сам мог быть выходцем из кревов-кривичей, откуда и могло пойти название языческого сана.

Вероятно, что дальнейшее продвижение кривичей на север северо-восток было остановлено ильменскими славенами, и это вынудило часть кривичей повернуть на юг и осесть на р.Полоте. Возникновение Полоцка на правом берегу Двины — еще одно доказательство того, что кривичи шли сюда с севера, а не с юга, из Приднепровья. О кривичах как первых жителях Полоцка есть так же ясное и бесспорное свидетельство летописи ("Перьвии насельници в Полотьске — кривичи"). Полоцк стал стал одним из крупнейших опорных пунктов кривичей после Крева и Кривич-города (Вильно), что дало ему возможность стать в дальнейшем государствообразующим центром.

При этом причиной переселения кривичей на север являлось вовсе не их вытеснение туда другими славянскими племенами. Дело совсем в другом. Причины и условия этой миграции могут быть поняты с привлечением данных палеоклиматологии. Первые четыре века нашей эры в Средней Европе были весьма благоприятны для жизни и сельскохозяйственной деятельности, которая была основой всей жизни как протославянских, так и германских племен, заселявших эти пространства. Так, в ареале Пшеворской культуры, где была сосредоточена часть протославянского населения, наблюдается усовершенствование орудий земледельческого труда. Археологические материалы свидетельствуют о значительном росте числа поселений в это время, о заметном увеличении численности населения. А вот с конца IV в. наступает похолодание. Особенно холодным было V столетие. Резко повысилась увлажненность земли, что обусловлено и увеличением выпадения осадков, и низкими температурами, и трансгрессией Балтийского моря. Период от конца IV до середины VI в. в лесной зоне Европы был крайне неблагоприятным во всех отношениях, прежде всего для сельскохозяйственной деятельности. Большинство поселений в результате повышения уровня рек, озер и грунтовых вод оказалось затопленными, а участки земли, примыкающие к ним, непригодными для земледелия. Так например, археологически установлено, что в северных районах Германии и Польши уровень вод повысился настолько, что население вынуждено было покинуть значительную часть поселений.

Среднее Повисленье, заселенное преимущественно славянами, характеризуется низменным рельефом, и эти земли пострадали от наводнений и переувлажнения больше всего. Многие поселения, как свидетельствует археология, в начале V в. были покинуты жителями. Значительные массы переселенцев двинулись в восточном направлении по возвышенной гряде в бассейн Немана, Псковского озера и Ильменя.

Археологами и ранее неоднократно подчеркивалось, что основная масса псковских длинных курганов расположена на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах в стороне от крупных водоемов.

Именно о таком направлении миграции славянского населения — будущих кривичей — говорят и данные топонимики. Ю. Удольф, много внимания уделивший изучению направлений славянского расселения в Восточной Европе по данным географической номенклатуры, устанавливает, что одним из крупных путей миграции было направление от Среднего Повисленья на среднее течение Нериса-Вилии и далее в Псковскую землю.

Этот миграционный поток славян достиг бассейнов озер Псковского и Ильменя и распространился далее на восток. Это были кривичи русских летописей.

Начиная с VII в. наступает потепление. Уровень вод в реках и озерах опускается, площади, занятые болотами, значительно сокращаются. Наступает время весьма благоприятное для сельскохозяйственной деятельности. В это время в бассейне Ильменя расселяется другая племенная группировка славян — словене ильменские, ранними памятниками которых являются сопки и синхронные им селища. Топография их свидетельствует, что словене расселялись уже не выбирая высоких местностей, они осваивали наиболее плодородные участки, в том числе ранее залитые речные и озерные долины.

Этот маршрут расселения кривичей подтверждает и археология. Для изучения времени и процесса славянского расселения в северной части русской равнины большой интерес представляют В-образные рифленые пряжки, обнаруженные в ранних длинных курганах Полибино, на Ловати, Линдора и Рысна-Сааре на юго-западном побережье Псковского озера, в Млевском бору в бассейне реки Мсты, Усть-Белой на Кабоже. В-образные рифленые пряжки впервые появились в среднеевропейских землях в период между 350 и 450 гг. н. э. Что по времени как раз совпадает с формированием славянской культуры. В первой половине V в. такие пряжки различных вариантов распространяются весьма широко. Исследователями замечено, что серии находок В-образных рифленых пряжек в тех или иных регионах Европы являются надежным свидетельством перемещения более или менее крупных групп населения, что находит подтверждение в письменных источниках. Поэтому широкое распространение В-образных рифленых пряжек в бассейне Немана и далее в восточном направлении вплоть до бассейна реки Чагодощи следует рассматривать как свидетельство миграции сюда населения из среднеевропейского региона.

Таким образом кривичи — это не близкие родственники полян, древлян, северян и дреговичей, а самостоятельная крупная ветвь славян, мигрировавшая с запада, по пути пройдя через земли заселенные балтами и ассимилировавшая какие то из их племен, что и дало в итоге культурную близость кривичей и балтов, которую отмечают многие исследователи.

Поиск

Журнал Родноверие