Ноябрьское посещение могил умерших родственников, зажигание им свечей и принесение цветов – эти обычаи на польских землях вовсе не ввели христианство.
В предисловии к желтому тюльпану, сборнику стихов поэта Дениса Левертова, Чеслав Милош писал о поляках так:
Также не совсем точно, что в результате принятия крещения в десятом веке этот народ стал христианским. Возможно, он создал свою собственную форму религии, несколько похожую на христианство, но более похожую на анимизм, в основе которого, как известно, лежит культ предков и связь с их духами.
Преувеличение? Возможно. Ведь и другие народы, которые много веков назад приняли веру во Христа, многое сохранили от языческих обычаев, относящихся к миру мертвых. Хотя бы хорошо нам известный сегодня англосаксонский Хэллоуин, чтобы далеко не заглянуть.
Ба! Большинство христианских праздников и обычаев относятся к древним традициям. Такое Рождество, например, вместе с елкой, подарками или омелой. Может быть, в польской, полуязыческой религиозности нет ничего особенного?
Здесь, однако, сразу приходят в голову аргументы, свидетельствующие о некоторой уникальности. Первым, нетрудно догадаться, был Марианский культ. Конечно, кто – то может сказать, что во многих регионах поклонение родительнице Иисуса заменило древнее языческое поклонение матери — и это будет справедливо.
Только, давайте честно признаемся, сколько других мест в мире Мария (королева Польши, напоминаем!) стала, собственно, главным объектом культа? Где еще она, как и у нас, вышла на первый план — перед Богом Отцом, Сыном и Святым Духом?
А выдвинулась, подчеркнем, уже в Средние века, что многие историки связывают с широко распространенным среди наших предков культом Мокоши, считавшейся славянской Матерью — Землей. Поскольку поклонение ей было запрещено, кто-то должен был занять освободившееся место.
Но сегодня нас больше всего интересует не Мария. У нас была целая серия Марианских праздников в праздничные дни (еще в стороне: драка из-за концерта Мадонны, я думаю, все помнят, не так ли?), теперь пришло время вспоминать и поклоняться умершим. То есть на христианские торжества Всех Святых и День душ. Хм, христианские?
Деды в школе читали? 1 и 2 ноября с миром мертвых общались наши языческие предки. Целью культивируемых ими обрядов было установление контакта с покойными людьми, завоевание их благосклонности и проявление к ним уважения.
Именно в начале ноября славяне зажигали покойным родственникам свечи и костры (в местах захоронения и у дорог), чтобы те могли согреться, а также чтобы они приходили по призыву вспоминающих их близких. Они также приносили им разные вещи: еду, веточки, травы или цветы.
Ну, на самом деле, как и сегодня. Может быть, кроме этой еды, хотя на польских землях еще в XX веке можно было найти такие места, где и случалось. Но ряды снитчей, букетов и цветов с кладбищ не исчезают.
Кто-то скажет, что ведь адаптированный христианством праздник мертвых отмечается на всех континентах, не только у нас люди приходят на кладбища и зажигают свечи. Но действительно ли в каждой христианской стране 1 ноября такие люди собираются у могил? Неужели на квадратный метр надгробной плиты приходится столько снитчей?
Только что. Но еще одна вещь, достойная размышлений здесь. Сколько на самом деле в польских празднованиях Всех Святых и Дня христианства? Сколько, если серьезно, места в этом для Бога, для святых, для мучеников, которые умерли за веру? Не так много, не так ли? С точки зрения Церкви, это очень важный аспект.
Тем временем поляки приходят на кладбища, чтобы „навестить " умерших родственников, зажечь им свечи, принести цветы и, возможно, попытаться снова почувствовать их присутствие. Они также встречаются по этому случаю с живыми близкими – часто такими, которых они обычно не видят, — чтобы также провести с ними время, поговорить. Так же, как много веков назад все это делали наши языческие предки.
Это плохо? Ну, это уже зависит от индивидуальной оценки, которую мы никому не хотим навязывать. Конечно, не во вкус это священникам, которые предпочли бы, чтобы поляки помнили о Боге и о святых католической церкви.
Не всем верующим, особенно молодым поколениям, нравится протискиваться через многолюдные переулки кладбищ и традиционное зажигание очередных свечей. Многие предпочли бы (а у них не всегда есть выбор) остаться дома или пойти в церковь, помолиться, вспомнить – без всех этих вечных обрядов.
Но до сих пор миллионы поляков, не только старейших, не представляют себе 1 ноября, не зажигая свечи, не принося цветы и не думая о умерших родственниках над их могилами. В нашей стране толпы скорее исчезнут из церквей, чем из кладбищ. Эти обычаи сохранились столько веков, что и в нынешние потребительские времена они легко не погибнут.
И даже красочный и веселый Хэллоуин (то есть-сегодня веселый, потому что когда-то его меньше), хоть и языческий, с ними не победит.